Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Управление начальной школой

Управление начальной школой №3 2015 (258,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312984
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №3 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312984 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Реализация дополнительных общеразвивающих программ Преемственность в оценке образовательных достижений учащихся Методики формирования рефлексивных УУД Космический учебный центр в школе ОТКРЫТА ПОДПИСКА НА II ПОЛУГОДИЕ 2015 ГОДА Открыта подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Управление начальной школой» Подпишитесь в редакции всего за 1551 руб. <...> МАРТ/2015 №3 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора АНО Школа «Президент» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел. <...> 4 Реализация дополнительной общеразвивающей <...>
Управление_начальной_школой_№3_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№3_2015.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. МАРТ/2015 №3 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора АНО Школа «Президент» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Савиных Г.П. gsavinykh@mcfr.ru Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 30.01.2015. Дата выхода в свет 17.02.2015. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6858. Заказ № 360 ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www. chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, тел./факс: 8 (496) 726-54-10 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 2071-2251 03 9 772071 225156
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Инновации и перемены Астахов С.В., Савиных Г.П. 4 Реализация дополнительной общеразвивающей программы: нормативные основания, структура, целевые ориентиры Нормативно-правовое поле реализации дополнительных общеразвивающих программ. Организационные и процессуальные формы. Осуществление оценочной деятельности в рамках дополнительных общеразвивающих программ. Вопросы итоговой аттестации обучающихся. Функции организаторов услуг по дополнительному образованию детей. Примерный шаблон структуры программы. Решение учебных проблем младших школьников Кокарева З.А. 15 Самооценка как универсальное учебное действие: подходы к формированию у младших школьников Критериальный подход к развитию навыков самооценки. Действия педагога в рамках критериального подхода. Учебные ситуации с элементами самооценки. Формы организации самооценочной деятельности младших школьников. Данилюк Т.В. 21 Кроссворды в системе формирования УУД младших школьников Универсальные учебные действия, формируемые посредством кроссвордов. Техники составления кроссвордов. Педагогическое сопровождение работы учащихся с кроссвордами. Преимущества кроссвордов среди возможных видов интеллектуальных дидактических игр. Контроль и оценка результатов обучения Садовникова О.С. 24 Преемственность в оценке образовательных достижений младших школьников Связь требований ФГОС начального общего и дошкольного образования. Подходы к организации диагностической работы для учащихся первых классов. Вариант диагностической работы со спецификацией и инструктажем. Методическая мастерская Шешукова Л.А. 35 Учебная рефлексия как элемент современного урока Классификация рефлексивной практики учащихся. Условия формирования рефлексивных действий учащихся. Организация рефлексивной практики учащихся. Примеры листов самооценки.
Стр.4
Копилка современных форм воспитательной работы Родионова Т.К., Князева М.Д., Азарова Е.С., Филатов А.Н. 40 Космический учебный центр в школе Содержание деятельности космического центра. Виды образовательной деятельности космического центра. Адаптация и разработка информационно-методических продуктов. Планирование образовательных результатов учащихся. Развитие творческой активности учащихся Бородина В.В., Журавлева Г.А. 50 Развитие детей средствами театральной студии Личностная самореализация учащихся студии. Индивидуальный подход к организации деятельности учащихся. Студийные практикумы и теоретическая подготовка учащихся студии. Взаимодействие с родителями. Примерное планирование курса «История театра». Внеурочная деятельность Прохорова С.Ю. 57 Традиционная газета как средство развития читательской грамотности учащихся начальных классов Целесообразность использования традиционной газеты во внеурочной деятельности. Возможные формы организации работы учащихся с газетой. Образовательный контекст использования традиционной газеты. Обращаем внимание: в журнале «Управление начальной школой» № 1, 2015 на с. 2 следует читать «Якушкина А.А.» Открытый урок Дресвянникова Е.Л. 64 «Письмо в 1941-й год» Урок русского языка по изучению эпистолярного жанра. Праздник в начальной школе Мацко Г.Р. 71 «Вспомним сегодня всех до одного» Сценарий праздничного мероприятия, посвященного 70-летию Победы. Пояснительная записка. Ход праздничного мероприятия. Примеры используемых художественных и песенных текстов. А также 69 Календарь знаменательных событий и памятных дат апреля 79 Веселая переменка
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 3/2015 Инновации и перемены Вопросы реализации дополнительных общеразвивающих программ актуальны по целому ряду тенденций. Среди них – изменение нормативноправового поля предоставления услуг по дополнительному образованию детей и принятие новых моделей финансирования таких услуг. Не менее значимой является и тенденция обновления программно-методических продуктов в сфере дополнительного образования детей. С.В. Астахов, зам. директора по УВР ГБОУ Гимназия № 1554, г. Москва, Г.П. Савиных, канд. пед. наук, ответственный редактор журнала «Управление начальной школой» Реализация дополнительной общеразвивающей программы: нормативные основания, структура, целевые ориентиры Предпосылки реализации дополнительных общеразвивающих программ Модернизация отечественной системы дополнительного образования детей – закономерный результат социально-экономических реформ в России. Как сказано в Концепции развития дополнительного образования детей (далее – Концепции), вызовы системе образования и социализации человека нарастают; остро встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования, ориентированного на всестороннее развитие личности ребенка*. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 (далее – Порядок), предлагает следующие, применимые к дополнительным общеразвивающим программам, направления деятельности: • техническое (научно-техническое); • естественно-научное; • физкультурно-спортивное; • художественное; 4 * Раздел I Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.
