Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Корпоративный юрист

Корпоративный юрист №3 2015 (1050,20 руб.)

0   0
Страниц68
ID313250
АннотацияЕжемесячный журнал для специалистов юридических подразделений крупных компаний. Освещает все направления профессиональной деятельности корпоративных юристов. Репутацию достоверного и авторитетного источника информации журнал завоевал благодаря качественному освещению всех направлений профессиональной деятельности корпоративных юристов.
Корпоративный юрист .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №3 .— 68 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313250 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 • МАРТ 2015 www.clj.ru Счастливчик Daimler 4 Новации четвертого антимонопольного пакета 18 9 антимонопольных прецедентов 32 ФАС предупреждает 39 Интервью Антон Быков, ВымпелКом 10 на ход вперед Оформите подписку на будущее по цене 2015 года*  По телефону 8 (495) 937-9082  В интернет-магазине www.proflit.ru/law  По счету на с. <...> , главный редактор журнала «Корпоративный юрист» ТЕМА НОМЕРА: ФАС и бизнес Разрешение конфликтов Счастливчик Daimler Ксения Гагаева 4 На мировую, или О чем нельзя договориться с должником Георгий Караогланов 6 Интервью номера Антон Быков: «Если у человека не горят глаза, то ему с нами не по пути» 10 Взаимодействие с государством Новации четвертого антимонопольного пакета Сергей Пузыревский 18 Антимонопольная сторона Закона о торговле Нина Багдасарова 27 9 антимонопольных прецедентов Юлия Полякова, Ксения Подгузова 32 Новые риски дистрибьюторов: порядок ценообразования Тарас Хижняк 35 ФАС предупреждает Андрей Неминущий, Артём Ермошин 39 Спорный контракт Ирина Акимова 46 Рады представить: Антон Быков. <...> Для тех, кто пропустил, уже полгода как директор по юридическим вопросам и корпоративным отношениям ОАО «ВымпелКом», трудится на благо оператора в режиме 24/7, но нашел время рассказать нам, как сменил место работы, о новой идеологии юридического блока и компании в целом, мотивированных сотрудниках, горящих глазах и увлечении авторалли. <...> 10 ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА Вся жизнь – борьба www.clj.ru № 3•МАРТ•2015 Кодифицируй это Владимир Ярков 50 Управление компанией Cоглашение акционеров по-русски Роман Черленяк 56 Права и обязанности участников корпораций: смена декораций Алёна Кучер, Елена Ключарева 60 А также Цитата Выловлено в Сети УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – WOLTERS KLUWER Генеральный директор Валентин Гирихиди Главный редактор Екатерина Богданова «МЦФЭР ПРАВО» Руководитель Дмитрий Никитин, DNikitin@mcfr.ru ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕДАКЦИЯ «ПРАВО» Руководитель Ольга Гревцева, OGrevtseva@mcfr.ru Главный редактор Ксения Богданова, kbogdanova@mcfr.ru Юрист-эксперт <...>
Корпоративный_юрист_№3_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Корпоративный_юрист_№3_2015.pdf
В повседневной жизни мы изо всех сил стараемся держать себя в отличной форме: ходим в спортивный зал, на йогу, увлекаемся единоборствами. При этом следить за собой нужно регулярно: бессмысленно в понедельник прокачать пресс, а потом всю неделю лежать на диване и есть бабушкины блинчики. То есть, перефразируя известный афоризм: «постоянное движение и есть жизнь». То же и на профессиональном плацдарме. Законодательство и судебная практика не стоят на месте: принимаются новые законы, по ним формируется новая практика, меняются правила игры. А значит, нужны регулярные тренировки по праву, своеобразный фитнес для мозга. И тогда, как и в спорте, появляется выбор: пойти в зал за углом и заниматься самостоятельно или обзавестись абонементом в лучший фитнесклуб города и тренироваться под присмотром профессиональных инструкторов. Так и с мозгом: можно искать информацию на интернетфорумах и адресовать вопросы анонимным специалистам, скрывающим свои реальные имена и достижения за никами, а можно получить развернутую консультацию представителей именитых юридических фирм, дорожащих своей репутацией. Есть еще один быстрый, но эффективный способ «прокачать» мозг. Мы знаем, какая информация нужна вам уже сейчас и какая скоро понадобится, мы отделяем зерна от плевел и доставляем только самое важное. Сделайте правильный выбор – читайте «Корпоративный юрист». К. Богданова, главный редактор журнала «Корпоративный юрист»
Стр.3
