ГОСЗАКАЗ
Учредитель и издатель –
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
Директор
Главный редактор
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
МЦФЭР Госзаказ
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редакторы-эксперты
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Выпускающий редактор Марина Козырева
Дизайн
Верстка
Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я
Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80,
www.pro-goszakaz.ru, www.proflit.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы: «Почта России» – 99747;
«Пресса России» – 88321; «Роспечать» – 35681
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22
E-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-34952 от 12.01.2009
выдано Роскомнадзором.
Цена свободная.
Подписано в печать 31.03.2015.
Дата выхода в свет 20.04.2015.
Формат 70 Ч 108 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4.
Тираж 15 000 экз. Изд. № 6979. Зак. № К-3157.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
ISSN 2073-6665
05
Ирина Дороднова
Светлана Титова
Защищаем свои права
Подготовка технического задания всегда была
одним из самых важных и трудоемких процессов
при проведении всех закупок. Основная сложность
заключается в том, что необходимо составить описание
так, чтобы получить необходимый товар (работу,
услугу), но при этом не ограничить количество
участников, сохранить правила конкуренции
и не нарушить права потенциальных поставщиков.
В статье в рубрике «Заказчику» можно ознакомиться
с практикой ФАС России и сделать вывод, в каких
случаях и насколько подробно следует описывать
объект закупки.
С тех пор как законодательством о закупках было
предусмотрено право на одностороннее расторжение
контракта, чаще всего эту возможность использовали
заказчики. Тем не менее в условиях нынешней
экономической нестабильности и резкого роста
цен приобретает все большую актуальность тема
расторжения контракта по инициативе поставщика.
О том, в каких случаях и порядке поставщик может
воспользоваться данным правом, читайте в статье
в рубрике «Поставщику».
Для упрощения процедуры закупки одних и тех
же товаров, работ, услуг несколькими заказчиками
сразу ст. 25 Закона о КС предусмотрены совместные
конкурсы и аукционы, которые позволяют сэкономить
время и трудозатраты сотрудников. В материале
формата «Рабочая ситуация» можно ознакомиться
с наиболее часто встречающимися вопросами по теме
проведения совместных конкурсов и аукционов.
При проведении конкурса по Закону № 223-ФЗ
заказчик вправе в положении о закупке и документации
предусмотреть порядок оценки заявок. О том,
как это сделать наиболее эффективно, читайте в рубрике
«Эффективные закупки».
Евгений Красавин,
руководитель «МЦФЭР Госзаказ»
9 772073 666155
в вопросах и ответах
№ 5
2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКАЗЧИКУ
Комментарии специалистов
• Толстобоков О.Н. Трудновыполнимое техническое задание:
практика обжалования
Правовые аспекты
Сфера применения Закона о КС
• Закупки в иностранной валюте
Планирование закупки
• Внесение в план-график закупки на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС
• Заполнение столбца 12 плана-графика
• Включение в план-график закупок, осуществленных в 2014 г.
• Заключение контракта на 2015–2016 гг.
• Информация о закрытых способах закупки
Проведение закупки
Способы закупки
• Рабочая ситуация. Вопросы проведения совместных конкурсов
и аукционов
• Закупка бензинов Аи-92 и Аи-95 путем проведения запроса котировок
• Закупка опрыскивателя
Подготовка документации
• Установление порядка оплаты контракта
• Установление преференций, предусмотренных Приказом № 155,
при проведении запроса котировок
• Размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе
Допуск и оценка заявок
• Проверка декларации на отсутствие у участника электронного аукциона
недоимки по налогам и сборам, задолженности по обязательным
платежам
• Отклонение заявки индивидуального предпринимателя на участие
в аукционе на поставку продукции по государственному
оборонному заказу
• Рассмотрение заявок раньше даты окончания срока рассмотрения
первых частей заявок, установленной в извещении
Контракт 44
• Отчет об исполнении контракта
• Экспертиза контракта, заключенного на основании пп. 8 и 29 ст. 93
Закона о КС
• Согласование заключения контракта с контрольным органом при признании
аукциона несостоявшимся
• Заключение контракта со вторым участником
• Расчет цены за единицу товара при подготовке проекта контракта
• Замена одних работ другими в ходе исполнения контракта
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
38
35
26
26
10
10
16
16
18
Планы-графики 18
Стр.4
Содержание 3
ПОСТАВЩИКУ
Комментарии специалистов
• Илишева А.И., Никиташев С.А. Расторжение контракта по инициативе
поставщика
Подача заявок
• Отмена аукциона после подачи жалобы в ФАС России
• Подача котировочных заявок в электронном виде на электронную почту
• Отказ в допуске при неуказании товарного знака
Заключение и исполнение контракта
• Увеличение цены контракта при отсутствии в смете некоторых работ
• Подтверждение привлечения субподрядчиков из СМП
72
58
58
64
Эффективные закупки: Закон № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
• Примерный порядок оценки заявок при проведении конкурса
в соответствии с Законом № 223-ФЗ
• Баранов Н.В. Что делать, чтобы первая победа в госзакупке не привела
в реестр недобросовестных поставщиков?
