Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник музыкального руководителя

Справочник музыкального руководителя №5 2015 (214,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313082
АннотацияЖурнал об эффективном музыкально-художественном воспитании.Издание освещает вопросы музыкального развития детей, организации музыкально-художественной деятельности, а также предлагает материалы для современного репертуара детского сада: сценарии праздников и развлечений, хореографические постановки, песенную коллекцию, нотный фонд.
Справочник музыкального руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313082 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПРАВОЧНИК Работаем по программе «Музыкальные шедевры» музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ www.resobr.ru Организация вокального кружка на базе детского сада № 5 2015 май «Мы композиторы»: проект развития музыкального творчества детей «Песенка-чудесенка»: сценарий проведения песенного конкурса для детей Оцените преимущества электронного журнала! <...> Активация кода подписки Свежий номер и дополнительный музыкальный сборник Архив номеров используйте интерактивные возможности 1. <...> РАДОСТЬ ПОБЕДЫ cовместный проект электронного журнала «Справочник музыкального руководителя» и военно-дирижёрской кафедры Военного университета Министерства обороны РФ В данном приложении к электронному журналу вы найдёте аудиофайлы и иллюстрации к мероприятиям, посвящённым Дню Великой Победы. <...> Дрейзина ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ Если вы готовы поделиться с коллегами созданными вами материалами для музицирования, детского исполнительства, фонограммами и презентациями, приглашаем вас использовать электронный журнал «Справочник музыкального руководителя» как площадку для профессионального общения и обмена опытом. <...> Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Слепушенко О.А. <...> Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. <...> М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель <...>
Справочник_музыкального_руководителя_№5_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_музыкального_руководителя_№5_2015.pdf
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДИРИЖИРУЙТЕ ОБУЧЕНИЕМ загрузите новый формат Вы больше не зависите от почтовой доставки, вам нужен только Интернет. Свежий номер, как и весь архив с начала подписного периода, доступен читателям в личном кабинете. В любой момент интересующий материал можно распечатать, сохранить, растиражировать, что очень удобно. Активация кода подписки Свежий номер и дополнительный музыкальный сборник Архив номеров используйте интерактивные возможности 1. Новое ЗВУЧАНИЕ журнала от наших композиторов. Теперь у вас своя фонотека, которую мы постоянно пополняем: классическая музыка; современные авторские детские песни, музыкальные сказки; материалы для музицирования и детского исполнительства; фонограммы. В каждом номере – нотный текст, который вы можете распечатать и собрать свой сборник. 2. Новый ЦВЕТ иллюстраций от наших художников. Теперь у вас своя пополняемая коллекция наглядно-дидактических материалов прекрасного качества, которые вы сможете использовать на занятиях. 3. Новый РЕЗОНАНС в работе с журналом от наших методистов. Теперь в вашем распоряжении интересная подборка тематических презентаций, которые познакомят малышей с творчеством великих художников и историческими событиями. 4. Новые ФОРМЫ и шаблоны документов от наших экспертов. Теперь вам не нужно тратить время на поиск. Скачивайте и заполняйте, следуя рекомендациям.
Стр.3
70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ... РАДОСТЬ ПОБЕДЫ cовместный проект электронного журнала «Справочник музыкального руководителя» и военно-дирижёрской кафедры Военного университета Министерства обороны РФ В данном приложении к электронному журналу вы найдёте аудиофайлы и иллюстрации к мероприятиям, посвящённым Дню Великой Победы. Марш «Радость Победы» Муз. Б. Беккера Симфония № 3 (III часть «Славянская») Муз. Б. Кожевникова Вальс «Берёзка» Муз. Е. Дрейзина ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ Если вы готовы поделиться с коллегами созданными вами материалами для музицирования, детского исполнительства, фонограммами и презентациями, приглашаем вас использовать электронный журнал «Справочник музыкального руководителя» как площадку для профессионального общения и обмена опытом. Наш электронный адрес: muz@mcfr.ru
Стр.4
