Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №7 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313048
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №7 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313048 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.resobr.ru 7, 2014 Организация работы педагогапсихолога в летний оздоровительный период Применение методики Д. Векслера <...> в работе c дошкольниками Развитие зрительномоторной координации у детей логопедической группы Практикум для молодых специалистов «Я – идеальный воспитатель» ДЕТСКИЙ САД Fotolia/PhotoXPress.ru Реклама Как получить образцовый детский сад? <...> ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Бурлакова И.А. – зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. <...> Организация работы педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период Особенности деятельности ДОО летом. <...> Составление плана работы на летний оздоровительный период. <...> в работе c дошкольниками Содержание методики Wechsler intelligence scale for children (WISC). <...> WISC и выявление детей с ЗПР КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 18 32 Безруких М.М. <...> Особый ребенок: аутист Проблемы общения и социального взаимодействия. <...> Рекомендации специалистам, работающим с аутичными детьми КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Белоус А.И., Нинштиль Р.Н. <...> 42 52 2 Развитие зрительно-моторной координации у детей логопедической группы Интегрированное взаимодействие педагога-психолога и воспитателей. <...> Алгоритм группового занятия в подготовительной к школе группе, игра «Клетки» Мельникова Е.А. <...> Программа «Песочные фантазии» для детей старшего дошкольного <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№7_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№7_2014.pdf
: 7, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Жафярова Г.Х. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress, Озеровой Марии, Свиряевой Елены Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 30.05.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6216. Заказ 586-ОП Дата выхода в свет 20.06.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 508146 ISSN 2221-5085 07 Шатуха М.В. Брыкова Е.В. ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Бурлакова И.А. – зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва
Стр.3
7, 2014 4 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Кунафеева Г.Ю. Организация работы педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период Особенности деятельности ДОО летом. Составление плана работы на летний оздоровительный период. Основные задачи работы с детьми, педагогами и родителями. Приоритетные направления работы. План мероприятий ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Иноземцев Д.В. 12 Применение методики Д. Векслера в работе c дошкольниками Содержание методики Wechsler intelligence scale for children (WISC). Оценка показателей. WISC и выявление детей с ЗПР КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 18 32 Безруких М.М. Как и чему учить ребенка до школы Условия организации занятий. Развитие речи и формирование понятийного аппарата. Формирование зрительно-пространственного восприятия. Тренировка внимания. Развитие мышления. Памятка для родителей и педагогов «Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу» Кучкарова Р.Р. Особый ребенок: аутист Проблемы общения и социального взаимодействия. Трудности коммуникации. Сенсорная чувствительность. Интеллект и проблемы обучения. Рекомендации специалистам, работающим с аутичными детьми КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Белоус А.И., Нинштиль Р.Н. 42 52 2 Развитие зрительно-моторной координации у детей логопедической группы Интегрированное взаимодействие педагога-психолога и воспитателей. Содержание работы на организационном, основном и заключительном этапах. Алгоритм группового занятия в подготовительной к школе группе, игра «Клетки» Мельникова Е.А. Программа «Песочные фантазии» для детей старшего дошкольного возраста
Стр.4
Организация, проведение, дидактический материал, оценка результативности, календарно-тематическое планирование программы. Конспект игрового сеанса «В гостях у Царя морей» Кремлякова А.Ю. 58 Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 67 74 Лубенская Е.А., Харымова Н.И. Психолого-логопедический практикум для родителей и детей «На пороге школы» Мини-лекция педагога-психолога и учителя-логопеда. Демонстрация фрагмента фронтального логопедического занятия. Игры и упражнения. Рефлексия с родителями Татаурова А.П. Практикум для молодых специалистов «Я – идеальный воспитатель» Конспект практикума НА ЗАМЕТКУ Рекомендуем прочитать, посмотреть, приобрести Информацию о книгах, фильмах, товарах см. на с. 80 Анкетирование, упражнение «Телеграмма», метод «Пять пальцев», упражнение «Три хорошие новости», метод «ПОПС-формула», упражнение «Кувшин познания», модификация метода «Цветное голосование», модификация методики «Разноцветные шляпы», упражнение «Строим дом», упражнение «Да!» и др. ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Новое в аттестации педагогических работников Психологическая помощь ребенку, переживающему потерю родителя Организация процесса сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе Серийное рисование с детьми с диагнозом «заикание» 3
Стр.5
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Многие специалисты уходят в отпуска на время каникул. Но работа педагога-психолога многогранна, и его профессиональная деятельность продолжается. В московском детском саду № 27 педагог-психолог ведет свою работу по всем направлениям, меняя акценты, учитывая сезонность, характерные условия. Организация работы педагогапсихолога детского сада в летний оздоровительный период Г.Ю. Кунафеева, педагог-психолог ГБОУ детский сад № 2728, Москва Особенности деятельности ДОО в летний период Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. Дошкольные образовательные организации (ДОО) стараются максимально использовать оздоравливающий и развивающий потенциал этого времени года. Пребывание на свежем воздухе, тесное общение с природой, получение множества впечатлений, разнообразная физическая активность дают ребенку мощный заряд энергии и положительных эмоций для успешного полноценного развития и укрепления иммунитета. Цели работы ДОО в летний оздоровительный период: оздоровление детей и развитие условий, обеспечивающих их физический и психологический комфорт. Задачи: • укреплять здоровье детей в летний период; • повышать работоспособность и выносливость детского организма с помощью закаливания, осуществляемого в той или иной форме; • формировать интерес и потребность в занятиях физической культурой; 4
