Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Управление начальной школой

Управление начальной школой №4 2014 (201,04 руб.)

0   0
Страниц84
ID312973
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №4 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312973 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№4/АПРЕЛЬ/2014 www.menobr.ru Разработка комплексной программы внеурочной деятельности учащихся Формирование и оценивание регулятивных УУД Педагогическая поддержка семьи младшего школьника Литературные часы на тему «Маленькие шедевры большой литературы: две встречи с немецкой классикой» Издатель: ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. <...> 14 Организация работы по профессиональной ориентации младших школьников Особенности профессиональной ориентации учащихся разных возрастов. <...> Цели и задачи, планируемые результаты профессиональной ориентации учащихся начальных классов. <...> Циклограмма проведения диагностических мероприятий с младшими школьниками в рамках профессиональной ориентации. <...> Тематический план классных часов по темам профессионального самоопределения в начальной школе. <...> Фрагмент индивидуального листа отслеживания динамики уровня сформированности УУД у учеников 1-х классов. <...> Копилка современных форм воспитательной работы Мартенс М.В. <...> 33 Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках духовнонравственного направления развития личности Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению при помощи моделирования мероприятий в рамках работы «Музея забытых вещей». <...> Тематический план интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» во 2-м полугодии 4-го класса. <...> Организация работы лагеря с дневным пребыванием детей во внеурочное время. <...> Направления взаимодействия подразделений Госавтоинспекции МВД России с образовательными организациями разных типов и видов. <...> Особенности работы учебно-методических центров по безопасности дорожного движения детей. <...> Рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. <...> Примерный годовой план совместной работы Госавтоинспекции МВД России и начальной школы по профилактике детского дорожно-транспортного <...>
Управление_начальной_школой_№4_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№4_2014.pdf
Издатель: ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор ТН «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. АПРЕЛЬ/2014 №4 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г. Москва Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. Тематическое направление «МЦФЭР Образование» Коммерческий директор – Макарова С.М. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Герасимова А.В. agerasimova@mcfr.ru Редакторы: Пинашина Т.А. tpinashina@mcfr.ru Сайкова Н.В. nsaykova@mcfr.ru Кашкина С.Ю. Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами: Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 28.02.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 5892. Заказ № 188-ОП ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru. © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2071-2251 04 9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Новый образовательный стандарт в действии Рязанова Н.Г. 4 Разработка комплексной программы внеурочной деятельности для учащихся начальных классов Описание основных разделов комплексной программы внеурочной деятельности для учащихся начальных классов, разработанной педагогами МБОУ «СОШ № 27» г. Норильска Красноярского края. Цели и задачи, условия успешной организации внеурочной деятельности в ОО. Направления, условия, планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности. Особенности взаимодействия ОО с семьями учащихся. План внеурочной деятельности учащихся 1–4-х классов. Перечень используемых в ОО форм организации внеурочной деятельности учащихся. План мероприятий по совершенствованию условий реализации программы внеурочной деятельности в ОО. Организация учебного процесса Мухина М.В. 14 Организация работы по профессиональной ориентации младших школьников Особенности профессиональной ориентации учащихся разных возрастов. Цели и задачи, планируемые результаты профессиональной ориентации учащихся начальных классов. Циклограмма проведения диагностических мероприятий с младшими школьниками в рамках профессиональной ориентации. Алгоритм включения игры в процесс профессиональной ориентации детей. Анкета для учащихся «В мире профессий». Тест для учащихся «Профессии, необходимые нашему городу». Тест «Неоконченные предложения». Описание методики «Мотивация профессиональной деятельности». Тематический план классных часов по темам профессионального самоопределения в начальной школе. Контроль и оценка результатов обучения Вахромеева Т.А., Коробейникова Н.Н. 27 Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий учащихся Опыт педагогов МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска по формированию регулятивных УУД учащихся начальной школы и вариант оценивания и отслеживания динамики формирования действий контроля и оценки у младших школьников. Фрагмент индивидуального листа отслеживания динамики уровня сформированности УУД у учеников 1-х классов. Описание фрагментов уроков в начальных классах с использованием приемов формирования у учащихся действий контроля и оценки. Копилка современных форм воспитательной работы Мартенс М.В. 33 Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках духовнонравственного направления развития личности Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению при помощи моделирования мероприятий в рамках работы «Музея забытых вещей». Тематический план интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» во 2-м полугодии 4-го класса. Организация работы лагеря с дневным пребыванием детей
Стр.4
во внеурочное время. Направления взаимодействия подразделений Госавтоинспекции МВД России с образовательными организациями разных типов и видов. Особенности работы учебно-методических центров по безопасности дорожного движения детей. Рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Примерный годовой план совместной работы Госавтоинспекции МВД России и начальной школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. «Мир забытых вещей», планирование мероприятий смены лагеря. Планирование совместных мероприятий ОО и ветеранской организации. Описание хода внеклассного мероприятия по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». Памятки для учащихся: «Правила составления родословной», «Правила составления семейного герба». Прохорова С.Ю., Сергеева И.В. 44 Педагогическая поддержка семьи младшего школьника: слагаемые общего успеха Характеристика форм педагогической поддержки семьи учащегося. Примерный годовой план родительских собраний в рамках осуществления педагогической поддержки семей учащихся. Описание хода родительского собрания в форме мастер-класса по теме «Родительская любовь и воспитание». Требования безопасности Козловская Е.А. 53 Организация взаимодействия начальной школы и Госавтоинспекции МВД России при проведении профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Задачи изучения младшими школьниками основ дорожной безопасности Открытый урок Гневанова Г.Л. 63 «Части речи. Предлоги» Урок русского языка в 1-м классе. Описание хода урока. Перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе урока. Праздник в начальной школе Мацько Г.Р. 69 Маленькие шедевры большой литературы: две встречи с немецкой классикой Описание хода литературных часов для учащихся 2–3-х классов по темам: «Дорогой сказок братьев Гримм», «Караван сказок Вильгельма Гауфа». Подробные тексты для организации учителем беседы с младшими школьниками. А также 67 Календарь знаменательных событий и памятных дат мая 79 Веселая переменка
