Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5 2015 (291,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312938
АннотацияНезаменимый помощник в организации образовательно-воспитательной деятельности в детском саду. Разбор ситуаций из реальной практики воспитательной работы, советы и рекомендации психологов и логопедов по подготовке детей к обучению в школе, а также примеры успешного опыта старших воспитателей из различных регионов РФ. Кроме этого, в журнале представлено полное систематизированное изложение нормативных требований проверяющих органов к воспитательной работе.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312938 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 МАЙ/2015 9 Мая Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО Зарядка – важный компонент режима двигательной активности ребенка Нетрадиционная форма проведения итогового педагогического совета Проект «Белые журавли», посвященный Дню Победы Открыта подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подпишитесь в редакции всего за 1881 руб. <...> Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. <...> И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – руководитель структурного подразделения ГБОУ Гимназия № 1619 (д/о № 733) г. Москвы ISSN 1995-2759 05 Держим на контроле 04| Никитина Т.А. <...> Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО Допустимость оценки индивидуального развития детей посредством проведения педагогической диагностики. <...> Краткий перечень показателей развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам Комплектуем методический <...>
Справочник_старшего_воспитателя_дошкольного_учреждения_№5_2015.pdf
№ 5 май / 2015 9 771995 275155 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редакция Шеф-редактор Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Агуреева Т.Н. Редакторы Герасимова А.В. Микляева Е.В. Дизайн Голубева Т.Н. Выпуск и верстка Семенова В.В. Художники-иллюстраторы Секретарь редакции Лузенинова Н.Н. Муравски М.А. Шатуха М.В. Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru, www.profl it.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: vospitatel@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 36905 (полугодовой), 36906 (годовой) «Пресса России» – 88065 (полугодовой), 88141 (годовой) «Почта России» – 99647 (полугодовой), 73485 (годовой) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел продвижения Тел.: 8 (495) 937-90-80 Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. (многоканальный) Полтева Н.Ю. Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство: ПИ № ФС77-27015 от 22.01.2007. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 08.04.2015. Выход в свет 24.04.2015. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Тираж 24 000 экз. Изд. № 7040. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в Lietuvos rytas, 01103, Литва, Вильнюс, пр. Гeдимино 12a © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Синицина Н.Ю. Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Парамонова Л.А. – заместитель руководителя Центра общего образования Московского института развития образовани Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Федина Н.В. – проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – руководитель структурного подразделения ГБОУ Гимназия № 1619 (д/о № 733) г. Москвы ISSN 1995-2759 05
Стр.3
Держим на контроле 04| Никитина Т.А. Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО Допустимость оценки индивидуального развития детей посредством проведения педагогической диагностики. Форма проведения мониторинга становления показателей развития личности ребенка. Краткий перечень показателей развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам Комплектуем методический кабинет 10| Каралашвили Е.А., Павлова Л.И. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»: современный подход к организации образовательного процесса Приоритетные направления, структура и отличительные особенности программы «Мозаика». Предусмотренное в ней комплекснотематическое планирование образовательной деятельности. Содержание программнометодического комплекса дошкольного образования к данной программе 20| Рунова М.А., Бурба И.В., Андреева Е.В. Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка Актуальность обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности в условиях детского сада и семьи. Содержание комплекта «Зарядка с детьми 5–7 лет в детском саду и дома» к парциальной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»). Особенности физкультурно-игровой среды для проведения зарядки. Примеры комплексов зарядки с дошкольниками Работаем с воспитателями 31| Скородумова А.М. Нетрадиционная форма проведения итогового педагогического совета Цели, задачи и план проведения итогового педагогического совета в форме церемонии вручения премии за достижения в педагогическом труде имени Мэри Поппинс. Содержание предварительной работы. Примерные вопросы анкеты для педагогов Общаемся с родителями 37| Родители как участники образовательных отношений: актуальные вопросы взаимодействия Рекомендации по поиску материалов в экспертно-правовой системе «Образование» Делимся опытом 38| Александрова И.А., Колупаева О.Ю., Логинова Е.В., Поспелова Е.А., Шиврина Е.В., Лозовая Т.Н. Проект «Белые журавли», посвященный Дню Победы Цели, задачи и этапы реализации проекта. Содержание работы с детьми в рамках проектной деятельности. Перспективный план работы по реализации проекта 47| Максимова Е.В., Амирова Д.Р. Проект «Бумажные фантазии» Цели, задачи и этапы реализации проекта. Содержание работы с детьми в рамках проектной деятельности. Примеры конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта
