Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №12 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц164
ID313053
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №12 .— 164 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313053 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.resobr.ru 12, 2014 Создание детскородительского сообщества в ДОО Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями» ДЕТСКИЙ САД © Торопов С.П., 2014 Дорогие коллеги, Дорогие коллеги, с Новым годом! на хорошие события с Новым годом! <...> ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва 9 772221 508146 12, 2014 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Минибаева И.Н. <...> Создание детско-родительского сообщества в ДОО Основные блоки в работе с родителями. <...> Тематическое планирование заседаний детско-родительских клубов «Кроха», «Почемучки», «Первоклашка» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 14 Пегливанян С.Х., Тухикова С.М. <...> Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционного детского дома Мониторинг образовательного процесса. <...> Мониторинг развития ребенка на основе оценки познавательных процессов. <...> Методики психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей 3–4 лет. <...> Игровая деятельность КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 38 Павлова А.Б. <...> Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста Повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских взаимоотношений ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 52 Тимофеева М.В. <...> Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями» Выявление уровня организации взаимодействия педагогов и родителей с помощью анкетирования. <...> Дни спонтанного проявления доброты в ДОО План мероприятий <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№12_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№12_2014.pdf
12, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Торопов С.П. Верстка Жафярова Г.Х. Брыкова Е.В. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Верпекиной О.И., Полищука А.В., Беловой Е.М., Емельянова С.Б. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 29.10.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6644. Заказ № 1035 Дата выхода в свет 20.11.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2221-5085 12 Владимирова А.С. Шатуха М.В. Бурлакова И.А. – канд. психол. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, проф. кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – д-р психол. наук, проф., директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – зам. руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”», Московская обл. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва 9 772221 508146
Стр.3
12, 2014 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Минибаева И.Н. Создание детско-родительского сообщества в ДОО Основные блоки в работе с родителями. Формы и условия организации мероприятий, праздников. Возможности детско-родительского клуба. Тематическое планирование заседаний детско-родительских клубов «Кроха», «Почемучки», «Первоклашка» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 14 Пегливанян С.Х., Тухикова С.М. Система мониторинга развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционного детского дома Мониторинг образовательного процесса. Мониторинг развития ребенка на основе оценки познавательных процессов. Этапы проведения. Критерии оценки уровня развития. Методики психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей 3–4 лет. Диагностические карты КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 26 Безруких М.М. Как развивается ребенок от трех до шести лет Физиологическое развитие. Развитие двигательных функций, восприятия, внимания и памяти. Особенности речевого развития. Игровая деятельность КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 38 Павлова А.Б. Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста Повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских взаимоотношений ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 52 Тимофеева М.В. Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями» Выявление уровня организации взаимодействия педагогов и родителей с помощью анкетирования. Программа семинара-практикума 2
Стр.4
62 Артюхина О.В. Дни спонтанного проявления доброты в ДОО План мероприятий. Стендовая информация для родителей. Конспект игровой деятельности «Улыбнись и друг с другом подружись» с детьми 2–3 лет ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 70 Журавлева А.К. Игровой сеанс для детей 3–4 лет «Дружба – что это?» Конспект игрового сеанса, направленный на развитие коммуникативных навыков; сплочение детей, улучшение взаимоотношений НА ЗАМЕТКУ 74 Перечень статей, опубликованных в 2014 году ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Взаимодействие педагога-психолога с детьми, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями в проектной деятельности Как не оказаться в «ловушке наказаний» Формирование готовности педагогов к инклюзии детей с задержкой психического развития Чемоданчик полезных практических методик и техник в работе детского психолога с семьей 3
Стр.5
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных организаций – на основе тесного сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Решением данной проблемы может быть создание единого образовательного пространства дошкольной образовательной организации и семьи. О неотъемлемой роли педагога-психолога в создании такого пространства расскажет дипломант 2-й степени и серебряный призер III Всероссийского конкурса «Я педагог» в номинации «Психолог в детском саду: инновации и традиции». Создание детско-родительского сообщества в ДОО И.Н. Минибаева, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад “Медвежонок”», пос. Таксимо, Муйский р-н, Республика Бурятия Работа по установлению партнерских, доверительных взаимоотношений педагогов и специалистов детского сада и родителей воспитанников в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад “Медвежонок”» (далее ДОО) проводится по следующим направлениям: 1. Актуализация потребностей родителей в образовании и социально-личностном развитии собственного ребенка. 2. Педагогическое просвещение родителей как заказчиков образовательных услуг ДОО. 3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально-личностное развитие ребенка. Рассмотрим основные блоки в работе педагога-психолога с родителями (таблица 1) и формы и условия организации мероприятий (таблица 2). 4