ТЕМА НОМЕРА: ФАС и бизнес Разрешение конфликтов Счастливчик Daimler Ксения Гагаева 4 На мировую, или О чем нельзя договориться с должником Георгий Караогланов 6 Интервью номера Антон Быков: «Если у человека не горят глаза, то ему с нами не по пути» 10 Взаимодействие с государством Новации четвертого антимонопольного пакета Сергей Пузыревский 18 Антимонопольная сторона Закона о торговле Нина Багдасарова 27 9 антимонопольных прецедентов Юлия Полякова, Ксения Подгузова 32 Новые риски дистрибьюторов: порядок ценообразования Тарас Хижняк 35 ФАС предупреждает Андрей Неминущий, Артём Ермошин 39 Спорный контракт Ирина Акимова 46 Рады представить: Антон Быков. Для тех, кто пропустил, уже полгода как директор по юридическим вопросам и корпоративным отношениям ОАО «ВымпелКом», трудится на благо оператора в режиме 24/7, но нашел время рассказать нам, как сменил место работы, о новой идеологии юридического блока и компании в целом, мотивированных сотрудниках, горящих глазах и увлечении авторалли. А главное и самое интересное – прошелся по резонансным и противоречивым законам и инициативам, которым только предстоит оформиться в «правила жизни». 10 ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА Вся жизнь – борьба
Стр.4
www.clj.ru № 3•МАРТ•2015 Кодифицируй это Владимир Ярков 50 Управление компанией Cоглашение акционеров по-русски Роман Черленяк 56 Права и обязанности участников корпораций: смена декораций Алёна Кучер, Елена Ключарева 60 А также Цитата Выловлено в Сети УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – WOLTERS KLUWER Генеральный директор Валентин Гирихиди Главный редактор Екатерина Богданова «МЦФЭР ПРАВО» Руководитель Дмитрий Никитин, DNikitin@mcfr.ru ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕДАКЦИЯ «ПРАВО» Руководитель Ольга Гревцева, OGrevtseva@mcfr.ru Главный редактор Ксения Богданова, kbogdanova@mcfr.ru Юрист-эксперт Алексей Каширин, akashirin@mcfr.ru Выпускающий редактор Алёна Авраменко Верстка ISSN 1816-109X 03 Галина Радимова Фото на обложке и к интервью номера – Николай Покровский Над номером работали: Григорий Гуринский, Наталья Зыкова Группа маркетинга Бренд-менеджер Екатерина Финогенова, eFinogenova@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, 9 771816 109157 ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: (495) 937-90-80 www.clj.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 E-mail: pravo@mcfr.ru Читайте в АПРЕЛЬСКОМ номере журнала: • Квалификация бонусных баллов в программах лояльности • Лекарство от всех болезней. Рекламируем по закону • Кризис: управление правовыми рисками по госконтракту Оцените интерактивные возможности iPad-версии журнала ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: «Роспечать» – 20156, 32180 «Почта России» – 99157, 12253 «Пресса России» – 88320, 88395 ПО ВОПРОСАМ ПОДПИСКИ В РЕДАКЦИИ ОБРАЩАЙТЕСЬ: Служба клиентской поддержки Тел.: (495) 933-63-22, 937-90-82; e-mail: pressa@mcfr.ru ПРЕТЕНЗИИ ПО ДОСТАВКЕ направляйте по факсу: (495) 933-52-62 Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-59442 от 03.10.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 26.02.2015. Дата выхода в свет 12.03.2015. Формат 60 Ч 90/8. Тираж 5100 экз. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8. Изд. № 6896. Зак. № 84. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Отпечатано в ООО «Тволимедиа» 109518, г. Москва, 1-й Грайвороновский пр-д, д. 20, стр. 35 © ЗАО «МЦФЭР», 2015
Стр.5
Разрешение конфликтов ТЕМА НОМЕРА Счастливчик DAIMLER Ксения Гагаева адвокат международной юридической группы AstapovLawyers Суть претензий 12 декабря 2013 г. ФАС России возбудила дело в отношении ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Поводом для проверок стала жалоба одного из автодилеров – ЗАО «Авилон АГ», который подавал ее еще в феврале 2013 г., а в августе отозвал, но ФАС дело не прекратила. Подписание мирового соглашения между компаниями не отменило факт нарушений дистрибьютора по отношению к дилерам. Ведомство установило, что российский дистрибьютор марки Mercedes-Benz (ЗАО «Мерседес-Бенц РУС») заключил с дилерами дополнительные соглашения к основному дилерскому договору. В итоге дилеры отказались от самостоятельных действий по свободной продаже легковых автомобилей и запасных частей к ним, а также от участия в тендерах на их поставку клиентам отдельных категорий. К таким клиентам относились: • государственные структуры (G1); • компании, находящиеся полностью или частично в собственности государства (G2); • госслужащие, приобретающие автомобиль для личных нужд (G3). Служба посчитала, что эти положения договоров могут ограничить конкуренцию на рынке запасных частей к автомобилям бренда Mercedes-Benz в России. Как российской дочке Daimler AG удалось избежать ответственности за запрет дилерам продавать автомобили марки Mercedes-Benz госслужащим и госструктурам? Стоит сказать, что антимонопольный аспект – лишь отголосок крупного антикоррупционного скандала, который разгорелся вокруг Daimler AG пять лет назад, когда Министерство юстиции США обвинило концерн в подкупе чиновников в 22 странах мира, отвечавших за контракты на закупку автомобилей для госнужд. На протяжении пяти месяцев велись работы по исполнению предписания ФАС России, и уже 22 мая 2014 г. ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» издало приказ, который вносил изменения в политику продаж в отношении G-клиентов, расширяющие самостоятельность дилеров при продажах компаниям, находящимся в собственности государства, и госслужащим, приобретающим автомобиль для личных нужд. Также компания дала дополнительные разъяснения о возможности официальных дилеров устанавливать запчасти, не являющиеся оригинальными запасными частями марки Mercedes-Benz, по запросу потребителей. Кроме того, она представила в ФАС России доказательства отсутствия каких-либо негативных последствий заключения дополнительных соглашений как для рынка, так и для отдельных его участников. В дополнение ко всему ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» решило присоединиться к Кодексу поведения автопроизводителей, согласованному Ассоциацией европейского бизнеса с ФАС России, и тем самым способствовать дальнейшему развитию положительных деловых практик на рынке автомобилей различных классов на территории Российской Федерации. В итоге производство по делу было прекращено. Кроме того, ФАС России пришла к выводу, что продажа автомобилей и запчастей к ним госклиентам – конкурентный рынок, и отдельный производитель, в т. ч. Daimler AG, не может в одностороннем по4 • КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №3 • 2015
Стр.6
рядке воздействовать на общие условия обращения на этом рынке. Большинство дилеров, поставляющих автомобили для муниципальных и государственных нужд, работают с несколькими брендами либо входят в крупные холдинги, продающие другие бренды. Значит, они в состоянии заменить продукцию MercedesBenz на продукцию других автопроизводителей, ведь после изменения политики ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» некоторые госзаказчики перешли на автомобили других марок. Кроме того, на госструктуры приходится не более 5% российских поставок MercedesBenz, так что никакие ограничения, по мнению регулятора, не могли бы существенно испортить продажи даже монобрендовому дилеру. Нарушение во благо Как известно, ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) признает допустимыми соглашения, предусмотренные его ч. 4 ст. 11, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на определенном товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться: • совершенствование реализации товаров; • получение покупателями преимуществ, соразмерных преимуществам, полученным в результате данных соглашений. При рассмотрении антимонопольного дела ЗАО «Мер седес-Бенц РУС» представило обоснование необходимости декларирования некоторых ограничений свободной реализации автомобилей марки Mercedes-Benz и запасных частей к ним клиентам категорий G1, G2, G3. Начиная с 2004 г. отдельные практики продаж компании Daimler AG и ее дочернего предприятия ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» стали предметом расследования властей США. В ответ в целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства по всему миру в 2010 и 2011 гг. Daimler AG внесла Ищите нас на Facebook корпоративный юрист КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • www.clj.ru • 5 изменения в свою политику продаж, которые затронули также ЗАО «Мерседес-Бенц РУС». В результате последнее подготовило дополнительное соглашение к своему стандартному дилерскому договору, предполагающее введение ограничений в отношении продаж дилерами автомобилей марки MercedesBenz покупателям, прямо или косвенно связанным с государством. Данная категория покупателей была обозначена как G-клиенты. Целью введения таких ограничений было: • снижение коррупционных рисков, касающихся продаж автомобилей марки Mercedes-Benz G-клиентам, путем исключения третьих лиц (посредников) из процесса продаж; • улучшение качества обслуживания G-клиентов, рассматривающих возможность приобретения автомобилей марки Mercedes-Benz, с помощью увеличения прозрачности продаж. Кроме того, дилеры ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» получали комиссию (3–5%) в качестве компенсации за услуги по направлению клиентов категории G для дальнейшей работы в ЗАО «Мерседес-Бенц РУС». Следовательно, преимуществом перечисленных мер для G-клиентов было формирование более прозрачных условий закупок, благодаря чему могли быть сэкономлены бюджетные средства. Комиссия ФАС России заключила, что даже в случае установления фактов исполнения указанных соглашений они могли быть признаны допустимыми по основаниям ст. 13 Закона № 135-ФЗ. В сложившейся ситуации ФАС достаточно гуманно подошла к разрешению спорной ситуации, предоставив продолжительный срок для исполнения своего предписания и обоснования необходимости введения столь жестких мер к дилерам, а также подтверждения отсутствия вины в действиях дистрибьютора (Решение ФАС России от 09.06.2014 по делу № 1-00-320/00-05-13). Так или иначе, закон соблюден, процедура исполнена, компании удалось избежать ответственности, и в этом велика заслуга юристов, сумевших доказать отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».