ISSN 2226-4043 05 №5 МАЙ 2015 9 772226 404153 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор МЦФЭР Образование Коммерческий директор Богданова Е.В. Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Анишина Т.П. Семёнова В.В. Редактор Кашкина С.Ю. Иллюстратор Муравски М.А. Дизайн Лузенинова Н.Н., Семёнова В.В. Вёрстка Титова С.Ю. Секретарь редакции Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 e-mail: muz@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой) «Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой) «Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой) Отдел продвижения Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011. Подписано в печать 16.04.2015. Выход в свет 06.05.2015. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4. Тираж 8000 экз. Изд. № 6994. Заказ № К-3172 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Синицина Н.Ю. Калганова Н.Н. Гилевич Л.Г. гл. спец. Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6 | Радынова О.П., Мельник С.В. Работаем по программе «Музыкальные шедевры» Сопоставление целевых установок программы «Музыкальные шедевры» с содержанием требований ФГОС ДО. Методика работы по программе. Планирование музыкальных занятий в младшей группе ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16 | Глушенкова Е.Н., Оноприенко Г.П. В гостях у старушек-веселушек Конспект интегрированного занятия учителялогопеда и музыкального руководителя с использованием элементов фольклора и нетрадиционных методов изобразительной деятельности для старшей группы 21 | Анестратенко М.В. Друзья-зверята Песенный цикл для детей 4–5 лет. Цели и задачи занятий. Ноты и слова песен: «Лягушка» (муз. и сл. А. Красева); «Маленький зайчик» (игра с детьми. Обработка А. Александрова, сл. И. Манина); «Про крота» (муз. А. Туник, сл. Г. Андреевой) 27 | Тонкова Э.А. Организация вокального ансамбля в детском саду Из опыта работы вокального ансамбля «Воробышки» по программе дополнительного образования, направленной на обучение пению старших дошкольников в рамках вокального ансамбля. Цели, задачи, учебно-тематический план программы. Ноты и слова песни «Воробышки» 4 49 | 32 | РЕГЛАМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Вокальный кружок на базе детского сада Образцы документов: приказ «О создании вокального кружка на базе дошкольной образовательной организации», Положение о деятельности вокального кружка на базе дошкольной образовательной организации ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ 35 | Коренблит С.С., Берестов В.Д., Кузнецова Г.В., Волосовец Т.В. Рекомендации по использованию песен «Поём и играем в театре кукол» в детском саду Фрагменты конспектов тематических занятий: по рисованию «Звездочёт»; по лепке «Петрушка»; коллективная аппликация «Театр Карабаса-Барабаса»; досуг «В поисках золотого ключика» 41 | Коренблит С.С., Слуцкий М.Г., Шакарова М.А., Волосовец Т.В. Азбука: обучение алфавиту с помощью песен Ноты и слова песен «Буквы Э, Ю, Я», «Азбука», «Алфавит». Аудиофайл «Алфавит» НОТНЫЙ ФОНД: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ Ярцева Е.С. О чём рассказала музыка Цикл занимательных уроков. Урок четвертый «Доброе слово и кошке приятно» 53 | 54 | Д. Кабалевский. «Злюка» Из цикла «Три подружки» Г. Свиридов. «Ласковая просьба» из «Детского альбома» СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.6
Кликни на иконку в электронном журнале «Справочник музыкального руководителя» и получи дополнительные материалы ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СЦЕНАРИИ Гурылева Н.П. 55 | Мы композиторы Проект развития музыкального творчества детей среднего и старшего дошкольного возраста. Актуальность, цели, задачи, ожидаемые результаты проекта. Планы музыкальных занятий. Музыкальные игры: «Сочини музыку», «Я композитор», «Солнышко и тучка», «Свари компот», «Я дирижёр» 62 | Анастасьева А.А. Песенка-чудесенка Сценарий организации и проведения песенного конкурса для детей старшего дошкольного возраста Никитина Н.А., Богомазова С.В. 66 | Подвижные народные игры для детей дошкольного возраста Описание правил подвижных народных игр для детей старшего дошкольного возраста ВАШЕ ПРАВО 74 | Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит: автор и исполнитель как субъекты авторского и смежных прав Объекты смежных прав. Виды договоров в области интеллектуальной собственности Справочник музыкального руководителя. Присоединяйтесь к нам «ВКонтакте» № 5 май 2015 с. 40 с. 45 Дополнительные материалы электронного журнала «Справочник музыкального руководителя» № 5-2015: 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ... Марш «Радость Победы» Б. Беккера; Симфония № 3 (III часть «Славянская») Б. Кожевникова; Вальс «Берёзка» Е. Дрейзина Исполняет оркестр курсантов Военного института под руководством преподавателей военнодирижёрской кафедры Военного университета Министерства обороны РФ. Проект доступен в личном кабинете. с. 16 с. 32 Ноты песен к музыкальному занятию «В гостях у старушек-веселушек». Шаблоны приказа «О создании вокального кружка на базе дошкольной образовательной организации» и положения о деятельности вокального кружка на базе дошкольной образовательной организации. Иллюстрации к конспектам «Поём и играем в театре кукол». Аудиофайл песни «Алфавит» из цикла «Азбука: обучение алфавиту с помощью песен». с. 55 Фотографии проекта «Мы композиторы». Если у вас возникли технические трудности при работе с электронным журналом, звоните в редакцию. Контактное лицо: Семёнова Василина, тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 50-13); e-mail: vsemenova@mcfr.ru Оформите подписку на сайте www.profl it.ru/edu или по телефону 8 (495) 937-90-82 5
