Николай
Брусенцов
канд. соц. наук,
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Т.В. Абанкина – канд. экон.
наук, директор Института
развития образования
Государственного
университета – Высшей
школы экономики
А.С. Бараховский –
генеральный директор
Центра исследования
бюджетных отношений,
г. Москва
И.Н. Колчина – начальник
отдела методологии
финансового обеспечения
и оказания государственных
услуг Департамента бюджетной
методологии Минфина
России
А.Н. Кривенец – заместитель
начальника Управления
бюджетного учета
и отчетности Федерального
казначейства
Т.А. Мороз – руководитель
отдела учета и отчетности,
главный бухгалтер
администрации г. Ставрополя
Е.В. Мухтиярова –
заместитель Министра
финансов Московской
области
С.В. Романов – директор
Департамента бюджетной
методологии Минфина России
Т.В. Саакян – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
В.В. Сидоренко – директор
Департамента экономики
и финансов Правительства
Российской Федерации
главный специалист
Главного контрольного управления
города Москвы
Эксперт номера
Контроль
стимулирует
качество госуслуг
Реализация государственных и муниципальных услуг
в Российской Федерации обеспечена нормами двух законодательных
актов – Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ и Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
В первом случае речь идет о государственных (муниципальных)
функциях, которые осуществляют органы власти (местного
самоуправления), во втором – об услугах (работах),
оказываемых бюджетными и автономными учреждениями.
При этом тщательному контролю за качеством исполнения
услуг подвергаются как упомянутые учреждения, так
и органы власти. Хотя порядок контроля у тех и у других,
безусловно, имеет свои особенности.
Читайте
продолжение
на с. 6
Стр.3
Учредитель
и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Максим Межанский
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Валентин Гирихиди
Главный редактор
Екатерина Богданова
«МЦФЭР Госфинансы»
Руководитель
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Объединенная редакция
Руководитель
Алексей Смирнов
Заместитель руководителя
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Выпускающий редактор
Анастасия Сафонова
Верстка
Галина Радимова
Группа маркетинга
Руководитель
Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Бренд-менеджер
Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Синицина
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
nsinitsina@mcfr.ru
Адрес редакции:
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17.
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем:
129164, г. Москва, а / я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90–82, 8 (495) 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62;
e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать»:
83545 (полугодовой), 83550 (годовой)
«Почта России»:
99077 (полугодовой), 99083 (годовой)
«Пресса России»:
44836 (полугодовой), 44838 (годовой)
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением
авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госуслуги: планирование, учет, налоги»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-45688 от 07.07.2011.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 08.12.2014. Формат 70 Ч 108 1/16.
Усл. печ. л. 7,0. Тираж 7100 экз.
Изд. № 6741. Зак. № 1163-ОП.
Дата выхода в свет 24.12.2014
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1»
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр. И. Яковлева, 15.
Тел. +7(8352) 28-77-98, 57-01-87
www.volga-print.ru
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Наталья Фирсанова
Законные манипуляции
с банковскими картами
Зарплатные проекты
учреждений госсектора
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ISSN 2226-1788
01
Мария Петрянина
Распределение расходов –
не простая формальность
Классификация затрат в учетной политике
2
9 772226 178153
№ 1 январь 2015
25
17
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
Кирилл Чагин
Как эффективнее «продать» детей
Рыночный подход к проблеме
дошкольного образования
10
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Николай Брусенцов, ГКУ г. Москвы
Контроль стимулирует
качество госуслуг
Новая философия предоставления
государственных услуг населению
6
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Изменения законодательства,
вступившие в силу, и актуальные
комментарии к ним
4
Стр.4
КАДРЫ И ОПЛАТА ТРУДА
Татьяна Бахтина
О бедном кассире
замолвите слово
Можно ли «посадить» сотрудника
на проценты от выручки
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Юлия Юрьева
В каких случаях ждать
проверяющих от ФСС РФ
Плановые выездные проверки,
нарушения и санкции
ДОКУМЕНТООБОРОТ
Юлия Котова
Роковые ошибки
в счете-фактуре
За что могут наказать налоговики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Илья Водянов
Какой электронной подписью
заверить первичку
Разногласия Минфина и ФНС России
ГОСЗАКУПКИ
Елена Пластинина, Ольга Лобанова
Привилегии Закона № 44-ФЗ
для сферы образования
Специфика размещения заказа
на отдельные товары (работы, услуги)
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
52
ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Новый порядок расчетов
с потребителями услуг (работ)
Изменения в законодательстве
о социальном страховании
Особенности закупок по агентским