Эффективные закупки
• Рамочные соглашения при закупке, в которой невозможно установить
точное количество товара
• Срок оказания услуг при проведении запроса предложений
• Отказ от заключения договора
78
78
84
86
КОММЕНТАРИИ ВЕДОМСТВ
Ответы Минэкономразвития России
• Письмо № Д28и-397
• Письмо № Д28и-396
• Письмо № Д28и-394
92
Все ответы отражают конкретные ситуации, сложившиеся у заказчиков
и поставщиков на практике, и носят лишь рекомендательный характер
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше экспертных материалов
Стр.5
4
Список сокращений и аббревиатур,
используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГрК РФ – Градостроительный кодекс РФ
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Закон о контрактной
системе, КС – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности»
ОКДП – «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции и услуг»
ООС – Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
СРО
– саморегулируемая организация
ЕИС – единая информационная система
Перечень № 2019-р – перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить аукцион
в электронной форме, утвержденный распоряжением
Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р
Закон № 140-ФЗ – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Закон № 498-ФЗ – Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
№ 5-2015
Стр.6
Азбука госзаказа
В Москве прошел Всероссийский форум-выставка
«Госзаказ – за честные закупки»
В нынешнем году форум-выставка, получив более конкретное название –
«Госзаказ – за честные закупки» и имея площадь экспозиции 6000 м2
, стартовал
11 марта на ВДНХ и продлился три дня.
На своем просторном стенде направление «МЦФЭР Госзаказ» представило
всю свою продукцию – электронную систему «Госзаказ», журналы «Госзакупки.ру»,
«Госзаказ в вопросах и ответах», «Административная практика
ФАС», «Госзаказ в образовании», а также издания других направлений издательского
дома «МЦФЭР» – «ЖКХ», «Образование», «Медицина», «Госфинансы».
Кроме того, присутствующие эксперты электронной системы «Госзаказ»
отвечали на актуальные вопросы посетителей форума-выставки.
На стенде «МЦФЭР Госзаказ» побывали представители различных организаций,
среди которых Минэкономразвития, ФСТ, Минобороны, ФСКН
России, Южный федеральный центр по госзаказу, компания «Росатом»,
Уральский завод пожарной техники, администрация г. Ульяновска и др.
Стоит отметить, что вообще в выставочной экспозиции приняли участие
около 200 организаций – заказчиков, поставщиков товаров, работ и услуг,
работающих в т. ч. в рамках импортозамещения и представляющих
потенциальный интерес для рынка госзакупок.
На
деловой программе форума-выставки присутствовали
более
2500 участников. В дискуссии приняли участие Бречалов А.В., секретарь
Общественной палаты РФ, сопредседатель Центрального штаба ОНФ; Артемьев
И.Ю., руководитель Федеральной антимонопольной службы; Карwww.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше
экспертных материалов
Стр.7
6 Госзаказ в вопросах и ответах
№ 5-2015
лин А.Б., губернатор Алтайского
края; Рохмистров М.С., аудитор
Счетной палаты РФ; Чуйченко К.А.,
помощник Президента РФ – начальник
Контрольного управления Президента
РФ; Буксман А.Э., первый
заместитель генерального прокурора
РФ; Кириенко С.В., генеральный
директор Государственной корпорации
по атомной энергии «Росатом»
и другие представители различных
министерств Российской Федерации
и организаций, напрямую связанных
с осуществлением и регулированием
в сфере государственных закупок.
В рамках форума-выставки были
затронуты следующие важные вопросы:
роль и место общественного
контроля в развитии закупочных
процедур, антикризисное управление
в области обеспечения стабильности
госзакупок, единая информационная
система как базис информационного
пространства госзакупок,
импортозамещение, борьба
с коррупцией, региональные аспекты
закупок и централизация, участие
среднего и малого бизнеса в закупках
и др.
В целом на мероприятии были
подведены итоги первого года работы
по Закону о контрактной системе
и намечены тенденции дальнейшего
развития.
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Стр.8
Нормативные документы
Постановление Правительства РФ от 14.02.2015 № 126
Постановление вносит изменения в перечень технологического оборудования
(в т. ч. комплектующих и запасных частей к нему), аналогов которому в РФ не производится
и ввоз которого на территорию РФ не облагается налогом на добавленную
стоимость. Данный перечень был утвержден постановлением Правительства РФ
от 30.04.2009 № 372.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102
В документе содержится список изделий, которые можно закупать для государственных
нужд только в России, Армении, Белоруссии и Казахстане. Исключение будет
сделано лишь для случаев, когда в конкурсе на поставку изделий изъявят желание участвовать
менее двух российских, армянских, белорусских или казахстанских производителей.
В
список вошли медицинская одежда, ряд реагентов, хирургические иглы, шприцы,
специализированные холодильники, томографы с количеством срезов от одного до 64,
рентгендиагностические комплексы, электрокардиографы, кардиомониторы, слуховые
аппараты, глюкометры и другие изделия.
Заявки, содержащие предложения о поставке импортных медизделий, будут отклоняться
при следующем условии: на участие в определении поставщика подано не менее
двух заявок, удовлетворяющих требованиям документации о закупке и содержащих
предложения о поставке одного или нескольких видов медизделий, которые включены
в перечень и страной происхождения которых является Россия, Армения, Белоруссия
или Казахстан. При этом такие заявки не должны содержать предложений о поставке
одного и того же вида медизделия одного производителя.
Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99
Установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов
товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов
с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых с ограниченным участием, закрытых
двухэтапных конкурсов и аукционов. Определены случаи отнесения продукции
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше экспертных материалов
Стр.9