Стр.7
Управление процессом музыкального воспитания детей О.П. Радынова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета С.В. Мельник, музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 623, дошкольное подразделение РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»: ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Программа «Музыкальные шедевры» – это система формирования основ музыкальной, художественной, общей культуры детей, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Чем раньше и регулярнее ребёнок будет слушать доступную его эмоциональному опыту музыку из сокровищницы дошедших до нас и сохранённых человечеством музыкально-культурных ценностей и эмоционально реагировать на неё (оживляться, сосредоточиваться, в зависимости от характера произведения), тем успешнее будут накапливаться опыт восприятия, появляться любимые произведения. Поскольку музыка является самым эмоциональным видом искусства, в силу специфики её содержания, передающего «чувства, эмоции, настроения» (Б.М. Теплов), основным критерием доступности её детям разного возраста является соответствие выраженного эмоционального содержания эмоциональному опыту ребёнка. Детям раннего и младшего возраста доступны произве6 дения светлой гаммы чувств (шутливая, бодрая, нежная, немного грустная, танцевальная), с постепенным расширением палитры настроений. Вторым критерием доступности произведений, в силу возрастных особенностей внимания, является небольшая продолжительность звучания (короткие пьесы или фрагменты). В современных стандартах дошкольного образования среди задач образовательной системы названа глобальная задача – «развитие общей культуры личности». Её решение зависит от общих усилий всего коллектива детского сада. Общую культуру личности федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предлагают формировать посредством пяти образовательных областей. Общекультурное развитие осуществляется на основе обогащения опыта деятельности в различных областях жизненной практики, в результате которой ребёнок осваивает культурные норСПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Управление процессом музыкального воспитания детей 5 1 3 4 5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: Социально-коммуникативное развитие 2 Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие мы социального поведения, речевые эталоны, получает нравственные и эстетические представления о культурных ценностях. Возможности музыки в общекультурном развитии детей огромны. Это прежде всего – эмоциональное развитие, развитие мышления, речи, нравственно-эстетических представлений, развитие воображения и творчества. Все эти личностные новообразования помогают развивать креативность личности ребёнка, а это можно считать проявлением сформировавшихся основ музыкальной и общей культуры. Цели и задачи программы Среди задач программы «Музыкальные шедевры» (автор О.П. Радынова): • накопление опыта восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку разных эпох, стилей, на народную музыку, формирование тезауруса впечатлений; • развитие осознанности восприятия, расширение первоначальных знаний о музыке; • побуждение к выражению своих впечатлений в исполнительской и творческой деятельности, формирование для этого необходимых умений и навыков, развитие музыкальных способностей; • приобщение к музыкальному искусству, формирование эмоционально-оценочного отношения. № 5 май 2015 Темы программы В теме программы «Настроения, чувства в музыке» детям даются представления о том, что музыка выражает самые разнообразные чувства человека: радость, нежность, гнев, волнение и др. Различение смены выраженных в произведении чувств и настроений ведёт к осознанию и пониманию его смысла – «чувственной программы музыкального произведения». Ценностные представления о мире природы формируются в программе с помощью эмоционально окрашенных, разных по содержанию, на7 Целевые установки программы «Музыкальные шедевры» находятся в полном соответствии с содержанием требований ФГОС ДО. Сопоставим их. Программа ФГОС ДО Содержание художественноэстетического развития «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального), мира природы, формирования элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. «Музыкальные шедевры» В методических рекомендациях к программе раскрывается понятие музыкальной культуры, разъясняются термины «музыкальноэстетическое сознание, интересы, вкусы, представления о красоте» в применении к дошкольному возрасту, раскрывается методика формирования эмоциональнооценочного, ценностного отношения детей к музыкальной классике.
Стр.9