Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Управление начальной школой

Управление начальной школой №1 2015 (258,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312982
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №1 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312982 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Регламентация вопросов школьной формы Интегрированные учебные проекты в начальной школе Разработка программ здоровьесберегающей направленности Планирование работы педагога-психолога в соответствии с ФГОС НОО Школа вашего профессионального роста Вебинары «МЦФЭР Образование» с участием ведущих экспертов Минобрнауки России, ФИРО, ВШЭ, РАО, Рособрнадзора и практиков отрасли 1 Зайдите на сайт www.resobr.ru в раздел «Мероприятия». <...> ЯНВАРЬ/2015 №1 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Отдел по работе с клиентами: Тел. <...> Современные нормативно-правовые основания регулирования <...>
Управление_начальной_школой_№1_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№1_2015.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. ЯНВАРЬ/2015 №1 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Отдел по работе с клиентами: Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Савиных Г.П. gsavinykh@mcfr.ru Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 02.12.2014. Дата выхода в свет 18.12.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6755. Заказ № 6476 ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www. chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, т./ф.: 8(496)726-54-10 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 2071-2251 01 9 772071 225156
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Инновации и перемены Крылова Е.Н., Шешукова Л.А. 4 Зачем нам школьная форма? Современные нормативно-правовые основания регулирования вопросов школьной формы. Роль родителей и органов ученического самоуправления в выборе фасонов и цветовой гаммы школьной формы. Эстетика школьной формы и традиции школы. Атрибутика школы в аксессуарах школьной формы. Дисциплинарные аспекты вопросов школьной формы. Примерное положение о школьной форме. Астахов С.В., Якушкина А.Я. 10 Педагоги учатся работать по-новому Образовательные маршруты самоподготовки педагогов. Тематика образовательных программ курсов повышения квалификации. Возможности дистанционного консультирования педагогов. Сотрудничество с авторами УМК. Апробация новых форм уроков. Характеристика уроков с позиции системно-деятельностного подхода. Положения мыследеятельностной педагогики в содержании уроков. Обновление содержания внеурочной и оценочной деятельности педагога. Шарафуллина Ж.В., Уланова С.А. 20 Здоровьесбережение школьников: от программы к уроку Фактор учебной деятельности учащихся в развитии их ценностных ориентаций. Культура ЗОЖ в системе метапредметных образовательных результатов. Связь урочной и внеурочной деятельности. Здоровьесберегающий потенциал урока. Ресурсы отдельных дисциплин учебного плана. Методический конструктор Программы формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Пример планирования урочной составляющей Программы. Решение учебных проблем младших школьников Кудинова С.В. 30 Деятельность педагогапсихолога в условиях реализации ФГОС начального общего образования Обновленное содержание базовых направлений деятельности педагога-психолога. Деятельность в рамках основных подпрограмм ООП. Роль педагога-психолога в формировании ценностных ориентаций младших школьников. Диагностическая практика педагога-психолога. Негативные факторы деятельности и пути их устранения. Примерный план деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Методическая мастерская Карзакова О.В. 38 Интерактивная доска на уроках в начальной школе Функциональное применение интерактивной доски. Ресурсы программного обеспечения. Виды деятельности учащихся с использованием интерактивной доски. Приемы и формы использования интерактивной доски. Примеры использования интерактивной доски на уроках по основным дисциплинам учебного плана начальной школы.
Стр.4
Развитие творческой активности учащихся Евдокимова Т.В., Тихонова Е.В., Шипунова И.И. 46 Конкурсы учебных проектов: опыт интегративного подхода Межпредметные связи в планировании учебных проектов. Интеграция содержания проектной деятельности. Творческая составляющая интегрированного проекта. Участие родителей в реализации проекта. Примерное положение о конкурсе учебных проектов. Образцы продуктов интегрированного проекта. Открытый урок Садовникова О.С. 59 «Следы прошлого в русском языке» Урок русского языка в 3-м классе, посвященный влиянию исторических чередований корня слова на правописании безударных гласных. Планирование целей урока и образовательных результатов учащихся. Пример организации на уроке учебного исследования младших школьников. Праздник в начальной школе Бикеева А.С. 67 Встречаем праздник с Феей Нарядницей Сценарий праздника с универсальным сюжетом и действующими лицами. Мацько Г.Р. 74 Интеллектуальная игра «Дорогой защитника Отечества» Игровые сюжеты. Задания с ответами. Возможный сценарий проведения. А также 65 Календарь знаменательных событий и памятных дат февраля 80 Веселая переменка От редакции Уважаемые читатели! Отправляя письма с материалами в редакцию, не забывайте указывать свои контактные данные: телефон, e-mail.
