№ 1
июль
2014
Учредитель и издатель –
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Директор
«МЦФЭР ГОСЗАКАЗ»
Руководитель
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
Главный редактор Екатерина Богданова
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Евгений Красавин,
ekrasavin@mcfr.ru
Ответственный редактор Юлия Спрялина,
jspryalina@mcfr.ru
Ирина Склярова,
isklyarova@mcfr.ru
Редакторы-эксперты Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Выпускающий редактор Алёна Авраменко
Дизайн
Верстка
Ольга Сутемьева
Наталья Лизакова
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская,
д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
www.pro-goszakaz.ru, www.proflit.ru
Для писем
129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 70861;
«Почта России» – 99944;
«Пресса России» – 94043
Группа маркетинга
Руководитель
Бренд-менеджер
Ведущий бренд-менеджер Татьяна Рогава,
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев,
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Черняева,
nchernyaeva@mcfr.ru
Размещение рекламы
Руководитель
Менеджер по работе
с клиентами
Наталья Синицина,
nsinitsina@mcfr.ru
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Надежда Ростова,
nrostova@mcfr.ru
Внимание – деталям!
Контрактные управляющие – кто
они? На этот вопрос все руководители
отвечают по-разному.
Не всегда контрактным
управляющим является
человек с профессиональной
подготовкой.
Где-то функции контрактного
управляющего
выполняет заместитель
директора,
учитель информатики,
социальный педагог,
а где-то – даже
логопед. Именно поэтому
в главной теме номера мы вновь затрагиваем
вопросы, касающиеся назначения контрактного
управляющего.
Напоминаем, что в предыдущем номере
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов. Мнение редакции может
не совпадать с мнением авторов. Перепечатка
материалов, опубликованных в журнале
«Госзаказ в образовании», допускается только
с письменного согласия редакции.
Все ответы экспертов отражают конкретные
ситуации, сложившиеся у заказчиков на практике,
и носят лишь рекомендательный характер.
Все упоминания названий учреждений и организаций
обезличены. Любые совпадения
являются случайными.
Свидетельство ПИ № ФС77-56533
от 26.12.2013. Выдано Федеральной
службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 19.06.2014.
Дата выхода в свет 04.07.2014.
Формат 70 Ч 108 1
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 4,2. Тираж 10 000 экз.
Изд. № 6204. Заказ № К-985
/16
.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
мы начали в форме наглядной таблицы приводить
примеры административной ответственности
за правонарушения, касающиеся сферы государственных
закупок, в связи с внесенными
изменениями в КоАП РФ. В данном номере
мы продолжаем акцентировать внимание читателей
на примерах административной ответственности
за правонарушения.
Как проводить закупки образовательной организации,
работающей в закрытом административно-территориальном
образовании (ЗАТО),
в условиях ограниченного предложения – об этом
авторская статья контрактного управляющего
одной из школ.
Не забываем мы и автономные учреждения,
работающие по Закону № 223-ФЗ. Для них ответ
экспертов электронной системы «Госзаказ»
по размещению сведений по договорам в ежемесячном
отчете на Официальном сайте.
Евгений Красавин,
руководитель «МЦФЭР Госзаказ»
Стр.3
2
5
Содержание
№ 1-2014
ТЕМА НОМЕРА
Функционал контрактного управляющего
в образовательной организации. Определение функций,
должностных инструкций, подтверждение квалификации
Ольга Лисовенко
Большинству образовательных организаций, которые являются заказчиками
по Закону о КС, пришлось в конце 2013 – начале 2014 г. столкнуться с вопросами
создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего.
Закупки по Закону о контрактной системе
Контроль
11 Меры ответственности за нарушение
законодательства в сфере контрактной системы
Комментарии специалистов
18 Татьяна Молоткова
Закупочная деятельность образовательной
организации: проблемы в рамках работы
по Закону о КС
Закупки по Закону № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
39 Анна Ермакова
Варианты применения критерия «цена»
в практике работы по Закону № 223-ФЗ
Список сокращений, используемых в журнале
ЕИС – единая информационная система.
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц».
Закон о контрактной системе, Закон о КС, Закон № 44-ФЗ –
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд».
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях.
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта.
Официальный сайт – официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Перечень № 2019-р – перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых
заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства
РФ от 31.10.2013 № 2019-р.
www.pro-goszakaz.ru
В материалах формата
«Вопрос – ответ»
в каждой рубрике
эксперты электронной
системы «Госзаказ»
отвечают на самые
актуальные вопросы
Закупки по Закону
о контрактной системе
29 Правовые
особенности
закупок
Закупки
по Закону № 223-ФЗ
44 Правовые
аспекты
В КАЖДОМ НОМЕРЕ
3 Новое в госзаказе
46 Нормативные
документы
48 Словарь
Стр.4
Новое в госзаказе
3
В Москве прошла выставка «Госзаказ-2014»
С 23 по 25 апреля в Москве состоялась юбилейная,
уже десятая выставка «Госзаказ-2014».
Это крупнейшее мероприятие в России, где
встречаются все участники процесса госзакупок
от уровня законодателей до простых заказчиков
и поставщиков.
