ГОСЗАКАЗ
Учредитель и издатель –
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
Директор
Главный редактор
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
МЦФЭР Госзакупки
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редакторы-эксперты
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Надежда Ткачева
Ирина Дороднова
Светлана Титова
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80, www.pro-goszakaz.ru
www.proflit.ru
Для писем
129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 35681; «Почта России» – 99747;
«Пресса России» – 88321
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Менеджер по работе
с клиентами
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Надежда Ростова
nrostova@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
«Госзаказ в вопросах и ответах», допускается
только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-34952.
Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 05.08.2014.
Дата выхода в свет 21.08.2014.
Формат 70 Ч 108 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 8,4. Тираж 10 000 экз.
Изд. № 6341. Зак. № К-1356.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
В электронной форме: легко и прозрачно
Продолжаем работать по Закону о контрактной
системе с учетом изменений, внесенных Законом
№ 140-ФЗ. Поскольку сфера закупок очень важна
в т. ч. и как механизм развития среднего и малого
предпринимательства, этому вопросу мы посвящаем
первую статью номера: в ней говорится о закупках
у СМП и СОНО. Тема сама по себе не новая, но изменения
коснулись и данных положений Закона о КС.
В целях развития сектора государственных закупок
необходимо упростить процедуры заключения
контрактов, сделав их как можно более удобными,
понятными и прозрачными. Именно поэтому законодатель
продолжает совершенствовать Закон о КС,
и в скором времени всех нас ждут новые, еще более
значимые изменения. Все процедуры закупок будут
проводиться в электронной форме. О том, как это
будет, можно прочитать в рубрике «Заказчику».
Не меньший интерес как у заказчиков, так и у поставщиков
вызывает уже сложившаяся в рамках
работы по Закону о контрактной системе практика
УФАС России. Одной из сложнейших областей закупок
являются поставки медицинских изделий.
В рубрике «Поставщику» вы можете ознакомиться
с основными проблемами и ошибками при закупке
медизделий.
Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам разрабатывать
свои способы закупок и различные элементы,
используемые при их проведении. В числе таких
элементов – квалификационный отбор и постквалификация.
О том, когда их можно применять, как
правильно подготовить документацию и выбрать
квалифицированных контрагентов, а также в каких
случаях необходимо повторно подтвердить квалификацию
поставщиков, говорится в статье, опубликованной
в рубрике «Эффективные закупки».
Ирина Склярова,
главный редактор
в вопросах и ответах
№ 9
2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКАЗЧИКУ
Комментарии специалистов
• Порядок осуществления закупок среди субъектов малого предпринимательства
• О перспективах перехода на электронные процедуры закупок
• Нарушение порядка направления сведений о контракте,
недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ)
Правовые аспекты
Сфера применения Закона о КС
• Два договора на оказание коммунальных услуг
Кадровое обеспечение
• Руководитель организации – контрактный управляющий
• Проведение экспертизы контрактным управляющим
• Требования к приемочной комиссии. Результаты экспертизы
Проведение закупки
Способы закупки
• Участие в семинаре на основании п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона о КС
• Закупка форменной одежды
Подготовка документации
• Обоснование закупки у единственного поставщика до 100 тыс. и 400 тыс. рублей
Допуск и оценка заявок
• Проверка банковской гарантии
• Закупка товаров без заключения договора
• Безвозмездное соглашение на предоставление услуг эксперта
• Экспертное заключение при закупке до 100 тыс. рублей
• Внешняя экспертиза бензина и дизельного топлива
Проверь себя: тест
53
43
45
Контракт 46
40
40
10
10
19
27
31
31
32
ПОСТАВЩИКУ
Комментарии специалистов
• Закупка медицинских изделий (практика УФАС России 2014)
• Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных
в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика
(подрядчика, исполнителя), блокирования операций по счету участника закупки
(ч. 1–3 ст. 7.31.1 КоАП РФ)
56
56
67
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
Стр.4
Содержание 3
Подготовка заявки
• Содержание конкурсной заявки
• Внесение изменений в извещение о проведении открытого конкурса
• Подтверждение принадлежности к СМП, СОНО
Подача заявок
• Возможность получения в режиме реального времени полной информации
о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе
77
72
