ФИНАНСОВЫЙ СПРАВОЧНИК
БЮДЖЕТНОЙ
организации
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
В.Н. ЛАПУШКИНА – председатель редакционного совета, заместитель генерального директора
по связям с государственными органами ЗАО «МЦФЭР»
С.С. БЫЧКОВ – заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина
России
Ю.В. КАМАРДИНА – советник руководителя Федерального казначейства
И.Н. КОЛЧИНА – начальник отдела методологии финансового обеспечения и оказания
государственных услуг Департамента бюджетной методологии Минфина
России
Е.А. ЛЕОНТЬЕВА – заместитель начальника отдела финансово-учетной политики Административного
департамента Минфина России
Е.В. МУХТИЯРОВА – заместитель Министра финансов Московской области
Н.В. ПЕТРОВА – заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ
П.А. ПУПАСОВ – заместитель директора Департамента энергоэффективности и модернизации
ТЭК Минэнерго России
К.В. СЕРГЕЕВА – руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы
«1С», лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Учредитель и издатель:
ЗАО «МЦФЭР»
Издательский дом МЦФЭР
МЦФЭР Госфинансы
Редакция
Генеральный директор
Директор
Главный редактор
Руководитель
Руководитель объединенной редакции
Заместитель руководителя
Редактор-эксперт
Группа маркетинга
Размещение рекламы
Адрес редакции:
Для писем:
Отдел по работе с клиентами
Подписные индексы
ISSN 1992-6316
02
Выпускающий редактор
Верстка
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Руководитель
129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82
Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
E-mail: pressa@mcfr.ru
«Роспечать» – 36426 (полугодие), 36427 (год); «Почта России» – 99337 (полугодие),
99338 (год); «Пресса России» – 88040 (полугодие), 88041 (год)
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале «Финансовый справочник бюджетной организации»,
допускается только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-24615 от 16.06.2006.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций.
9 771992 631152
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
Цена свободная.
Подписано в печать 14.12.2014. Формат 70 Ч 108 1/16. Тираж 10 000 экз.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 4,0. Изд. № 6770. Заказ № К-2435.
Дата выхода в свет 12.01.2015
ЗАО «МЦФЭР».
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия». 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, 13
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Юлия Кошелева
ykosheleva@mcfr.ru
Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Наталья Котова
Юлия Петрушина
Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
тел. 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80
Алексей Смирнов
aesmirnov@mcfr.ru
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
4
6
Самое важное
В деталях
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Разъясняем и рекомендуем
8
11
Учет обязательств начинается с извещения о закупке
В.В. Пименов, ООО «Лаборатория информационных исследований»
Рабочая
ситуация
Выявляем экономию на счете 502 07
Н.В. Никишина, ГОУ СОШ № 213
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
16
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
18
ОПЛАТА ТРУДА
26
Звукоизоляция гарантируется
А.А. Семенюк, государственный советник Российской
Федерации 3-го класса
Подарочное налогообложение
О.В. Монако, ООО «Аудит Бизнес Трейд»
Однодневная командировка: платить ли суточные?
В.В. Комарова, «МЦФЭР Госфинансы»
КОНСУЛЬТИРУЕТ ЮРИСТ
32
Эквайринг входит в нашу жизнь
Т.Ю. Бахтина, методолог учебного центра
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
37
2
Поручение на покупку валюты: семь раз отмерь…
Ю.В. Юрьева, «МЦФЭР Госфинансы»
ФЕВРАЛЬ 2015
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
40
ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ
46
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
50
Осуществляя расходы, загляни в программу ОМС
Ю.А. Кошелева, «МЦФЭР Госфинансы»
ВОПРОС – ОТВЕТ
Выемка компьютеров: а был ли повод?
А.Е. Даньшин, МЦФЭР Госфинансы
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
54
Я ‒ НАЧИНАЮЩИЙ БУХГАЛТЕР
60
ЭТО ПРИГОДИТСЯ
62
Судьбу театральных грантов решают органы власти
Е.В. Абидуева, министерство культуры и архивов Иркутской
области
Имущество и актив – не одно и то же
А.Н. Суховерхова, ФГБУ «ФКП Росреестра»
Шесть шагов к укреплению иммунитета
Читайте в следующем номере
№ 3 • 2015
Учет некассовых операций
Налоги при госзакупках
Детские пособия в 2015 году
ФИНАНСОВЫЙ СПРАВОЧНИК БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3
Стр.5
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
До 2017 г. тарифы страховых взносов меняться не будут
Документ. Федеральный закон от 01.12.2014 № 406-ФЗ
Подробности. В 2017 г. для основной массы плательщиков
страховых взносов сохраняются тарифы на уровне 2012–2016 гг.
Они установлены в размере 30% (ПФР – 22%, ФСС РФ – 2,9%,
ФФОМС – 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления
страховых взносов. Уточнены сроки предоставления отчетности
по указанным взносам. Они различаются в зависимости
от того, в каком виде (бумажном или электронном) она подана.
Сохранены размеры тарифов на социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Документ. Федеральный закон от 01.12.2014 № 401-ФЗ
Подробности. В 2015 г. и плановом периоде 2016–2017 гг. размеры
и порядок уплаты страховых тарифов не изменяются и осуществляются
в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005
№ 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний на 2006 год». Речь идет о 32 страховых тарифах
(от 0,2 до 8,5%) в соответствии с видами экономической деятельности
по классам профессионального риска. Также остается
льгота по уплате взносов при использовании труда инвалидов.
