ГОСЗАКАЗ
Учредитель и издатель –
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
Директор
Главный редактор
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
МЦФЭР Госзаказ
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редакторы-эксперты
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Выпускающий редактор Марина Козырева
Дизайн
Верстка
Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я
Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80,
www.pro-goszakaz.ru, www.proflit.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы: «Почта России» – 99747;
«Пресса России» – 88321; «Роспечать» – 35681
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22
E-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-34952 от 12.01.2009
выдано Роскомнадзором.
Цена свободная.
Подписано в печать 02.06.2015.
Дата выхода в свет 22.06.2015.
Формат 70 Ч 108 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4.
Тираж 15 000 экз. Изд. № 7125. Зак. № К-3625.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
ISSN 2073-6665
07
Ирина Дороднова
Светлана Титова
Отчитываемся о контрактах грамотно
Как известно, с 2014 г. в сфере государственных
закупок появилась новая процедура – конкурс с ограниченным
участием. Этот способ закупки имеет
серь езные отличия по сравнению с открытым конкурсом.
Безусловно, конкурс с ограниченным участием
проводится намного реже, чем другие процедуры
закупки, но тем не менее за время его существования
уже можно сделать определенные выводы, выявить
слабые и сильные стороны. Обо всем этом можно
прочесть в статье в рубрике «Заказчику».
Также в этом номере мы проводим анализ практики
ФАС России в отношении установления требований
к обеспечению конкурсных заявок. Нередко
случается, что заявки участников отклоняются
именно из-за досадных недочетов в обеспечении заявок.
О том, в каких случаях действия заказчика являются
правомерными, а в каких их возможно оспорить,
читайте в статье в рубрике «Поставщику».
Законодательство в сфере закупок, в т. ч. по Закону
№ 223-ФЗ, как и в любой другой сфере, постоянно
совершенствуется и претерпевает изменения. Не так
давно были изменены положения о ведении реестра
договоров. О практических аспектах и вопросах внесения
информации о заключении, изменении и расторжении
контракта рассказывается в статье в рубрике
«Эффективные закупки».
Что касается подготовки и размещения отчета
об исполнении контракта по Закону о контрактной
системе, то ответы на наиболее частые вопросы по
этой теме можно получить в материале формата
«Рабочая ситуация» в подрубрике «Проведение закупки».
Евгений
Красавин,
руководитель «МЦФЭР Госзаказ»
в вопросах и ответах
№ 7
2015
9 772073 666155
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКАЗЧИКУ
Комментарии специалистов
• Песегова Т.Н. Конкурс с ограниченным участием: уроки 2014 года
Правовые аспекты
Сфера применения Закона о КС
• Оплата контракта по Закону о КС с изменением источника финансирования
Планирование закупки
• Внесение изменений в план-график с последующей закупкой у субъекта
естественной монополии
НМЦК 25
• Указание цены единицы товара
• Содержание ответа на запрос ценового предложения
Проведение закупки
Способы закупки
• Возмещение расходов на коммунальные услуги по договору аренды
• Отчет о закупках у СМП при закупке у единственного поставщика
• Закупка лицензируемых работ путем проведения запроса котировок
Подготовка документации
• Объединение закупки ноутбуков и компьютеров
• Упаковка лекарственных средств: требования к количеству
• Лицензирование фармацевтической деятельности
Допуск и оценка заявок
• Расчет рейтинга заявок участников по нестоимостному критерию
• Применение положений Приказа № 155 к заявке, содержащей товары
как российского, так и иностранного происхождения
• Соответствие условиям, запретам и ограничениям, установленным
в соответствии со ст. 14 Закона о КС
• Срок годности лекарственных средств
Контракт 56
• Рабочая ситуация. Отчет об исполнении контракта
• Указание количества на вкладке «Объект закупки»
• Отказ от заключения контракта с победителем запроса котировок
• Расторжение контракта при переходе структурного подразделения
в другое лечебное учреждение
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
46
36
29
29
10
10
21
21
24
Планы-графики 24
Стр.4
Содержание 3
ПОСТАВЩИКУ
Комментарии специалистов
• Толстобоков О.Н. Обеспечение конкурсных заявок – не причина для отклонения
Подача заявок
• Декларация о принадлежности к СМП
Заключение и исполнение контракта
• Сроки подписания контракта после направления протокола разногласий
• Расчет неустойки (пени)
68
68
75
78
Эффективные закупки: Закон № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
• Бояркина Д.А. Реестр договоров: практические аспекты
Эффективные закупки
• Закупка запасных частей у единственного поставщика в случае поломки
• Внесение изменений в план закупок
• Разночтения в названиях «открытый аукцион» и «аукцион»
84
84
89
Все ответы отражают конкретные ситуации, сложившиеся у заказчиков
и поставщиков на практике, и носят лишь рекомендательный характер
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше экспертных материалов
Стр.5
4
Список сокращений и аббревиатур,
используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГрК РФ – Градостроительный кодекс РФ
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Закон о контрактной
системе, КС – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности»
ОКДП – «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции и услуг»
ООС – Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
СРО
– саморегулируемая организация
ЕИС – единая информационная система
Перечень № 2019-р – перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить аукцион
в электронной форме, утвержденный распоряжением
Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р
Закон № 140-ФЗ – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Закон № 498-ФЗ – Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
№ 7-2015
Стр.6
Азбука госзаказа
Квоту малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России
предложило снизить в госзакупках с 18 до 9%
В Министерстве отметили, что такое предложение связано с тем, что в первой половине
текущего года государственные заказчики заключили большое количество договоров
с крупными и средними предприятиями, в связи с чем выполнение квоты в 18% является
затруднительным для исполнительной власти и государственных компаний.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в 2014 г. подписал постановление о введении
квот для поддержки участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках. При
этом, как отмечают специалисты, постановление не предусматривало какой-либо ответственности
за его неисполнение.