Эффективные закупки: Закон № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
• Квалификационный отбор и постквалификация в рамках Закона № 223-ФЗ
Эффективные закупки
• Сведения о закупке товаров до 100 тыс. рублей
• Отчетность по закупкам филиалов
Проверь себя: тест
88
80
80
86
КОММЕНТАРИИ ВЕДОМСТВ
Ответы Минэкономразвития России
• Письмо № Д28и-2301
• Письмо № Д28и-417
• Письмо № Д28и-324
• Письмо № Д28и-217
92
Все ответы отражают конкретные ситуации, сложившиеся у заказчиков
и поставщиков на практике, и носят лишь рекомендательный характер
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.5
4
Список сокращений и аббревиатур,
используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГрК РФ – Градостроительный кодекс РФ
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Закон о контрактной
системе, КС – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности»
ОКДП – «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции и услуг»
ООС – Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
СРО
– саморегулируемая организация
ЕИС – единая информационная система
Перечень № 2019-р – Перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить
аукцион в электронной форме, утвержденный
распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013
№ 2019-р
Закон № 140-ФЗ – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
№ 9-2014
Стр.6
Азбука госзаказа
Минфин указал, как учитывать банковские гарантии по госзакупкам
Минфином России разъяснен порядок бухгалтерского учета банковских гарантий, предоставленных
в соответствии с законодательством о госзакупках.
Подписано письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342 «О порядке учета
банковских гарантий» (приложение 2).
В сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд предоставлением банковской гарантии может обеспечиваться участие в конкурсе
или закрытом аукционе, а также исполнение контракта.
Такие банковские гарантии подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение
исполнения обязательств». Обращено внимание на то, что денежные средства, поступившие
как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве
обеспечения исполнения контракта на этом счете, не учитываются.
Отмечено также, что на дату прекращения обязательства выбытие банковской гарантии
с учета отражается по счету со знаком «минус».
Госзакупки иностранной техники ограничены
Утвержден перечень отдельных видов товаров машиностроения, в отношении которых
устанавливается запрет на допуск к государственным и муниципальным закупкам.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности
государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной
экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством
РФ установлен запрет на допуск к государственным и муниципальным закупкам отдельных
товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств. В некоторых
случаях это не касается Белоруссии и Казахстана.
В частности, речь идет о следующих товарах: легковые, грузовые и пожарные автомобили,
машины аварийно-технической службы, автоцистерны, бульдозеры, дорожные катки,
экскаваторы, автобетононасосы, трамвайные вагоны, троллейбусы, автолесовозы.
Запрет не распространяется на закупки товаров дипломатическими представительствами
и консульскими учреждениями России, а также представительствами нашей
страны при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях
для обеспечения их деятельности на территории иностранного государства.
Соответствие товаров установленным требованиям подтверждается Торгово-промышленной
палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с
Минпромторгом России.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется
в отношении товаров, указанных в пунктах 65 и 66 Перечня, с 1 января 2015 года.
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.7
6 Госзаказ в вопросах и ответах
№ 9-2014
В Закон «Об электронной подписи» внесены изменения
Подписан Федеральный закон от 28.06.2014 N 184-ФЗ «О внесении изменений в статьи
14 и 17 Федерального закона “Об электронной подписи”».
В отношении лица, ответственного за создание и проверку электронной подписи в информационной
системе при оказании государственных и муниципальных услуг, должен
быть издан распорядительный акт.
В случае отсутствия указанного распорядительного акта лицом, ответственным за
автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной
системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении
государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми
актами, является руководитель юридического лица. В случае возложения федеральным
законом полномочий по исполнению государственных функций на конкретное должностное
лицо ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку
электронной подписи в информационной системе при исполнении государственных
функций является это должностное лицо.
