Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №4 2015 (236,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313057
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №4 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313057 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 4, 2015 Итоговое психодиагностическое обследование воспитанников ДОО Годовой аналитический отчет педагога-психолога Первичное консультирование родителей Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДЕТСКИЙ САД Реклама Директ-папка «МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ», выпуск 2014 года «Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в разъяснениях и примерах» Принимаемые в развитие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты вызывают у руководителей образовательных организаций много вопросов и требуют дополнительных разъяснений. <...> : 8 (495) 937-9082 E-mail: ap@mcfr.ru В интернет-магазине: www.proflit.ru/edu На почте по каталогам: «Роспечать» – 36904 «Почта России» – 99682 «Пресса России» – 88064 4, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директорадиректор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. <...> Главный редактор ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. <...> А.И. Герцена Романова Е.С. – д-р психол. наук, проф., директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – зам. руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”» ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва ISSN 2221-5085 04 2 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Кунафеева Г.Ю. <...> Годовой аналитический отчет педагога-психолога <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№4_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№4_2015.pdf
4, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использована фотография П.Г. Михайлова Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 27.02.2015. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6922. Заказ № 2985 Дата выхода в свет 20.03.2015 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 772221 508153 Владимирова А.С. Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Сутемьева О.А. Верстка Жафярова Г.Х. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Бурлакова И.А. – канд. психол. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, проф. кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – д-р психол. наук, проф., директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – зам. руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”» ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва ISSN 2221-5085 04
Стр.3
2 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Кунафеева Г.Ю. Годовой аналитический отчет педагога-психолога Содержание и структура. Рекомендации к написанию. Пример аналитического отчета о работе педагога-психолога за учебный год (с извлечениями) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 14 Кремлякова А.Ю. Итоговое психодиагностическое обследование воспитанников ДОО Сводные таблицы результатов диагностического обследования по шкале умственного развития А. Бине – Т. Симона для детей 3–4, 4–5, 5–6 лет. Методики исследования познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи. Вторичная диагностика готовности к школе. Лист оценки психологического здоровья выпускника ДОО КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 24 Шутова Д.А. Первичное консультирование родителей Основные этапы первичной психоконсультации с родителями: знакомство с семьей; прояснение проблемы и ее видение каждым участником встречи; формулирование запроса; заключение психологического контракта. Подробное содержание каждого этапа КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 33 Марковская С.В. Гармонизация личности расторможенных детей с помощью сказкотерапии Возможности сказкотерапии в решении проблемы. Методика сочинения сказки, метод пиктограмм. Примеры детских авторских и коллективных сказок: «Черный стул», «Белый шорох», «Бессмертный парень», «Волшебные крылья». Анализ представленных работ 48 Войтик М.В., Поликша А.В. Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии Понятие эмоциональной лабильности. Пример работы с ребенком с эмоциональной лабильностью. Содержание индивидуальной программы по коррекции эмоциональной сферы. Результаты работы по программе, рекомендации родителям. Примеры занятий по индивидуальной программе коррекции СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№4, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 60 Устинова Н.В. Игровое взаимодействие родителей с детьми в ДОО Программа «Играем вместе» для гармонизации детско-родительских отношений. Конспекты игровых сеансов для детей 4–5 лет и их родителей ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 72 Абазян Е.С. Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОО Работа с автобиографиями участников. Основные темы автобиографии: семья (без даты, места рождения); образование (специальность по диплому); особенности характера; любимое занятие, хобби; мечта. Структура и конспекты занятий тренинга 3 Читайте в ближайших номерах О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07) Диагностика минимальной мозговой дисфункции Консультация «Как развивать воображение у ребенка» Творческое игровое занятие для детей «Я прививок не боюсь»
Стр.5
4 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Ведение документации – трудоемкая, но необходимая составляющая работы педагога-психолога. Одна из обязательных ее форм – аналитический отчет о проведенной за год работе. Аналитический отчет нужен для осуществления контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), а также для применения в качестве основы планирования, рефлексии работы, проводимой специалистом, и ее совершенствования. Годовой аналитический отчет педагога-психолога Г.Ю. Кунафеева, педагог-психолог ГБОУ Школа № 2026, структурное подразделение № 2 (дошкольное отделение), Москва Содержание и структура Основа для написания аналитического отчета – совокупность данных оперативного (первичного, текущего) анализа основных проводимых мероприятий, фактический материал, накопленный педагогом-психологом за год, отражающий результаты его деятельности. Объект аналитического отчета – конкретная деятельность в рамках основных направлений (психологическая диагностика, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, психопросвещение, психологическое консультирование). Предмет аналитического отчета – анализ совокупности действий, признаков, свойств, статистических показателей, представленных в удобной форме, понятной не только специалистам, но прежде всего администрации. Данные предоставляются в обобщенном виде с учетом требований конфиденциальности. Содержание аналитического отчета: • количественные данные о работе, проведенной в течение года;
