Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Детский сад

Справочник педагога-психолога. Детский сад №6 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313047
АннотацияВ журнале диагностируются и анализируются психологические особенности детей. Журнал знакомит с коррекционной и развивающей работой, с новыми методиками и программами по всем направлениям психолого-педагогической деятельности в ДОО.
Справочник педагога-психолога. Детский сад .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №6 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313047 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.resobr.ru 6, 2014 Профилактика компьютерной зависимости у детей 5–6 лет Система комплексного сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях ДОО Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния Сексуальные эксперименты и исследования в дошкольном возрасте ДЕТСКИЙ САД Завершается подписка на II полугодие 2014 года Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Лучшее из практики воспитательной работы! <...> Комплект «Образцовый детский сад» Подробности на сайте www.proflit.ru/edu -15% Оформите подписку на свой профессиональный журнал В редакции Тел. <...> А.И. Герцена Романова Е.С. – директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва ISSN 2221-5085 06 9 772221 508146 6, 2014 4 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Командирова В.М., Калмыкова О.П., Федюшина Е.В. <...> Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО Структура модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ. <...> Сексуальные эксперименты и исследования в дошкольном возрасте Миф об асексуальности детства. <...> Инструкции для мамы – «Игра в слонов», рассказ «Когда я была маленькой и ходила в детский садик» КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Самарцева О.В. <...> 30 41 Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Коррекционно-развивающая программа «Волшебный мир сенсорики» для детей от 2 до 4 лет. <...> Конспект игрового сеанса «Волшебная коробочка Совуни» Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. <...> Психолого-логопедическая образовательная <...>
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№6_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Детский_сад_№6_2014.pdf
: 6, 2014 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Макарова С.М. Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Жафярова Г.Х. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress Свидетельство: ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 29.04.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6045. Заказ 374-ОП ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 Шатуха М.В. Родионова А.А. ДЕТСКИЙ САД РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Бурлакова И.А. – зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии НОУ ВПО МПСУ Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования Министерства образования и науки Челябинской области Николаева Е.И. – проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена Романова Е.С. – директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель руководителя Департамента общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Агуреева Т.Н. – шеф-редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Чепракова Е.А. – руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва ISSN 2221-5085 06 9 772221 508146
Стр.3
6, 2014 4 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Командирова В.М., Калмыкова О.П., Федюшина Е.В. Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО Структура модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие с родителями, эффективные формы работы. Важнейшие направления во взаимодействии с педагогическим коллективом. Этапы организации комплексного сопровождения. Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 13 Кремлякова А.Ю. Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния Области применения метода фрактального рисования. Проведение диагностики с ребенком и со взрослым. Критерии анализа рисунка КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 22 Адмиральская И.С., Болдырева Н.А. Сексуальные эксперименты и исследования в дошкольном возрасте Миф об асексуальности детства. Как говорить с ребенком об инциденте с раздеванием. Чем опасны взрослые интерпретации детских действий. Инструкции для мамы – «Игра в слонов», рассказ «Когда я была маленькой и ходила в детский садик» КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Самарцева О.В. 30 41 Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Коррекционно-развивающая программа «Волшебный мир сенсорики» для детей от 2 до 4 лет. Календарно-тематическое планирование. Диагностическая карта. Конспект игрового сеанса «Волшебная коробочка Совуни» Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Психолого-логопедическая образовательная деятельность с детьми 4 лет «Разноцветные рассказы» Конспекты коррекционно-развивающей образовательной деятельности: «Радужный мир», «Синее море», «Фиолетовый цветочек», «Белые кораблики», «Розовые очки» 2
Стр.4
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 55 Фазлетдинова А.А. Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста Причины и степени компьютерной зависимости. Рекомендации родителям, памятка «Как определить степень зависимости ребенка от компьютера». Конспект игрового сеанса с детьми старшего дошкольного возраста «Вова и компьютер» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ Григорян Э.Г. 62 68 Методические рекомендации к оформлению уголка психологического просвещения Формы подачи психологической информации для родителей: стенд со сменяемой информацией, папка-передвижка, стенд-путешественник. Правила оформления уголка Николаева Е.П. Чем заняться с ребенком в плохую погоду Перечень игр, викторин, затей для проведения совместного досуга с детьми ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Коррекционная театральная деятельность с детьми, имеющими эмоциональные и когнитивные нарушения Программа для родителей «Как любить своего ребенка» Изготовление и применение тактильной книги Практикум для молодых специалистов «Я – идеальный воспитатель» 3
Стр.5
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. В связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду комбинированного вида № 45 г. Белгорода была разработана «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с учетом требований ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО В.М. Командирова, почетный работник общего образования РФ, педагог-психолог высшей категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 45, г. Белгород О.П. Калмыкова, почетный работник общего образования РФ, заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 45, г. Белгород Е.В. Федюшина, старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 45, г. Белгород Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. 4
Стр.6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психологопедагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ. Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ: • поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям; • необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы; • недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ); • недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79 ). Также в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2). Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО имеет цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного: • на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями; • коррекцию его психофизических недостатков; • актуальное включение в окружающую социальную среду; • подготовку к школьному обучению. 5
Стр.7
6, 2014 Технология воспитания и обучения детей в рамках созданной модели характеризуется личностно-ориентированным подходом к ребенку, использованием таких видов психолого-педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и развитие. Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя: • сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ; • повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т. ч. и родителей; • выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ; • разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия; • психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ; • включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка; • информирование родителей о результатах работы с детьми; • оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели; • проектирование последующей работы с детьми. Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации. Сопровождение детей с ОВЗ через ПМПк ДОО Диагностика проблемных сфер развития детей по запросам родителей и педагогов ПМПк Консультации Составление банка данных о детях с ОВЗ Анализ совместной деятельности Консультации по запросу педагогов и родителей специалистов ПМПк, педагогов, родителей. Прогноз развития ребенка и рекомендации педагогам и родителям по итогам психологического обследования и коррекционноразвивающей работы Разработка программ для индивидуальной работы Рекомендации педагогам по организации коррекционнопедагогического процесса 6
Стр.8
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Работа с детьми с ОВЗ убедила нас в том, что наибольшую эффективность реализации данной модели обеспечивают определенные условия. Условия реализации модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ Учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей Соблюдение этапов сопровождения, последовательность и преемственность Компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями Организация образовательной среды и жизненного пространства, адекватного нарушениям развития Административная поддержка Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий Система работы по реализации данной модели сопровождения детей осуществляется при активной административной поддержке, которая включает: информационную и методическую помощь; внесение в план работы ДОО диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий модели; создание условий для взаимодействия специалистов и родителей; создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в ДОО при организации различных мероприятий в рамках модели; финансовую поддержку возможных проектов данной модели. в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Сотрудничество с родителями – очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. Здесь «взаимодействие» мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи. Наш опыт показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадает с оценками специалистов 7 Сочетание индивидуального подхода с групповыми формами работы Ориентация на позитив в поведении и характере ребенка
Стр.9