В этом году в силу вступила контрактная система,
которая является принципиально новой
законодательной основой для проведения закупок.
Закономерно, что за первые месяцы практики
накопилось много вопросов, которые были
обсуждены в ходе проводимых дискуссий.
На открытии выставки с приветственным словом
выступил мэр Москвы Сергей Собянин, который
отметил высокую прозрачность и эффективность
построенной системы, позволяющей
в Москве экономить на закупках каждый четвертый
рубль из бюджета города. В открытии выставки
также приняли участие глава
ФАС России Игорь Артемьев и начальник
Управления контроля размещения
государственного заказа
ФАС России Татьяна Демидова.
«МЦФЭР Госзаказ» уже не первый
раз принял участие в выставке.
В этом году особое внимание
посетителей привлекала электронная
система «Госзаказ», которая
уже успела хорошо зарекомендовать
себя среди профессионалов.
На стенде «МЦФЭР Госзаказ» активно
работали представители редакции
и маркетингового отдела.
Стоит отметить, что наш стенд окаwww.pro-goszakaz.ru
зался
одним из наиболее посещаемых. Специалисты
из Москвы и регионов, а именно: СанктПетербурга,
Самары, Алтайского края, Саратова,
Оренбурга, Тулы, Ингушетии, Ростова-на-Дону,
Казани, Краснодара и Челябинска – интересовались
особенностями электронной системы «Госзаказ»,
а также условиями подписки на тематические
журналы.
Среди участников и посетителей выставки
нашлось немало желающих сотрудничать с нашим
Издательским домом в качестве авторов
статей. Не остались равнодушными к опыту проведения
госзакупок в России и коллеги из Белоруссии,
Казахстана и Украины.
Эксперты редакции, постоянно присутствовавшие
на стенде, провели более сотни консультаций
для посетителей и участников выставки.
Стр.5
4
Госзаказ в образовании
Утверждены правила
предоставления
преимуществ организациям
инвалидов при определении
поставщика
Согласно постановлению Правительства РФ
от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ
организациям инвалидов при определении
поставщика (подрядчика, исполнителя)
в отношении предлагаемой ими цены
контракта» организациям инвалидов предоставлены
преимущества в отношении предлагаемой
ими цены контракта в размере до
15% при осуществлении закупок товаров, работ,
услуг в соответствии с перечнем товаров,
работ, услуг при закупке, которых предоставляются
преимущества организациям инвалидов,
утвержденным данным постановлением.
Итоговая цена контракта не должна превышать
начальную (максимальную) цену контракта,
указанную в извещении об осуществлении
закупки.
Участник закупки, являющийся организацией
инвалидов, для получения преимущества
предоставляет в произвольной форме
свое соответствие критериям, установленным
ч. 2 ст. 29 Закона о КС.
Также документом установлен перечень товаров,
работ, услуг, при закупке которых предоставляются
преимущества организациям
инвалидов.
№ 1-2014
ФАС России разъясняет
особенности
заключения договоров
в отношении государственного
и муниципального имущества
ФАС России письмом от 24.04.2014
№ ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений
применения статьи 17.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”»
разъясняет такие вопросы, как:
порядок заключения договоров, предусматривающих
переход прав владения и (или)
пользования в отношении государственного
или муниципального имущества;
заключение договора с единственным участником
торгов;
заключение договоров, предусматривающих
переход прав владения и (или) пользования
государственным или муниципальным имуществом,
с некоммерческими организациями;
заключение договоров, предусматривающих
переход прав владения и (или) пользования
государственным или муниципальным имуществом,
с физическими лицами;
заключение договоров, предусматривающих
переход прав владения и (или) пользования
государственным или муниципальным
имуществом, с медицинскими
организациями;
заключение договоров, предусматривающих
переход прав владения и (или) пользования
государственным или муниципальным имуществом,
с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность;
В Закон о контрактной системе
внесены очередные изменения
Изменения внесены Федеральным законом
от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон “О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”». Данный закон внес изменения,
касающиеся случаев привлечения экспертов
или экспертных организаций; введены
новые случаи осуществления закупки у единственного
поставщика; введено понятие «совокупный
годовой объем закупок» и т. д.
Более подробно со всеми изменениями
можно ознакомиться в следующем номере.
предоставление государственного или муниципального
имущества на срок не более чем
30 календарных дней;
предоставление прав владения и (или) пользования
частью или частями помещения, здания,
строения или сооружения;
срок подписания договора, заключенного по
результатам торгов;
заключение на новый срок (пролонгация) договоров;
заключение договоров аренды в отношении
имущества государственных или муниципальных
образовательных организаций,
являющихся бюджетными учреждениями, автономными
учреждениями, бюджетных и автономных
научных учреждений.
www.pro-goszakaz.ru
Стр.6
Тема номера
Функционал контрактного
управляющего в образовательной
организации
Определение функций, должностных инструкций,
подтверждение квалификации
Закон о контрактной системе предусматривает обширный блок нововведений
в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,
одним из которых является институт контрактной службы (контрактного
управляющего).