Руководители малого и среднего бизнеса отмечают затратность размещения заявок
на участие в тендерах и низкую вероятность их выигрышей, т. к. зачастую требования
к конкурсам пишутся под конкретного исполнителя.
За нарушение законодательства в сфере закупок для государственных нужд
должностных лиц ГУФСИН по Нижегородской области привлекли
к административной и дисциплинарной ответственности
В ходе проверки прокуратурой Нижегородской области было выявлено несоблюдение порядка
рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. При этом был нарушен срок
направления в уполномоченный федеральный орган информации об исполнении контракта.
По результатам этой проверки прокуратурой было возбуждено два административных
дела, а начальнику регионального ГУФСИН внесли представление.
С начала года в Реестр недобросовестных поставщиков попали
более 1700 организаций
В период с 1 января по 23 апреля 2015 г. в реестр недобросовестных поставщиков были
внесены более 1700 организаций. За прошлый 2014 г. в реестр недобросовестных поставщиков
было внесено 5100 организаций.
С 1 января 2015 г. в реестр включается как общая информация о юридическом лице, так
и Ф. И. О. учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих
функции единоличного исполнительного органа таких компаний. Нововведение поможет
защитить государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных участников
гражданского оборота.
Основаниями для включения в реестр могут стать уклонение от заключения контракта,
расторжение контракта по решению суда, односторонний отказ заказчика от исполнения
контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком)
условий контракта.
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше экспертных материалов
Стр.7
Нормативные документы
Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407
Данным постановлением утвержден порядок определения начальной (максимальной)
цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого
с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении
закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу.
Документ опубликован на портале pravo.gov.ru.
Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 405
Данным постановлением утверждены Правила осуществления заказчиком в 2015 г.
реструктуризации задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением
требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве
обеспечения исполнения контрактов.
Под реструктуризацией понимается изменение первичных обязательств на иные
обязательства, предусматривающие другие способы исполнения обязательств, выраженные
в установлении графика поэтапного погашения такой задолженности.
Реструктуризация задолженности по банковской гарантии осуществляется заказчиком
при одновременном соблюдении следующих условий:
• задолженность коммерческого банка возникла в связи с предъявлением заказчиком
требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии,
предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, если
условиями такого контракта не предусмотрена выплата аванса либо денежная
сумма, подлежащая уплате по банковской гарантии, превышает размер аванса,
уменьшенного с учетом фактически исполненных обязательств по контракту;
• коммерческим банком признано наличие такой задолженности посредством направления
в адрес заказчика в письменной форме обращения коммерческого
банка о реструктуризации задолженности в срок, не превышающий 5 рабочих
дней со дня получения требования об осуществлении уплаты денежной суммы по
банковской гарантии;
• коммерческим банком выплачена не подлежащая реструктуризации сумма по
банковской гарантии, которая равна размеру аванса, уменьшенного с учетом фактически
исполненных обязательств по контракту (в случае, если контрактом
предусмотрена выплата аванса).
Утвержденными правилами регламентируются порядок и случаи установления графика
поэтапного погашения задолженности коммерческих банков по банковским гарантиям
в течение 2015 г. равными долями, перечисляемыми заказчику ежемесячно.
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Стр.8
Нормативные документы 7
Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2015 № 740-р
Из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик
обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного
распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, исключен код 70.31.15
«Услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе».
Приказ Минэкономразвития России от 16.04.2015 № 228
Данным приказом внесены изменения в приказ Минэкономразвития России от
25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств,
для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд».
В перечень иностранных товаров, для которых устанавливаются условия допуска
к госзакупкам, включены (с указанием кодов ОКПД ОК 034-2007) в т. ч.:
• машины вычислительные аналоговые и гибридные (аналогово-цифровые) для
автоматической обработки данных;
• машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе
центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для
автоматической обработки данных;
• устройства межсистемной связи сетей, систем, комплексов и электронных вычислительных
машин;
• машины и аппаратура для гальванопластики, гальваностегии, электролиза
и электрофореза;
• стулья и мебель для сидения;
• кровати деревянные детские;
• шкафы деревянные для книг;
• матрасы детские.
Кроме того, действие указанного приказа распространено на товары, происходящие
из Республики Армения, а также регламентирован способ осуществления закупок путем
проведения запроса котировок.
Также определено, что приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155
не ограничен сроком действия (ранее было предусмотрено, что Приказ № 155 действует
до 31 декабря 2015 г).
Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189
Данным приказом утверждены Порядок согласования применения закрытых способов
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядок согласования
заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При проведении закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием,
закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона заказчик должен предстаwww.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше
экспертных материалов
Стр.9