Стр.7
Разрешение конфликтов НА МИРОВУЮ, или О чем нельзя договориться с должником Георгий Караогланов юрист адвокатского бюро КИАП Мировое соглашение как инструмент урегулирования конфликта помогает дальнейшему развитию отношений между сторонами спора, что особенно важно в ситуации банкротства. Какие условия можно, а какие нельзя включить в текст мирового соглашения? О чем следует помнить при формулировании его условий? И на какие вопросы современная практика ответов пока не нашла? М ировые соглашения (далее – МС) по своей природе являются гражданско-правовыми договорами, но благодаря придаваемому им значению процессуального действия они обладают специфическими отличиями. Заключение МС предусмотрено ГПК РФ, АПК РФ и рядом федеральных законов, регулирующих конкретные отношения, в т. ч. Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ), в котором отражены особенности его заключения на различных стадиях банкротного дела, а процедуре заключения МС посвящена отдельная глава (гл. 8). Заключение МС по своей природе предполагает взаимные уступки с обеих сторон, однако при банкротстве, как правило, на них приходится идти лишь одной стороне – кредиторам, например в нередко встречающейся ситуации частичного прощения долга одним из надлежащих кредиторов, которое не нарушает права иных кредиторов (Постановление ФАС Уральского округа от 25.12.2013 № Ф09-5658/12 по делу № А76-10003/2011). Важно отметить, что суд несет ответственность Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 2 за дачу оценки условиям МС, а также за принятие решения об их соответствии действующему законодательству. МС должно быть заключено в письменном виде лицами, обладающими надлежащими полномочиями: перед тем как осуществить данное процессуальное действие, представители сторон обязаны проверить наличие таких полномочий в своих доверенностях. 6 • КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №3 • 2015
Стр.8
Важным условием заключения МС является то, что в нем нельзя затрагивать интересы иных лиц. Данное нарушение довольно часто встречается в судебной практике. Ситуация Собственник квартиры обратился с иском к другому собственнику, а также к юридическому лицу. В результате рассмотрения спора заключено МС между двумя физическими лицами, которое утверждено судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции отменил решение в связи с нарушением норм процессуального права. Суд обратил внимание на то, что в МС прописаны обязательства не только заключивших его лиц, но и второго ответчика – юридического лица, представители которого не подписывали данное соглашение. На первый взгляд, в этом деле не было никаких подводных камней, но отражение обязательств стороны, не подписавшей МС, пусть и вытекающих из обязательств сторон, его подписавших, – безуслов ное основание для отмены судебного акта, а соответственно и МС в целом. В данном случае результатом спора можно назвать заключение о противозаконности возложения обязанностей на лиц, имеющих отношение к делу, но не являющихся сторонами МС (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 13.02.2014 по делу № 33-929/2014). Ситуация В споре, связанном с взысканием денежных средств юридическим лицом с физического лица, суд первой инстанции удовлетворил требования истца и выдал исполнительный лист. На стадии исполнения решения взыскатель обратился в суд с заявлением об утверждении МС, по условиям которого должник передает в собственность взыскателю земельный участок, в свою очередь взыскатель отказывается от имущественных требований по исполнительному листу в части взыскания денежных средств. Рассмотрев заявление об утверждении МС, суд установил, что в отношении должника уже ведется сводное исполнительное производство, долг по которому не погашен. А значит, утверждение указанного МС могло привести к нарушению интересов других взыскателей. Более того, суд сослался на то, что земельный участок не является предметом иска. Таким образом, внесение в МС условий, выполнение которых нарушит интересы иных лиц, противозаконно (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2013 по делу № 11-42883). Резюмируем. Прежде чем обратиться в суд с заявлением об утверждении МС с идентичными условиями, взыскателю необходимо проверить, не возбуждены ли в отношении должника исполнительные производства. Если это так, у суда будут основания для отказа в утверждении МС по причине того, что его условия нарушают интересы иного лица. Ситуация В рамках дела о признании юрлица банкротом конкурсный управляющий должника обратился с заявлением об утверждении МС, заключенного между должником и третьим лицом. Целью данного соглашения была выплата третьим лицом должнику денежных средств, уплаченных за вексель. МС было утверждено судом апелляционной инстанции. Однако указанная в нем сумма оказалась значительно ниже размера денежных средств, взысканных в пользу должника с третьего лица в качестве применения последствий признания сделки должника недействительной. Именно с таким основанием кассационной жалобы обратился конкурсный кредитор должника в суд вышестоящей инстанции. КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • www.clj.ru • 7
Стр.9