Стр.6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Таблица 1 Основные блоки в работе с родителями Блок Основная задача 12 Психологопедагогическое просвещение родителей Повышение психолого-педагогической грамотности родителей Форма работы 3 Общее родительское собрание. Групповые родительские собрания. Круглые столы. Просмотр видео, презентация на мультимедиа деятельности детей в детском саду, прослушивание аудиозаписей. Письма, памятки и рекомендации по воспитанию и обучению детей. Консультации (администрация, специалисты, воспитатели). Анкеты-ответы, анкеты-опросники, тесты. Индивидуальная беседа. Дни открытых дверей. Информационные стенды в холлах детского сада и в группах. Тематические выставки Включение родителей в деятельность ДОО Создание условий для включения родителей в организационнопедагогическую деятельность Родительский комитет. Семинар-практикум (специалисты, воспитатели). Тренинговые занятия. Анкеты-ответы, анкеты-опросники, тесты. День самоуправления. Обмен опытом семейного воспитания. Презентация опыта семейного воспитания. Исследование истории своей семьи «Генеалогическое дерево». «Творческая мастерская» (воспитатель ИЗО). Дни здоровья; соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья». Праздники: День знаний, День пожилого человека, Осенины, День матери, Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, День защитника Отечества, 8 Марта, «Юморина», День Победы, Выпускной бал, Международный День защиты детей. Театральная гостиная – спектакли. Шахматные турниры. Конкурсы (семейного творчества и др.) Фотовыставки. Мастер-класс (привлечение родителей для рассказа о своей профессии). Организация экскурсий. Выполнение практического домашнего задания. Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды ДОО. Участие в оформлении группы. Участие в благоустройстве ДОО и территории. Отзывы родителей. Чаепитие 5
Стр.7
12, 2014 Таблица 2 Формы и условия организации мероприятий, праздников Формы Условия Презентация ДОО Одна из новых форм работы с родителями, которая используется на первом заседании клуба «Кроха» для родителей детей раннего дошкольного возраста. Она помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития, задачами социально-личностного развития ребенка, коллективом педагогов; позволяет в доступной, наглядной и увлекательной форме рассказать о ДОО Заседания клубов, родительское собрание Каждой встрече с родителями предшествует объявление, которое отражает важность предлагаемой темы для воспитания и развития ребенка. Иногда в объявление вносятся вопросы для обсуждения. У родителей формируется интерес к предстоящей встрече, происходит рост посещаемости родителями и другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению. Чтобы родители прониклись темой и содержанием встречи, для создания атмосферы понимания в помещении, где проходит встреча, размещаются цитаты. На заседаниях клубов и родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Обязательное использование во время встреч аудио-, видеозаписи или презентации с комментариями на мультимедиа – по актуальной теме деятельности детей в детском саду (организация игровой деятельности, экспериментальной, двигательной деятельности 6 Результат 12 3 У родителей сформировано представление о деятельности ДОО. Родители с доверием и большими надеждами относительно развития ребенка приводят его в ДОО В процессе встречи происходит активизация всех присутствующих родителей (100%). Рост активности участников при обсуждении актуальных проблем. Увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка. Увеличение и изменение характера вопросов родителей к воспитателям, специалистам, руководителям детского сада, касающихся формирования социально-личностного развития ребенка. Размышления вслух о правильности используемых родителями методов и приемов. Использование родителями педагогической литературы, игр-ситуаций, тестов, практических заданий. Родители проникаются задачами, стоящими перед педагогическим коллективом, решение которых направлено на социально-личностное развитие ребенка, узнают о содержании работы в детском саду, используют полученные рекомендации в семье. Происходят изменения, положительные сдвиги в неблагоприятных семьях
Стр.8
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 12 3 или физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и др.). Традиционно родители уходят с памятками, рекомендациями, брошюрами по воспитанию и социально-личностному развитию детей, в которых изложены основные мысли по теме встречи Обмен опытом семейного воспитания Готовясь к таким встречам уже с младшего возраста, выявляются семьи, которые могут поделиться положительным опытом семейного воспитания по актуальной проблеме. Помощь семье сделать презентацию опыта, фотовыставку. На первых порах участвуют только активные и коммуникабельные родители, в дальнейшем удивляют даже самые скромные родители (например, делятся секретами оздоровительных отваров, опытом организации активного отдыха и т. д.) Консультативная помощь Групповые консультации. Консультации по запросам родителей. Индивидуальные консультации У родителей формируется стремление анализировать собственный опыт и опыт других родителей Традиционно специалисты ДОО проводят консультации с показом практической деятельности или с использованием мультимедиа – родители получают при этом огромный багаж знаний и практических умений, получив ответ на все интересующие вопросы. Консультация педагога-психолога состоит из нескольких частей: беседа, дискуссия, игровые упражнения, решение педагогических ситуаций. В конце каждой встречи проводится рефлексия, которая дает толчок к развитию самонаблюдения, самооценки, к установлению обратной связи – посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Всегда проходит в форме диалога: родители озвучивают проблему – работники ДОО помогают ее решить при тесном взаимодействии Практические занятия Спортивнооздоровительные мероприятия Семинар-практикум. Творческая мастерская С целью пропаганды физической культуры и спорта, популяризации здорового образа жизни в средних, старших группах ежегодно провоРодители обучаются нетрадиционным техникам рисования, получают практические навыки по созданию творческих коллективных работ и др. 97% активного участия родителей – в основном папы (3% присутствуют в качестве болельщиков и в качестве жюри). 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.