Стр.4
Зарубежный опыт 55| Комарова О.А., Сурудина Е.А., Солонченко С.Г. Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании Актуальность обновления содержания взаимодействия детского сада и семьи на основе изучения и интеграции зарубежного опыта. Основные проблемные зоны и условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании. Формы организации конструктивного взаимодействия в британской системе дошкольного образования Организуем праздники 61| Ушакова Н.Б. Партизанской тропой… Сценарий музыкально-литературного вечера Задачи мероприятия. Готовые тексты выступлений действующих лиц. Стихотворения, инсценировки, подвижные игры. Перечень необходимого оборудования. Ссылки на музыкальное сопровождение 70| Саранцева Л.С., Белова Е.А. На помощь жителям лесным, друзья природы, поспешим! Сценарий экологического развлечения Задачи мероприятия. Готовые тексты выступлений действующих лиц. Стихотворения, ссылки на музыкальное сопровождение. Перечень необходимого оборудования А также 59| Календарь знаменательных событий и памятных дат От редакции Уважаемые читатели! Обращаем Ваше внимание, что в статье «Проект «Творчество С.Я. Маршака»», опубликованной в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» – № 4, 2015 г., была допущена опечатка в фамилии автора. Правильное написание фамилии – Леонтьева. 47 20 38 10
Стр.5
Держим на контроле Держим на контроле Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО Т.А. Никитина, канд. пед. наук, начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО МЦКО Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями. 4 © Fotolia/PhotoXPress.ru
Стр.6
Май 2015 Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ (МОНИТОРИНГА) ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ТАКЖЕ АВТОРАМИ ПРОЕКТОВ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1 , В ЧАСТНОСТИ В ПРОГРАММАХ: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (ПОД РЕД. Н.Е. ВЕРАКСЫ, Т.С. КОМАРОВОЙ, М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ), «ИСТОКИ» (ПОД РЕД. Л.А. ПАРАМОНОВОЙ), «ДЕТСТВО» (ПОД РЕД. Т.И. БАБАЕВОЙ, А.Г. ГОГОБЕРИДЗЕ, О.В. СОЛНЦЕВОЙ), «ТРОПИНКИ» (ПОД РЕД. В.Т. КУДРЯВЦЕВА), «НА КРЫЛЬЯХ ДЕТСТВА» (ПОД РЕД. Н.В. МИКЛЯЕВОЙ), «ДЕТСКИЙ САД – ДОМ РАДОСТИ» (АВТОР – Н.М. КРЫЛОВА), «МОЗАИКА» (АВТОРЫ – В.Ю. БЕЛЬКОВИЧ, Н.В. ГРЕБЕНКИНА, И.А. КИЛЬДЫШЕВА). Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области). Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности 1 На момент подготовки данной статьи к публикации проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования еще не прошли экспертизу. – Примеч. ред. ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май). Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:  не сформирован;  находится в стадии становления;  сформирован. В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста. В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам. Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия. СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) ВОСПИТАННИКОВ ИМЕЮТ ПРАВО ЗНАКОМИТЬСЯ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, А ТАКЖЕ С ОЦЕНКАМИ УСПЕВАЕМОСТИ 5
Стр.7
Держим на контроле СВОИХ ДЕТЕЙ, ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ВСЕХ ВИДАХ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ) ОБУЧАЮЩИХСЯ, ДАВАТЬ СОГЛАСИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТАКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ИЛИ УЧАСТИЕ В ТАКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ, ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ ИЛИ УЧАСТИЯ В НИХ, ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи. Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу. На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием. Приложение Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам1 Образовательная область Показатели развития Для детей от 3 до 4 лет Речевое развитие Использует речь для инициирования общения. Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами Для детей от 4 до 5 лет Познавательное развитие Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога 1 Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам разработаны ГАОУ ДПО МЦКО совместно с ГБНУ МИРО. – Примеч. авт. 6
Стр.8
Май 2015 Образовательная область Показатели развития Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение) Считает до пяти и отвечает на вопрос: «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар Сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе Определяет части суток Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят Называет времена года в правильной последовательности Знает элементарные правила поведения в природе и соблюдает их Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями Физическое развитие Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям Метает предметы разными способами Отбивает мяч об землю одной и двумя руками Уверенно бросает и ловит мяч Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу Ориентируется в пространстве, находит правую и левую стороны Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя Для детей от 5 до 6 лет Социальнокоммуникативное развитие Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада Самостоятельно по просьбе взрослого готовит рабочее место, убирает материалы по окончании работы Соблюдает элементарные правила поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет правила игры сверстникам 7
Стр.9