Стр.6
Инновации и перемены Это полезно знать В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию (от 04.12.2014) говорилось, что «каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе». У родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование «на базе школы или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации». • туристско-краеведческое; • гражданско-патриотическое; • военно-патриотическое; • социально-педагогическое*. Обновление подходов к роли и функциям дополнительного образования детей происходит одновременно с обновлением его структуры и организационно-правовых форм. В последние годы активно развиваются школьные (институциональные) системы дополнительного образования детей. Следуя Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности, в частности, по дополнительным общеобразовательным программам**. Формы реализации дополнительных общеразвивающих программ Дополнительные общеразвивающие программы наряду с дополнительными предпрофессиональными программами Федеральный закон № 273-ФЗ относит к числу дополнительных общеобразовательных программ. Общеобразовательные организации могут реализовывать оба вида дополнительных общеобразовательных программ, однако в силу специфики имеющихся в общеобразовательной организации кадровых ресурсов и целей ее основной образовательной деятельности дополнительные предпрофессиональные программы продолжают оставаться все-таки прерогативой организаций дополнительного образования детей (художественных, музыкальных, спортивных школ и т. п.). То есть на институциональном уровне предпочтительными являются именно дополнительные общеразвивающие программы. Ведущим нормативно-правовым основанием реализации дополнительных общеразвивающих программ являются положения Федерального закона № 273-ФЗ, регулирующие целый ряд позиций организации дополнительного образования детей. В частности, формы реализации дополнительных общеразвивающих программ. Допускается, что школьная система дополнительного образования детей может быть представлена такими организационными формами, как центр, студия, клуб, служба и др. Данное разнообразие структурных подразделений определено ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ, предписывающей, что «образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами»***. * Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008. ** Пункт 4 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». *** Пункты 1–2 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 3/2015 Инновации и перемены В отношении внутренних (процессуальных) форм реализации дополнительных общеразвивающих программ ориентироваться следует на Порядок, устанавливающий возможность таких форм детских объединений, как клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры и др.* В отдельных случаях процессуальные формы реализации дополнительных общеразвивающих программ могут совпадать с формами организационно-правовыми. Новым по отношению к реализации дополнительных общеразвивающих программ является возможность их реализации посредством сетевых форм, а также использование в ходе реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения**. Доступность дополнительных обще развивающих программ Помимо сказанного, Федеральный закон № 273-ФЗ регулирует право получения гражданами дополнительного образования. В п. 3 ст. 75 сказано, что к освоению дополнительных общеобразовательных программ «допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы»***. Такой нормативный посыл означает возможность и целесообразность разновозрастных детских объединений в институциональной системе дополнительного образования детей. Кроме того, это гарантирует детям и подросткам право на получение дополнительного образования независимо от успешности освоения ими основных образовательных программ, социального статуса, состояния здоровья и др. Необходимо отметить, что Порядок устанавливает особые права для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов. Предписывается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида****. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность*****. То есть, если школа планирует развитие собственной системы * Пункт 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008. ** Пункт 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008. *** Пункт 3 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». **** Пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008. 6 ***** Пункт 4 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».
Стр.8
Инновации и перемены дополнительного образования, то она принимает на себя и обязательства по отбору и структурированию соответствующего содержания образования. Компетенции обще образовательной организации К компетенции общеобразовательной организации, проектирующей собственную систему дополнительного образования, если следовать Федеральному закону № 273-ФЗ, можно отнести еще ряд моментов: • принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения, в т. ч. отношения в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы; • разработка содержания дополнительной общеразвивающей программы и определение сроков ее реализации; • предоставление платных образовательных услуг в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы; • осуществление мониторинга результатов освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ; • выдача учащимся документов об освоении дополнительной общеразвивающей программы*. Примерный перечень сопровождающих локальных актов В части компетенции школы по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения, правовые нормы вытекают из общей нормы о принятии образовательными организациями локальных нормативных актов**. Во исполнение данного положения в части реализации дополнительной общеразвивающей программы, потребуется следующий перечень локальных нормативных актов: • положение о дополнительной общеразвивающей программе; • положение о структурном подразделении дополнительного образования детей; • положение об индивидуальном учебном плане учащегося, осваивающего дополнительную общеразвивающую программу; • положение о промежуточной аттестации учащихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы; • положение о документе, подтверждающем освоение учащимися дополнительной общеразвивающей программы; • порядок зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеразвивающим программам (в т. ч. учащихся из других общеобразовательных организаций); • образец договора об оказании платных образовательных услуг; • должностные инструкции лиц, осуществляющих педагогическую деятельность по дополнительным общеразвивающим программам. Оказание платных образовательных услуг В части предоставления школой платных образовательных услуг в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы (в т. ч. дополнительной общеразвивающей программы), следует полагаться на норму Феде* Документы подобного рода выдаются в случае, если дополнительная общеобразовательная программа аккредитована. ** Пункты 1–2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.