Подавляющему большинству образовательных организаций, которые
являются заказчиками по Закону о КС, пришлось в конце 2013 – начале
2014 г. столкнуться с вопросами создания контрактной службы или назначения
контрактного управляющего.
Р
Ольга Лисовенко,
ведущий юрисконсульт
экспертноконсультационного
центра
Института госзакупок
ассмотрим положения законодательства Российской
Федерации, касающиеся назначения
и деятельности контрактных управляющих
в образовательных организациях.
Создание контрактной службы
или назначение контрактного
управляющего
Законом о КС предусмотрено, что в случае если:
заказчики, совокупный годовой объем закупок
которых превышает 100 млн руб., создают контрактные
службы (ч. 1 ст. 38 Закона о КС);
совокупный годовой объем закупок заказчика
не превышает 100 млн руб. и у заказчика
отсутствует контрактная служба,
заказчик назначает должностное лицо, ответственное
за осуществление закупки или нескольких
закупок, включая исполнение каждого контракта
(конт рактного управляющего) (ч. 2 ст. 38 Закона
о КС).
Указанные положения закона не означают, что
заказчики – образовательные организации, совокупный
годовой объем закупок, которых менее
www.pro-goszakaz.ru
5
Стр.7
6
Госзаказ в образовании
№ 1-2014
100 млн руб., не вправе создавать контрактные
службы, однако создание таких служб не является
для них обязательным.
Отдельно необходимо отметить, в случае если
ПРИМЕР
образовательная организация не создает контрактную
службу, а назначает контрактного управляющего,
то данное должностное лицо может назначаться
как под одну, так и под несколько закупок
(контрактов). При этом у одного заказчика может
одновременно быть несколько контрактных управляющих,
курирующих отдельные секторы, т. е. каждый
курирует одну или несколько закупок.
Контрактный управляющий № 1 курирует все
контракты, связанные с закупкой научно-исследовательских
работ. Контрактный управляющий
№ 2 контролирует все контракты, связанные
с закупкой строительных, ремонтных работ, работ
по замене (поставке, демонтажу, монтажу) технологического
оборудования. Контрактный управляющий
№ 3 курирует контракт на поставку продуктов
питания. Контрактный управляющий № 4 курирует
все остальные контракты, заключенные образовательной
организацией.
Необходимость назначения
контрактного управляющего
У одного заказчика
может быть
одновременно
несколько контрактных
управляющих,
курирующих
отдельные
секторы, когда
каждый курирует
одну или несколько
закупок
»
Согласно ст. 6 Закона о КС контрактная система
в сфере закупок основывается наряду с прочими
принципами на принципе профессионализма
заказчиков, который согласно ст. 9 Закона о КС
преду сматривает осуществление деятельности заказчика
на профессиональной основе с привлечением
квалифицированных специалистов, обладающих
теоретическими знаниями и навыками
в сфере закупок. При этом заказчики принимают
меры по поддержанию и повышению уровня
квалификации и профессионального образования
должностных лиц, занятых в сфере закупок,
в т. ч. путем повышения квалификации или профессиональной
переподготовки в сфере закупок
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
www.pro-goszakaz.ru
Стр.8
Тема номера
Принцип профессионализма получил развитие
Пример должностной
инструкции контрактного
управляющего –
в электронной системе
«Госзаказ» www.e-gz.ru
в нормах ст. 38 Закона о КС. Так в соответствии
с ч. 6 ст. 38 Закона о КС контрактный управляющий
должен иметь высшее образование или дополнительное
профессиональное образование
в сфере закупок. При этом функционал, закрепленный
за контрактным управляющим, его объем
и значимость, безусловно, свидетельствует, что выполнение
функций и полномочий контрактного
управляющего возможно исключительно на профессиональной
основе специалистами, имеющими
достаточную квалификацию, опыт и специальные
знания в области закупок.
Срок назначения
Закон о КС прямых указаний о сроках назначения
контрактных управляющих не содержит.
В Законе о КС существует норма, согласно которой
до 31 марта 2014 г. заказчики вправе создавать
контрактные службы в соответствии со ст. 38 Закона
о КС (ч. 28 ст. 112 Закона о КС). Вместе с тем, сиНовый
сборник на сменных страницах
«Контрактная система»
Полные постатейные
комментарии нового закона
Главные темы сборника:
Сфера применения Закона № 44-ФЗ
Новые способы закупки
Информационное обеспечение контрактной системы
Особенности закупок бюджетных учреждений
Прогнозирование, планирование и обоснование закупок
Нормирование в контрактной системе
Методы расчета начальной (максимальной) цены контракта
Требования к содержанию технического задания
Порядок приемки товаров, работ, услуг
Ответственность заказчика
7
Под общей редакцией ведущих специалистов
Минэкономразвития России
Стоимость подписки –14 740 руб.
Состав издания:
Сборник на сменных страницах (объем: том – до 700 страниц, 4 обновления – до 100 страниц. Формат А5)
Подарок. Электронная версия на CD – образцы таблиц, форм, документов
Cделайте заказ по телефону: 8 (495) 937-9082,
по e-mail: ap@mcfr.ru
или на сайтах www.pro-goszakaz.ru, www.proflit.ru
www.pro-goszakaz.ru
Реклама
Стр.9