Татьяна
Саакян
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Т.В. Абанкина – канд. экон.
наук, директор Института
развития образования
Государственного
университета – Высшей
школы экономики
А.С. Бараховский –
генеральный директор
Центра исследования
бюджетных отношений,
г. Москва
И.Н. Колчина – начальник
отдела методологии
финансового обеспечения
и оказания государственных
услуг Департамента бюджетной
методологии Минфина
России
А.Н. Кривенец – заместитель
начальника Управления
бюджетного учета
и отчетности Федерального
казначейства
Т.А. Мороз – руководитель
отдела учета и отчетности,
главный бухгалтер
администрации г. Ставрополя
Е.В. Мухтиярова –
заместитель министра
финансов Московской
области
С.В. Романов – директор
Департамента бюджетной
методологии Минфина России
Т.В. Саакян – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
В.В. Сидоренко – директор
Департамента экономики
и финансов Правительства
Российской Федерации
действительный государственный
советник Российской Федерации
3-го класса
Эксперт номера
Что год грядущий
нам готовит
В 2015 г. будет своего рода юбилей – 5-летие вступления
в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, положившего
начало реализации фундаментальной реформы
системы оказания государственных и муниципальных услуг.
За этот период и органами государственной власти (местного
самоуправления), и органами, выполняющими функции
и полномочия учредителей, а также самими бюджетными
и автономными учреждениями проделана немалая работа.
Заключительным аккордом которой стало введение базовых
перечней государственных и муниципальных услуг (работ),
а также создание единого подхода к нормированию затрат
на выполнение госзадания.
Читайте
продолжение
на с. 6
Стр.3
Учредитель
и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Максим Межанский
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Валентин Гирихиди
Главный редактор
Екатерина Богданова
«МЦФЭР Госфинансы»
Руководитель
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Объединенная редакция
Руководитель
Алексей Смирнов
Заместитель руководителя
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Выпускающий редактор
Анастасия Сафонова
Верстка
Галина Радимова
Группа маркетинга
Руководитель
Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Бренд-менеджер
Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Синицина
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
nsinitsina@mcfr.ru
Менеджер
Надежда Ростова
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 23-12
nrostova@mcfr.ru
Адрес редакции:
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17.
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем:
129164, г. Москва, а / я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90–82, 8 (495) 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62;
e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать»:
83545 (полугодовой), 83550 (годовой)
«Почта России»:
99077 (полугодовой), 99083 (годовой)
«Пресса России»:
44836 (полугодовой), 44838 (годовой)
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением
авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госуслуги: планирование, учет, налоги»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-45688 от 07.07.2011.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 06.11.2014. Формат 70 Ч 108 1/16.
Усл. печ. л. 7,0. Тираж 7100 экз.
Изд. № 6571. Зак. № К-1909.
Дата выхода в свет 19.11.2014
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 2226-1788
12
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Наталья Фирсанова
В Инструкцию № 157н
внесли изменения
Анализируем новации бухучета
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Мария Петрянина
Зачем разделили учет расчетов
по НДС
Практика применения счета 210 10
2
9 772226 178146
№ 12 декабрь 2014
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Татьяна Саакян, Минфин России
Что год грядущий нам готовит
Значимые события 2014 г. и перспективы на будущее
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
Кирилл Чагин
Как ликвидировать дефицит мест
в детских садах
Механизмы решения проблемы и опыт регионов
6
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Изменения законодательства,
вступившие в силу, и актуальные
комментарии к ним
4
11
17
26
Стр.4
КАДРЫ И ОПЛАТА ТРУДА
Татьяна Бахтина
По труду и награда
Порядок выплаты годовых премий
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Анастасия Ловидова
За перевыполнение задания
учредитель не похвалит
Возможные случаи исполнения госзадания
и их последствия
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Наталья Молчановская
Электронная система: роскошь
или необходимость?