Стр.6
№4, 2015 • качественный анализ работы по основным направлениям деятельности педагога-психолога, включающий в т. ч. анализ основных проблем, с которыми поступали обращения; • перечисление научных, методических средств, с применением которых проводилась работа; • перечисление основных трудностей в работе; • указание перспективных направлений работы. Аналитический отчет пишется в свободной форме. Образовательная организация может разработать собственные инструкции по составлению данного вида документации. Особенности аналитического отчета, которые необходимо учитывать при его составлении: 1) аспектность (анализу подвергаются конкретные направления работы, указанные в годовом плане педагога-психолога, на основании этого делаются общие выводы о результативности и эффективности работы в целом); 2) рефлексивность (объектом анализа становится работа конкретного специалиста – автора отчета, непосредственно занимавшегося реализацией запланированных мероприятий); 3) коррелятивность (соотнесение исходных и итоговых результативных характеристик объекта анализа, т. е. количественный и качественный анализ полученных данных, в т. ч. отраженных в единицах, процентах, долях и т. д.); 4) объективность и документальность (объектом отчета может быть только конкретная реальная деятельность без приукрашивания, искажений, необоснованных выводов). Структура аналитического отчета: • титульный лист с указанием названия документа, автора, периода, за который составлен отчет; • основные направления деятельности, задачи ДОО; • цели и задачи деятельности педагога-психолога; • приоритетные направления работы; • количественный и качественный анализ; •выводы; • перспективные направления деятельности на следующий учебный год. Рекомендации к составлению Аналитический отчет – это документ, который завершает учебный год и служит основой для написания плана работы на сле5
Стр.7
6 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ дующий учебный год. Педагог-психолог ДОО составляет его за учебный год, который является отчетным периодом для организации. Если деятельность специалиста началась не в начале учебного года или была завершена до его окончания, нужно представить аналитический отчет за этот период работы, указав его как отчетный, даже если он не совпадает с продолжительностью учебного года. Количественный анализ удобно представлять в таблице, отражающей различные направления деятельности и количество охваченных работой участников образовательных отношений (см. ниже в приложении). Качественный анализ предполагает анализ выполнения годоКАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕРШАЕТСЯ КРИТИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ – СОПОСТАВЛЕНИЕМ ОЖИДАЕМЫХ И ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ вого плана, достигнутых результатов работы. Если достичь намеченного результата не удалось (или удалось частично), то в плане на следующий учебный год следует выделить причины этого и наметить пути их устранения. Этот раздел аналитического отчета может быть представлен как в свободной форме, так и в виде таблицы (см. ниже в приложении). Если видом деятельности является диагностика, то в соответствующем столбце нужно указать использованную методику; если коррекционные или психопрофилактические занятия – то программы; если просветительские мероприятия – то их названия (педсовет, родительское собрание и т. п.), тему выступлений и пр. Крайне важно правильно заполнить столбец «Краткий итог», в котором в сжатой форме излагаются результаты выполненной работы, проведенного мероприятия (например: по итогам диагностики выявлены дети с показателями ниже возрастной нормы, сформирована коррекционная группа, даны рекомендации педагогам и родителям). При проведении коррекционных занятий следует отметить, у скольких воспитанников повысились показатели. Качественный анализ по каждому направлению деятельности завершается критическим анализом – сопоставлением ожидаемых и полученных результатов, на основании чего специалист делает вывод о выполнении или невыполнении запланированного объема работы по данному направлению и анализирует
Стр.8
№4, 2015 объективные и субъективные причины невыполнения или недостаточно качественного выполнения. По итогам анализа работы делается вывод о том, насколько полно решены задачи, поставленные в годовом плане, и намечаются перспективные направления работы по совершенствованию и решению задач психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности на следующий учебный год, которые должны соответствовать перспективному плану работы образовательной организации. Готовый аналитический отчет, подписанный специалистом, представляется руководителю для ознакомления и утверждения. Пример написания аналитического отчета представлен в приложении*. 7 Приложение Пример написания годового аналитического отчета Аналитический отчет о работе педагога-психолога Кунафеевой Г.Ю. за 2013–2014 учебный год В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2013–2014 г. строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовательной организации (ДОО) и должностными обязанностями. Основные направления работы ГБОУ детский сад № 2728** 1. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). 2. Реализация программы «Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)». 3. Реализация программы «Год экологии и охраны окружающей среды». * В материале даны извлечения из аналитического отчета, представленного автором. – Примеч. ред. ** На момент публикации материала указанное учреждение реорганизовано в ГБОУ Школа № 2026 г. Москвы.
Стр.9