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 4/2014 Новый образовательный стандарт в действии В МБОУ «СОШ № 27» г. Норильска Красноярского края разработана комплексная программа внеурочной деятельности, в которой отражена специфика работы педагогов в рамках организации внеурочной деятельности младших школьников. В статье представлено описание основных разделов программы. Н.Г. Рязанова, куратор начальных классов, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 27», г. Норильск, Красноярский край Разработка комплексной программы внеурочной деятельности для учащихся начальных классов Внеурочная деятельность является частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В МБОУ «СОШ № 27» г. Норильска Красноярского края (далее – ОО) разработана комплексная программа внеурочной деятельности, которая создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Содержание программы способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время. Пояснительную записку к программе внеурочной деятельности можно разделить на следующие части: • описание воспитательных возможностей внеурочной деятельности учащихся; 4 • цели и задачи внеурочной деятельности младших школьников; • направления реализации программы внеурочной деятельности. Помимо пояснительной записки в структуру программы входят: • план внеурочной деятельности ОО в 1–4-х классах (приложение 1); • перечень используемых в ОО форм организации внеурочной деятельности учащихся (приложение 2);
Стр.6
Новый образовательный стандарт в действии • описание условий реализации программы внеурочной деятельности; • перечень планируемых результатов реализации программы внеурочной деятельности; • описание особенностей взаимодействия ОО с семьями учащихся и другие разделы по усмотрению администрации ОО, в т. ч. комплект рабочих программ курсов внеурочной деятельности учащихся, разработанных педагогами. Воспитательные возможности внеурочной деятельности учащихся Правильно организованная система внеурочной деятельности в ОО представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развивать или формировать познавательные потребности и способности учащихся. Кроме того, внеурочная деятельность обладает широкими воспитательными возможностями. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. На занятиях внеурочной деятельности учителя стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. В процессе формирования личности воспитание как целостное воздействие на человека играет ведущую роль, т. к. именно через воспитание в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания в ОО зависит в конечном счете состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательная парадигма школы треНормативно-правовая и документальная основа для организации внеурочной деятельности в ОО: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009; • Устав ОО; • программа развития ОО. бует от педагогического коллектива максимального содействия развитию возможностей ребенка, его способности к творческой мысли, стремления к духовному самосовершенствованию, независимости, умения принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Организация внеурочной деятельности в ОО предусматривает достижение следующих воспитательных результатов: • приобретение учащимися социального опыта, опыта самостоятельного общественного действия; • формирование у детей положительного отношения к базовым общественным ценностям. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 4/2014 Новый образовательный стандарт в действии Цели организации внеурочной деятельности В ОО определены основные цели организации внеурочной деятельности младших школьников, а именно: • создание условий: – для получения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у школьников принимаемой обществом системы ценностей; – многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время; • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; • развитие здоровой, творческой личности, обладающей гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной к социально значимой практической деятельности, реализации добровольческих инициатив. Задачи организации внеурочной деятельности Выделены основные задачи организации внеурочной деятельности: • обеспечение в ОО общественно полезной и досуговой деятельности учащихся (при взаимодействии ОО с общественными организациями, театром, музеем, библиотеками, семьями младших школьников); • формирование у детей навыков позитивного общения; • воспитание у детей трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; Это полезно знать При организации занятий внеурочной деятельности заместителю директора по УВР нужно помнить: • внеурочные занятия должны обеспечивать интересы всех учащихся, чтобы каждый мог ощутить свою уникальность и востребованность. • часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. 6 Направления реализации программы внеурочной деятельности • развитие у учеников: – навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; – позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); • совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в ОО; • занятия могут проводиться не только учителями ОО, но и педагогами учреждений дополнительного образования детей; • расширение содержания, спектра форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время; • организация информационной поддержки младших школьников; • совершенствование материально-технической базы ОО для организации досуга учащихся. Внеурочная деятельность в ОО организована по основным направлениям развития личности, определенным в ФГОС: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному. Целесообразность спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности заключается в формировании у детей установок, личност
Стр.8
Новый образовательный стандарт в действии При организации внеурочной деятельности в ОО важно учитывать следующие факторы: • сложившиеся традиции школы; • особенности класса, возраста учащихся, индивидуальные особенности детей; • интересы, склонности, установки учителей-организаторов внеурочной деятельности; • запросы родителей. ных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся на уровне начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию учащихся, достижению ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП). Основные задачи организации курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности: • формирование у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни; • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; • развитие у учеников потребности в занятиях физической культурой и спортом. Цели духовно-нравственного и социального направлений внеурочной деятельности: • обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОО, семьи и других институтов общества; • активизация внутренних резервов учащихся, способствующих успешному освоению ими нового социального опыта на уровне начального общего образования, формированию у них социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. В основу работы по данным направлениям положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Основные задачи организации курсов внеурочной деятельности духовнонравственной и социальной направленности: • формирование у учащихся: – общечеловеческих ценностей в контексте формирования гражданской идентичности; – психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; – способности сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; – основы культуры межэтнического общения; – отношения к семье как к основе российского общества; • воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; • приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы; 7
Стр.9