Откуда бухгалтеру почерпнуть новые
знания
ГОСЗАКУПКИ
Елена Пластинина, Евгений Миронов
У медучреждений –
свои правила
44
Специфика закупки медицинского
оборудования и лекарственных средств
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Инна Авдеева
За что могут отобрать
лицензию
Требования законодательства
и проверки их соблюдения
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
50
ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Новый порядок расчета нормативных
затрат на выполнение госзадания
Ошибки при оформлении счета-фактуры
Особенности закупок в образовательных
организациях
3
41
36
30
ОШИБЛИСЬ – ПОМОЖЕМ
ИСПРАВИТЬ
Ангелина Селезнева
Закупочные промахи
Нарушения положений законодательства
о контрактной системе
СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ
Актуальные вопросы наших
читателей
ДАЙДЖЕСТ-NEWS
Новогодний фейерверк
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
Инструкция № 157н – приказ Минфина России от 01.12.2010
№ 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов
управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных)
учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 174н – приказ Минфина России от 16.12.2010
№ 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 183н – приказ Минфина России от 23.12.2010
№ 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Указания № 65н – приказ Минфина России от 01.07.2013
№ 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации»
60
64
56
Стр.5
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
УТОЧНЕН ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСЗАДАНИЯ
Документ
Постановление от 11.10.2014 № 1042 «О внесении изменений
и признании утратившими силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации»
В случае если бюджетное или автономное учреждение оказывает
государственные
услуги (выполняет работы) сверх
установленного госзадания за плату, нормативные затраты
на уплату налогов рассчитываются пропорционально доходам,
полученным от оказания платных услуг и осуществления
иной приносящей доход деятельности, и размеру субсидии.
Если учреждение оказывает госуслуги в рамках установленного
задания и участвует в территориальных программах ОМС,
нормативные затраты на потребление электроэнергии, тепловой
энергии и уплату налогов уменьшаются в размере затрат,
включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи,
установленную базовой программой ОМС.
Госзадание (если оно не содержит гостайну) формируется в информационной
системе Минфина России в электронном виде
и подписывается усиленной квалифицированной электронной
подписью представителя ГРБС либо органа-учредителя.
РАЗЪЯСНЕНЫ ВОПРОСЫ ПО СПЕЦОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
Документ
Информация Минтруда России «Типовые вопросы и ответы
по специальной оценке условий труда»
Подготовлены ответы на часто задаваемые вопросы. В частности,
указано, что работодатель вправе, а не обязан снизить
класс (подкласс) условий труда при применении эффективных
средств индивидуальной защиты. В случае несогласия работника
с результатами специальной оценки условий труда он
может обратиться в орган исполнительной власти по охране
труда для проведения экспертизы или в Государственную инспекцию
труда по месту нахождения работодателя.
Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны
иметь высшее образование; дополнительное профессиональное
образование, предусматривающее изучение вопросов
оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа; опыт практической
работы в области оценки условий труда (например, аттестации
рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.
4
№ 12 декабрь 2014
Стр.6
Региональные
нормативные документы
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПОДГОТОВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ ГОСЗАДАНИЙ
Документ
Письмо Минфина России от 01.10.2014 № 02-01-09/49180
<О направлении Методических рекомендаций по установлению
общих требований к порядку расчета объема финансового
обеспечения выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг
(выполнение работ)>
Положения Методических рекомендаций применяются при
расчете объема финансового обеспечения заданий и формировании
проектов бюджетов на 2016 и плановый период 2017–
2018 гг. С учетом рекомендаций федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъекта
РФ, органы местного самоуправления должны утвердить общие
требования к порядку определения нормативных затрат
на оказание государственных и муниципальных услуг, применяемых
при расчете объема субсидии на финобеспечение выполнения
задания. При определении нормативных затрат на
оказание услуги учитываются затраты, непосредственно связанные
с ее оказанием, и на общехозяйственные нужды, детализированные
по определенным группам.
Выбор метода определения нормативных затрат для каждой
группы осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных
и иных особенностей, с учетом нормативов, установленных
в т. ч. ГОСТами, СНиПами, СанПиНами.
ОТРАЖЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ
Документ
Письмо Минфина России от 08.10.2014 № 02-07-07/50609
Денежные средства, поступившие в качестве обеспечения заявок
на участие в конкурсах и аукционах в соответствии с Федеральным
законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также иные обеспечения
учитываются как денежные средства, полученные во
временное распоряжение. По своей экономической сущности
данные поступления не являются доходами учреждения. В соответствии
с положениями разд. V Указаний № 65н, операции,
приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств
и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, отражаются
с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов»
(610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
Таким образом, поступление (выбытие) денежных средств во
временное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения
в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или
аукционе следует отражать по коду 510 (610) КОСГУ.