Работник вправе самостоятельно выбирать банк для
перечисления зарплаты
Документ. Федеральный закон от 04.11.2014 № 333-ФЗ
Подробности. С целью развития конкуренции в сфере банковских
услуг и устранения преимуществ Сбербанка и банков с государственным
участием по осуществлению зарплатных и социальных
выплат в ряд законодательных актов внесены изменения.
В Трудовом кодексе РФ закреплено право работника заменить
кредитную организацию, в которую должна быть переведена его
заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об
изменении реквизитов для перевода денежных средств не позднее
чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.
4
ФЕВРАЛЬ 2015
Стр.6
Региональные нормативные
документы
Самое важное
Закон также предусматривает возможность открывать счета
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
в любых банках при условии, что денежные средства застрахованы
в системе обязательного страхования вкладов, а их суммарный
размер на счете (счетах) в одном банке не превышает максимального
размера возмещения по вкладам, т. е. 700 000 руб.
Установлена предельная база для начисления обязательных
страховых взносов в 2015 г.
Документ. Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316
Подробности. База для начисления страховых взносов ежегодно
индексируется с учетом роста средней заработной платы в Российской
Федерации.
С 1 января 2015 г. коэффициент индексации для начисления
страховых взносов на обязательное социальное страхование на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
уплачиваемых в ФСС РФ, устанавливается в размере 1,073, а коэффициент
индексации для начисления страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, – 1,7.
Соответственно, с 1 января 2015 г. предельная величина доходов,
с которой уплачиваются взносы в ФСС РФ, составляет
670 000 руб. Предельная величина доходов, с которой уплачиваются
взносы в ПФР, устанавливается в размере 711 000 руб.
Упрощен порядок заполнения распоряжений о внесении
платежей в бюджет
Документ. Приказ Минфина России от 30.10.2014 № 126н
Подробности. Сокращено количество обязательных для заполнения
реквизитов распоряжений о переводе денежных средств
в уплату платежей в бюджет.
Заполнять реквизит «110» более не требуется. Ранее в нем указывался
показатель типа платежа (пени, проценты, штраф, задолженность).
При уплате налога (сбора) в данном реквизите ставилось
значение «0». Также уточнен порядок заполнения реквизита
«108» при внесении таможенных платежей некоторыми плательщиками.
ФИНАНСОВЫЙ
СПРАВОЧНИК БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
5
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ДОЛГ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ
ДОКУМЕНТУ МОЖНО ПОГАСИТЬ
ЗА СЧЕТ ЦЕЛЕВОЙ СУБСИДИИ
Документ. Письмо Минфина России от 07.11.2014 № 02-0411/56190
Что
учесть в работе. Учреждение вправе погасить за счет целевой
субсидии задолженность по исполнительному листу. Вместе
с тем руководитель несет ответственность за выполнение мероприятий,
для финансового обеспечения которых была предоставлена
целевая субсидия, использованная учреждением-должником
для исполнения требований исполнительных документов.
Комментарий. Порядок обращения взыскания на средства бюджетного
учреждения установлен ч. 20 ст. 30 Федерального закона
от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных)
учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).
Согласно данной норме исполнительный документ, предусматривающий
обращение взыскания на средства бюджетного учреждения
– должника, направляется судом по просьбе взыскателя
либо самим взыскателем в орган Федерального казначейства или
в финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования)
по месту открытия учреждению-должнику лицевых счетов.
К исполнительному документу прилагается заявление взыскателя,
в котором указываются реквизиты банковского счета, на который
должны быть перечислены подлежащие взысканию средства.
В соответствии с п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ учреждениедолжник
самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых
счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться
списание средств для исполнения требований, содержащихся
в исполнительном документе или решении налогового органа.
В общем случае кассовые расходы на лицевом счете, открытом
учреждению-должнику для учета операций с целевыми субсидиями
(далее – отдельный лицевой счет), осуществляются
после проверки документов, подтверждающих возникновение
денежных обязательств, и соответствия содержания операции
кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии (ч. 16 ст. 30
Закона № 83-ФЗ).
6
ФЕВРАЛЬ 2015
Стр.8
В деталях
Порядок санкционирования указанных расходов устанавливается
соответствующим финансовым органом. Для федеральных
бюджетных учреждений он утвержден приказом Минфина России
от 16.07.2010 № 72н (далее – Порядок № 72н).
Пунктом 24 Порядка № 72н определена особенность санкционирования
на отдельном лицевом счете расходов на оплату денежных
обязательств бюджетного учреждения по исполнению требований,
содержащихся в исполнительных документах.
В рассматриваемой ситуации сумма заявки на кассовый расход
не проверяется на предмет непревышения над суммой остатка
расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему
коду целевой субсидии, учтенных на отдельном лицевом счете.
На основании данной нормы кассовые расходы на исполнение
требований, содержащихся в исполнительных документах, могут
производиться с отдельного лицевого счета в пределах общего
остатка средств без представления учреждением документов, подтверждающих
возникновение денежных обязательств.
Впоследствии учреждение может направить средства, полученные
им от осуществления предусмотренных его уставом
видов деятельности, на возмещение расходов, произведенных
в связи с исполнением исполнительных документов за счет целевых
субсидий.
Что важно запомнить
Учреждение-должник указывает в платежном документе код
целевой субсидии только в том случае, если мероприятия, на
реализацию которых предоставлена целевая субсидия, соответствуют
обязательствам учреждения по исполнению требований,
содержащихся в исполнительном документе.
Комментировала эксперт «МЦФЭР Госфинансы»
Ю.А. Кошелева
ФИНАНСОВЫЙ СПРАВОЧНИК БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
7
Стр.9