договорам
3
46
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
42
Инструкция № 157н – приказ Минфина России от 01.12.2010
№ 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов
управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных)
учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 174н – приказ Минфина России от 16.12.2010
№ 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 183н – приказ Минфина России от 23.12.2010
№ 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Указания № 65н – приказ Минфина России от 01.07.2013
№ 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации»
36
ДАЙДЖЕСТ-NEWS
Это интересно
64
31
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Ольга Монако
Можно ли признать договор
НИОКР крупной сделкой
Процедура согласования
контракта с учредителем
и наблюдательным советом
СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ
Актуальные вопросы наших
читателей
63
60
Стр.5
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
УТВЕРЖДЕН БЮДЖЕТ РОССИИ НА ПЕРИОД 2015–2017 ГОДОВ
Документ
Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
В основу бюджета заложен базовый уровень цен на нефть около
96$ за баррель и среднегодовой курс $ 37,7 руб. Предполагаемый
уровень инфляции на 2015 г. – 5,5%. Далее прогнозируется
замедление темпов инфляции до 4,5% в 2016 г. и до 4%
в 2017 г. По мнению законодателей, конструкция бюджета обладает
значительным запасом прочности в связи с корректировкой
бюджетного правила, которая позволяет направлять дополнительные
нефтегазовые доходы на замещение выпадающих доходов
и источников финансирования дефицита. Согласно документу
в 2015 г. поступления в доходную часть бюджета составят
15,082 трлн руб., расходы – 15,513 трлн руб., дефицит – 430,7 млрд
руб. (0,6% ВВП). На 2016 г. прогнозируются доходы в размере
15,796 трлн руб., расходы – 16,272 трлн руб., дефицит – 476,3 млрд
руб. (0,6% ВВП). В 2017 г. доходы составят 16,548 трлн руб., расходы
– 17,089 трлн руб., дефицит – 540,9 млрд руб. (0,6% ВВП).
Основные ресурсы в 2015 г. будут направлены на укрепление обороноспособности
страны. По сравнению с 2014 г. расходы бюджета
увеличатся: на национальную оборону на 33% (до 3,287 трлн
руб.), на национальную экономику на 8% (до 2,365 трлн руб.), на
социальную политику на 15% (до 4,001 трлн руб). Расходы на образование
снизятся на 5% – до 618 946,0 млн руб., на здравоохранение
на 22% – до 421 073,9 млн руб.
ВЕЛИЧИНУ МРОТ УВЕЛИЧИЛИ
Документ
Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ «О внесении
изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном
размере оплаты труда”»
С 1 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда увеличен
на 7% и составляет 5965 руб. Для сравнения в 2014 г. сумма
МРОТ была 5554 руб. МРОТ устанавливается федеральным законом
одновременно на всей территории России.
полностью отработали за месяц норму рабочего времени и выполнили
нормы труда (трудовые обязанности)
ст. 133 Трудового кодекса РФ).
4
МРОТ полагается всем без исключения сотрудникам, которые
(часть третья
№ 1 январь 2015
Стр.6
Региональные
нормативные документы
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
РАЗРАБОТАН ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Документ
Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об
утверждении примерного перечня социальных услуг по видам
социальных услуг»
Примерный перечень социальных услуг утвержден в рамках
реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В перечне выделены: 1) социально-бытовые услуги;
2) социально-медицинские услуги во всех формах социального
обслуживания; 3) социально-психологические услуги во
всех формах социального обслуживания; 4) социально-педагогические
услуги во всех формах социального обслуживания;
5) социально-трудовые услуги во всех формах социального
обслуживания; 6) социально-правовые услуги во всех формах
социального обслуживания; 7) услуги в целях повышения
коммуникативного потенциала получателей социальных услуг,
имеющих ограничения жизнедеятельности, в т. ч. детей-инвалидов,
во всех формах социального обслуживания; 8) срочные
социальные услуги (в т. ч. обеспечение бесплатным горячим
питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой,
обу вью и другими предметами первой необходимости; содействие
в получении временного жилого помещения и пр.).
Данное постановление вступило в силу с 1 января 2015 г.
УТОЧНЕН ПОРЯДОК ОТЧЕТНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
Документ
Федеральный закон от 01.12.2014 № 406-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам обязательного социального
страхования»
Страхователь обязан предоставлять ежеквартально в составе
расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ
и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС сведения
о страховых взносах и страховом стаже. Также изменились сроки
предоставления соответствующей отчетности в ФСС РФ. Принято
решение о сохранении на 2017 г. прежних ставок страховых взносов
для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
Отметим также, что в плановом периоде 2016–2017 гг. размеры
и порядок уплаты тарифов на обязательное соцстрахование не
изменится и будет осуществляться в соответствии с Федеральным
законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ (см. Федеральный закон от
01.12.2014 № 401-ФЗ).