Стр.6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ • приобщать детей к наблюдениям за окружающим миром и деятельностью взрослых, активизировать воображение, инициативу и творчество посредством наблюдения; • создавать благоприятный психологический климат в группах посредством организации совместной деятельности детей, игры, творчества; • продолжать решать задачи детского сада на 2013–2014 учебный год. Летний период вносит существенные изменения в деятельность ДОО в целом и в работу педагогов, условия содержания детей в частности: • увеличивается время прогулок; • все виды деятельности и многие режимные моменты организуются на улице; • изменяется количество детей в группах, происходит объединение групп, часто формируются разновозрастные коллективы; • происходит смена персонала – сотрудники уходят в отпуск, передавая своих воспитанников другим педагогам; • дети переводятся в другие дошкольные организации или наоборот – приходят из других ДОО. ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА ОБУСЛОВЛИВАЮТ И ИНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Все это не может не отражаться на психологическом состоянии дошкольников, продолжающих посещать детский сад, и педагогов, работающих летом. Следовательно, изменения в работе детского сада обусловливают и иную организацию деятельности педагога-психолога. Составление п лана работы на летний оздоровительный период Годовой план работы педагога-психолога, как правило, не распространяется на летний оздоровительный период, поэтому, если деятельность специалиста продолжается и летом, необходимо составить отдельный план психолого-педагогического сопровождения. Прежде чем приступить к планированию, необходимо: • ознакомиться с планом работы детского сада на летний период; • изучить кадровые перестановки на период отпусков; • ознакомиться с изменением состава групп детей (объединения, переводы, приход новых детей); • получить информацию о присутствии детей, нуждающихся в коррекционноразвивающей работе для планирования индивидуальной работы; • составить план психолого-педагогической работы на летний оздоровительный период (приложение). 5
Стр.7
7, 2014 План составляется исходя из целей работы педагога-психолога в летний оздоровительный период – сохранение и укрепление психологического здоровья, эмоционального благополучия детей посредством организации совместной деятельности, игры, творчества. Он должен: • отражать цели и задачи работы ДОО; • способствовать использованию потенциала образовательной организации для полноценного развития детей; • способствовать повышению компетентности родителей и педагогов в вопросах развития и образования, охраны и укрепления детского здоровья. Кроме того, план должен отражать содержание деятельности специалиста со всеми участниками воспитательного процесса с учетом следующих основных задач: 1) в работе с детьми: • оказание помощи в период адаптации к изменениям в деятельности ДОО; • содействие созданию условий для полноценного эмоционально-личностного и интеллектуального развития; • оказание помощи детям с нарушением поведения, проблемами личностного развития, коммуникативными проблемами, у которых наблюдаются неорганизованность, нарушение произвольности, неумение оценить свои действия; • создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного развития; • снятие психоэмоционального напряжения путем организации индивидуального и группового игрового взаимодействия с использованием песка и воды; • сплочение группы, налаживание контактов в период привыкания к другому коллективу, воспитателю – в ходе игровых групповых сеансов с использованием песка и воды, других природных материалов; • развитие навыков экспериментирования и познания окружающего мира через наблюдение за природой и трудом взрослых; • развитие воображения и творческого потенциала с применением методов арт- и сказкотерапии; • развитие эмоциональной сферы – проведение интегрированных занятий с музыкальным руководителем; 2) в работе с педагогами: • обеспечение психологического просвещения; • формирование благоприятного психологического климата в группах; • содействие эффективному и уверенному общению педагогов с родителями и детьми; • помощь в адаптации к условиям работы в разновозрастных группах; 6
Стр.8
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ • помощь в налаживании контакта с новыми детьми с учетом их индивидуальных особенностей; • пополнение картотеки игр с песком и водой, а также сюжетно-ролевых игр – для развития познавательных способностей дошкольников; • разработка буклетов и памяток по организации игр с песком и водой в летний период, способам релаксации; 3) в работе с родителями: • обеспечение психологического просвещения с использованием наглядной агитации, консультирования; • активизация внимания к вопросам воспитания, развития и жизни ребенка в детском саду; • оказание практической помощи в вопросах воспитания и развития ребенка; • разработка буклетов и памяток по организации игр с песком и водой в летний период, способам релаксации. Приведем образец плана работы педагога-психолога в летний оздоровительный период, который был составлен с учетом всех приведенных выше факторов (таблица). Таблица План работы в летний оздоровительный период Время Мероприятие проведения 12 3 В течение летнего оздоровительного периода 1. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей к новому коллективу, воспитателям, ДОО 2. Игры с песком и водой 3. Нравственные беседы с элементами психогимнастики 4. Игровые сеансы с песком и водой, природным материалом с использованием приемов арт-терапии 5. Наблюдение в природе, релаксация 6. Интегрированные занятия с музыкальным руководителем, праздники, досуги В течение летнего 1. Выдача книг психологической библиотеки Педагог-психолог, музыкальный руководитель 4 1. Профилактическая работа с детьми (в том числе с вновь поступившими) Педагог-психолог Плотникова Н.В. «Игры на сплочение коллектива и развитие дружеского взаимодействия» Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. «В гостях у песочной феи» Жучкова А. «Нравственные беседы с детьми 4–6 лет» Занятия в игровой форме на улице с использованием песка и воды – По плану ДОО 2. Профилактическая и просветительская деятельность с педагогами Педагог-психолог – Ответственный Примечание 7
Стр.9