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 1/2015 Инновации и перемены В мае 2014 г. в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» было внесено изменение, закрепившее полномочия субъектов Российской Федерации по установлению типовых требований к одежде обучающихся. Согласно новой редакции закона образовательные организации обязаны устанавливать требования к одежде обучающихся в соответствии с указанными типовыми требованиями. Локальные нормативные акты образовательной организации могут включать дополнительные требования, не противоречащие указанным типовым требованиям субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. Е.Н. Крылова, зам. директора по УВР МКОУ «Лицей № 9 г. Слободского», г. Слободской Кировской обл., Л.А. Шешукова, учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 9 г. Слободского», г. Слободской Кировской обл. Зачем нам школьная форма? В марте 2013 г. Минобрнауки России направило в регионы письмо «Об установлении требований к одежде обучающихся» (от 28.03.2013 № ДЛ-65/08 (далее – Письмо). Актуальность Письма объяснялась участившимися вопросами по регламентации требований к школьной одежде обучающихся, а также вступ лением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому установление требований к одежде обучающихся было отнесено к компетенции образовательной организации. Прилагаемый к Письму Модельный нормативный правовой акт (далее – Модельный акт) субъекта РФ устанавливал требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Модельным актом устанавливалось, в частности, что единые требования к 4 одежде обучающихся вводятся с целью их обеспечения удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности. Указывалось на то, что общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного
Стр.6
Инновации и перемены управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и др.). Давались установки по различению парадной, повседневной и спортивной форменной одежды. Подчеркивалась необходимость соответствия требованиям СанПиН*. Роль учащихся в регламентации вопросов школьной формы На фоне всех этих позиций Письма остался без должного внимания еще один – не менее важный – аспект школьной формы, связанный с ее воспитывающим потенциалом и ролью в формировании школьной идентичности учащихся, становлению у них престижа обучения в конкретной школе, воспитанию чувства сопричастности традициям школы и ее миссии. Поскольку для коллектива МКОУ «Лицей № 9 г. Слободского» (далее – Лицей) обозначенный аспект никогда не уходил на второй план, в Лицее сложилась целая система использования школьной формы как инструмента социализации и воспитания учащихся. Это полезно знать Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указывает, что наряду с материально-техническим состоянием образовательных учреждений и организацией питания одежда детей играет существенную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков; соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует микроклимат молодежного пространства. Комфортная и удобная школьная форма является залогом сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться**. Первое, на что всегда обращалось внимание коллективом Лицея, – это привлечение самих учащихся к выбору фасонов и цветовой гаммы моделей школьной формы. Так, ежегодно начиная с 2006 г. для 5–11-х классов в Лицее проводится конкурс «Самый лучший класс по соблюдению школьной формы» в рамках конкурса «Звезды на Флаге Лицея». Конкурс проводится в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Средообразующее влияние школьной формы учитывается и в процессе разработки программы развития Лицея «Средовой подход как средство развития гражданской компетентности и социального взаимодействия субъектов образования Лицея», а именно, подпрограммы «Лицей – территория твоих возможностей». Здесь участие учащихся в укреплении традиций ношения школьной формы позиционировалось как средство формирования у них активной гражданской позиции, что весьма актуально в свете требований федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования к личностным образовательным результатам учащихся. * Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 № 51 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03». ** Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.11.2012 № 01/12662-12-23 «О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в общеобразовательных учреждениях». – Примеч. ред. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 1/2015 Инновации и перемены В начальной школе выбор единого фасона и цвета формы всегда остается за классом. Преимущественные цвета: черный, темно-синий, бордовый. Комплект одежды для девочек может включать в себя юбку или сарафан (на выбор); жилет, пиджак или жакет, джемпер (на выбор), дополненный блузкой или водолазкой неярких цветов. Парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой блузкой. Комплект одежды для мальчиков может включать в себя брюки, жилет, пиджак или джемпер (на выбор), дополненный рубашкой или водолазкой неярких цветов. Парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой рубашкой. Спортивная одежда используется обучающимися для занятий физической культурой: футболка, спортивный костюм, кроссовки или кеды. Спортивная форма предназначена только для уроков физической культуры и проведения спортивных праздников, соревнований. Родители младших школьников активно участвуют в выборе моделей школьной формы, организуют закупку готовой продукции для учащихся всего класса или индивидуальный пошив по выбранным эскизам; иногда помогают согласовать финансово-экономические вопросы с исполнителями заказа на школьную форму. На родительских собраниях принимается решение о единой парадной форме. Например, в одном классе парадной формой считается белая блузка и черная юбка, в другом классе – белая блузка и черный сарафан. Эстетика школьной формы и традиции школы Большое значение придается символике нагрудных знаков как элементу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает ряд требований, реализация которых в образовательной среде школы так или иначе связана с вопросами школьной формы. Это требования к развитию у учащихся эстетических чувств, развитию навыков сотрудничества со взрослыми, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; принятие и освоение социальной роли обучающегося* . школьной формы. У каждого обучающегося имеется нагрудный значок в виде эмблемы, выполненной в цветовой гамме лицейского флага с надписью «Знание. Дружба. Традиции». Ношение нагрудного знака обязательно во время торжественных мероприятий Лицея. Также обязательным является галстук лицеиста, который копирует Лицейский флаг – триколор зелено-желто-розового цвета. Зеленый цвет символизирует знания, желтый – дружбу, розовый – традиции. На сайте Лицея размещены фотографии с образцами школьной формы для разных классов, что усиливает демократический дух в регламентации ношения школьной формы и помогает обеспечить Лицею соответствующую информационную открытость. Ежегодно начиная с 2012 г. проводится общешкольное родительское собрание «Деловой стиль одежды», в рамках которого организуется «Дефиле школьной формы». К участию в дефиле приглашаются победители аналогичных мероприятий на уровне класса.* С целью поддержания дисциплины в части ношения школьной формы еженедельно проводятся пятиминутки с учащимися о соблюдении школьной формы. Регулярно – рейды по соблюдению требований Положения. Практикуются 6 * Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. С. 8.
Стр.8
Инновации и перемены разъяснительные беседы с учащимися на классных часах, с родителями на родительских собраниях. Дисциплинарные аспекты школьной формы являются закономерным отражением аспектов воспитательных, поэтому в Лицее в случае явки учащихся без школьной формы родители должны быть поставлены в известность классным руководителем в течение учебного дня. Учащимся, нарушившим дресскод, учитель или классный руководитель имеют право сделать устное замечание, внести запись в дневник. При систематическом нарушении родители могут быть вызваны на административный совет за нарушение Правил поведения учащихся Лицея и Положения о дресс-коде (далее – Положение) (приложение). Дисциплинарные аспекты школьной формы Воспитывающее и социализирующее значение школьной формы реализуется и в том, что учащимся прививается чувство аккуратности и опрятности; у них развивается общее понимание делового стиля одежды, ее уместности, ее имиджевых эффектов. В беседах с учащимися по поводу школьной формы не просто акцентируется недопустимость ходить на учебные занятия в спортивной одежде, одежде для активного отдыха, одежде для неофициальных праздников, но и разъясняется моральная подоплека ее неуместности в образовательной среде школы. Культивирование форменного стиля лицеистов пересекается и с вопросами формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни. Такие требования к форменному стилю, как требования к прическам, стрижкам, маникюру, макияжу, аксессуарам, запрет на использование атрибутики, пропагандирующей психоактивные вещества, и т. п., прямо соотносятся с охраной физического и психического здоровья школьников. Опыт показал, что если перестать относиться к школьной форме как ограничению «прав и свобод», то воспитывающее и социализирующее ее значение станет очевидным. И тогда перевести школьную форму в инструмент оптимизации единой образовательной среды школы не составит труда. Приложение Положение о дресс-коде МКОУ «Лицей № 9 г. Слободского» Раздел I. Общие положения 1.1. Положение о дресс-коде МКОУ Лицея № 9 является внутренним локальным актом. 1.2. Положение регламентирует ученический стиль одежды и внешний вид учащихся, который объединяет коллектив, подчеркивает их единство, целеустремленность, высокий уровень культуры и интеллигентности. 1.3. Положение распространяется на учащихся МКОУ Лицея № 9. 1.4. Положение утверждается на Управляющем совете школы, изменяется и отменяется приказом директора Лицея. 1.5. Положение принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительского органа Лицея. Раздел II. Определение дресс-кода, его необходимости и эффективности 2.1. Дресс-код – это система определенных требований к деловому стилю одежды и внешнему виду обучающихся. 7
Стр.9