Указанное положение вступает в силу со дня официального опубликования данного Федерального
закона. Другие положения данного Федерального закона вступают в силу с 1 июля
2015 г.
Установлено, что квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной
подписи, созданные и выданные в соответствии с требованиями, действовавшими до дня
вступления в силу п. 3 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной
подписи» (в редакции Федерального закона № 184-ФЗ), признаются квалифицированными
сертификатами ключей проверки электронной подписи.
Электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой
содержится в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи,
выданном в соответствии с требованиями, действовавшими до дня вступления в силу п. 3
ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в редакции
Федерального закона № 184-ФЗ), признается документом, подписанным усиленной квалифицированной
электронной подписью.
Правительство РФ утвердило правила разработки типовых контрактов
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ от
02.07.2014 № 606, утверждающее правила разработки типовых контрактов и условий контрактов
в сфере госзакупок.
Постановление направлено на дальнейшее развитие контрактной системы, которая
рассчитана на многоэтапное развертывание в течение первых лет после введения.
Типовые контракты должны быть разработаны ответственными органами власти
и утверждены их нормативными правовыми актами. После чего они согласовываются с регуляторами
в лице Минэкономразвития России, Минфина России, ФАС России, а в случаях
возможности их применения при закупках, относящихся к государственному оборонному
заказу, – с Рособоронзаказом.
Типовые условия контрактов применяются при отсутствии типовых контрактов,
предназначенных для закупки соответствующих товаров, работ, услуг. Пока не создана
ЕИС (единая информационная система) типовые контракты и типовые условия будут
размещены на сайте госзакупок.
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
Стр.8
Азбука госзаказа 7
Уточнены правила закупки расходных материалов для гемодиализа
ФАС России изменила правила закупки стерилизаторов для гемодиализа. С момента
опубликования разъяснений ФАС России от 18.04.2011 о взаимозаменяемости диализаторов,
стерилизованных автоклавированием и гамма-облучением, прошло более трех лет.
В последнее время стал активно применяться новый способ стерилизации диализаторов –
электронно-лучевой.
Федеральная антимонопольная служба установила, что некоторые государственные
заказчики при формировании документации о торгах на поставку диализаторов указывают
способ стерилизации «гамма-облучение», не допуская на торги участников, предлагающих
диализаторы, стерилизованные электронно-лучевым способом.
В результате анализа товарного рынка диализаторов, стерилизованных разными методами,
ФАС России установлено, что оба способа стерилизации относятся к радиационному
типу. Таким образом, диализаторы, стерилизованные электронно-лучевым способом,
и диализаторы, стерилизованные методом гамма-облучения, являются взаимозаменяемыми
при прочих равных условиях.
Таким образом, письмо ФАС России от 18.04.2011 № АК/14239 «Разъяснение для использования
территориальными органами ФАС России при определении товарных границ рынка
медицинского оборудования и рынка расходных материалов для гемодиализа» должно
применяться с учетом дополнительных разъяснений ФАС России от 07.07.2014.
«С учетом направленных ранее разъяснений, ФАС России сделан вывод, что действия
заказчиков по отклонению заявок участников закупок, предлагающих к поставке диализаторы,
стерилизованные электронно-лучевым методом, а также требования к поставке
диализаторов, стерилизованных методом гамма-облучения без возможности поставки
аналогичных диализаторов, стерилизованных иными, взаимозаменяемыми методами
(электронно-лучевой и автоклавирование), могут приводить к ограничению количества
участников закупок и иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства»,
– прокомментировал начальник Управления контроля социальной сферы и торговли
ФАС России Тимофей Нижегородцев.
Источник: ФАС России
Профессиональный портал для специалистов
по госзакупкам www.pro-goszakaz.ru
Актуальная и достоверная информация
Рекомендации экспертов ФАС России, Минэкономразвития России,
Счетной палаты России
Новости отрасли
Календарь образовательных мероприятий
Наши профессиональные издания
Демодоступ к электронной системе «Госзаказ»
Присоединяйтесь к сообществу профессионалов
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Fotolia/PhotoXPress.ru
Реклама
Стр.9