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
5
Стр.7
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Что год грядущий
нам готовит
Татьяна Саакян,
действительный
государственный советник
Российской Федерации
3-го класса
Прощаясь с 2014 г., мы решили отметить события,
ставшие знаковыми для профессиональной
деятельности бюджетных и автономных учреждений.
А также заглянуть в будущее, чтобы
узнать, какие сюрпризы готовят нам законодатели
в обозримой перспективе. Как выяснилось,
впереди нас ждут большие перемены. О них и поговорим
с нашим экспертом.
– Татьяна Васильевна, какие события
уходящего года Вы считаете
наиболее значимыми для учреждений
госсектора?
– Одна из основных задач, которую
удалось решить в этом году совместными
усилиями ключевых федеральных
министерств, – это формирование
базовых и ведомственных перечней
государственных и муниципальных
услуг1. Данная работа велась несколько
лет специально созданной рабочей
группой Минфина России.
Сегодня в информационной системе
«Электронный бюджет» на согласовании
в Минфине на различных стадиях
завершения находятся 29 базовых
перечней государственных и муниципальных
услуг (работ). Они включают
более 37 тысяч конкретных услуг и работ,
которые в соответствии с законодательством
могут получить бесплатно
граждане на территории Российской
Федерации.
Необходимо завершить эту большую
работу и разместить утвержденные
базовые перечни услуг и работ в
сети Интернет, чтобы органы-учредители
смогли сформировать на их основании
свои ведомственные перечни.
Главный смысл преобразования состоит
в том, что только на основании
ведомственных перечней можно будет
сформировать государственное
(муниципальное) задание. По тем услугам
(работам), которых нет в перечне,
нельзя ни определить задание, ни
соответственно получить субсидию.
На будущий год у нас запланировано
решение еще одной важной зада1
Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней
государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней
государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями,
и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных
(муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской
Федерации (муниципальными учреждениями)».
6
№ 12 декабрь 2014
Стр.8
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
чи в рамках реализации п. 4 ст. 69.2
Бюджетного кодекса РФ. Федеральные
министерства, осуществляющие
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в установленных
сферах деятельности, должны утвердить
общие требования к порядку
определения нормативных затрат на
оказание услуг (выполнение работ), а
также на содержание государственного
и муниципального имущества.
Согласно им будет производиться расчет
и обоснование бюджетных ассигнований
на финансовое обеспечение выполнения
задания на 2016–2018 гг. при
формировании проектов бюджетов.
Конечно, формулы расчета нормативов
затрат на оказание государственных
(муниципальных) услуг (работ)
федеральными
учреждениями
существуют
и сейчас1. При этом в субъектах
РФ и муниципалитетах утверждены
собственные рекомендации
определения таких затрат. Теперь основные
правила расчета субсидий на
выполнение задания для органов-учредителей
будут определяться соответствующими
федеральными министерствами
по тем услугам, которые
включены в их базовые реестры.
– В 2015 г. меняется порядок планирования
закупок для государственных
и муниципальных нужд.
Что учесть заказчикам?
Если понадобится
уточнить показатели
планирования, можно ли будет
подкорректировать план закупок
и план-график?
– Каждый заказчик, на которого
распространяется
законодательство
о контрактной системе2 (а это казенные
и бюджетные учреждения, органы
власти), должен осуществлять
планирование закупок. При этом требование
Закона № 44-ФЗ о необходимости
формирования плана закупок и
плана-графика закупок вступает в силу
с отложенным сроком – с 1 января
2015 г., если не принято решение о досрочном
вводе в действие ст. 17 и 21
данного Закона.
Чтобы обеспечить таких «революционеров»
нормативной правовой базой,
Правительством РФ еще в 2013 г.
утверждено два важных постановления
– № 1043 и № 10443, которыми
установлены требования к формированию
планов закупок и планов-графиков
субъектами РФ и муниципалитетами,
и формы этих документов.
В обязательном порядке заказчики
начнут осваивать новую систему планирования
в середине 2015 г. в период
составления проекта закона (решения)
о бюджете.
В целях подготовки к этому серьезному
процессу будут утверждены соответствующие
нормативные правовые
акты (в т. ч. по планированию и
нормированию закупок), а также создан
качественный информационный
продукт, т. к. при составлении плана
1 Приказ Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 от 29.10.2010 «О методических рекомендациях
по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг
и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений».
2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению
планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных
нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»; от 21.11.2013 № 1044 «О требованиях
к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд
субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок
товаров, работ, услуг».
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
7
Стр.9