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
5
Стр.7
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Контроль
стимулирует
качество госуслуг
Николай Брусенцов,
канд. соц. наук,
главный специалист
Главного контрольного
управления
города Москвы
С июня 2012 г. полномочия по контролю в сфере
предоставления государственных услуг города
Москвы закреплены за Главным контрольным
управлением данного субъекта РФ. Управление
входит в структуру Правительства Москвы и напрямую
подчиняется мэру города. О полномочиях
контролирующей структуры, практике проведения
плановых выездных проверок рассказывает наш эксперт.
– Какие функции закреплены за
Главным контрольным управлением
города Москвы?
– В силу Положения о Главном контрольном
управлении города Москвы1
оно является функциональным органом
исполнительной власти, осуществляющим
контроль за предоставлением
государственных услуг.
Определение данных услуг закреплено
в Законе № 210-ФЗ2, согласно которому
к ним относится деятельность
органа власти (местного самоуправления)
по реализации функций этого органа
в пределах его полномочий, осуществляемая
по запросам заявителей3.
Порядок предоставления каждой
государственной услуги утвержден
в соответствующем административном
регламенте. Контроль исполнения
этих регламентов и поручен Главному
контрольному управлению4.
Осуществляется контроль исполнения
административных регламентов
посредством проведения проверок
органов исполнительной власти города
Москвы, подведомственных им органов
местного самоуправления, а также
многофункциональных центров
предоставления государственных услуг
(МФЦ).
Таким образом, контрольная деятельность
Управления ориентирована
на осуществление последующего контроля
сферы предоставления госуслуг.
На организации же, участвующие
в предоставлении услуг (органы власти,
органы местного самоуправле1
Утверждено постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП.
2 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг».
3 Часть 2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ.
4 В соответствии с Порядком контроля исполнения административных регламентов предоставления государственных
услуг в городе Москве (далее – Порядок), утв. постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 № 546-ПП
«О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве» (далее – Постановление № 546).
6
№ 1 январь 2015
Стр.8
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
ния, МФЦ), возложены обязанности
проведения текущего контроля исполнения
регламентов. Он включает
соблюдение исполнения должностными
лицами (работниками) положений
административных регламентов, иных
правовых актов, устанавливающих
требования к предоставлению госуслуг,
а также принятыми в процессе их
оказания решениями посредством1:
правовой экспертизы проектов решений
и документов, подтверждающих
предоставление государственной
услуги;
проведения проверок соблюдения
последовательности действий, порядка
принятия решений, определенных
административными регламентами.
–
В чем состоит суть контрольных
мероприятий Управления?
– В течение календарного года
Главным контрольным управлением
проводится от 10 до 20 плановых выездных
проверок исполнения административных
регламентов.
Наибольшее число нарушений, выявляемых
в ходе их проведения, связано
с несоблюдением требований
правовых актов в части порядка организации
предоставления государственных
услуг, сроков их оказания,
либо отказом в предоставлении услуг
по основаниям, не предусмот ренным
административным регламентом. А
также предоставлением услуг в отсутствие
оснований для этого.
Отдельное внимание уделяется выявлению
системности нарушений административных
регламентов, поскольку
это значительно снижает
эффективность их применения.
К примеру, необоснованное требование
документов при обращении за
1 Пункт 6 Порядка.
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
7
предоставлением государственной услуги,
или несвоевременное направление
запроса с использованием межведомственного
информационного взаимодействия,
могут свести на нет усилия
работы нескольких десятков сотрудников
органов исполнительной власти,
участвующих в разработке регламента.
При этом временные затраты на разработку
и введение в действие административного
регламента составляют от
двух до шести месяцев.
Результаты проведения проверки
оформляются актом, в котором отражается
объективная картина состояния
дел по предоставлению услуги в
соответствующем периоде.
По итогам проведения проверок
Главное контрольное управление создает
предложения по устранению выявленных
нарушений и недостатков.
– Создать предложения по
устранению нарушений недостаточно.
Нужны и более действенные
шаги повышения качества государственных
услуг…
– На основе наших проверок регулярно
корректируется законодательство,
регламентирующее
порядок
предоставления государственных услуг
города Москвы. К примеру, за последние
12 месяцев трижды вносились
изменения в Постановление
№ 546 – основной документ, регулирующий
взаимодействия
в сфере
предоставления госуслуг. Ведется непрерывная
работа по улучшению административных
регламентов.
Государственные
услуги города Москвы
становятся более удобными и доступными
для всех категорий граждан.
В целях обеспечения потребности
физических и юридических лиц в госуслугах,
доступности и качества их
Стр.9