Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6 2014 (196,67 руб.)

0   0
Страниц84
ID312927
АннотацияНезаменимый помощник в организации образовательно-воспитательной деятельности в детском саду. Разбор ситуаций из реальной практики воспитательной работы, советы и рекомендации психологов и логопедов по подготовке детей к обучению в школе, а также примеры успешного опыта старших воспитателей из различных регионов РФ. Кроме этого, в журнале представлено полное систематизированное изложение нормативных требований проверяющих органов к воспитательной работе.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №6 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312927 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 ИЮНЬ/2014 Муниципальная модель тьюторского сопровождения введения ФГОС ДО Рабочая программа педагога ДОО Организация Пушкинского бала в детском саду Приобщение детей к ценностям народной культуры посредством работы с берестой Реклама Завершается подписка на II полугодие 2014 года Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Лучшее из практики воспитательной работы! <...> Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор ТН «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. <...> М.А. Шолохова Парамонова Л.А. – заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Федина Н.В. – проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. <...> Муниципальная модель тьюторского сопровождения введения ФГОС дошкольного образования в ДОО Цели и задачи модели тьюторского сопровождения введения ФГОС ДО. <...> Основные направления деятельности пилотных ДОО, рабочей <...>
Справочник_старшего_воспитателя_дошкольного_учреждения_№6_2014.pdf
№ 6 июнь / 2014 9 771995 275148 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор ТН «МЦФЭР Образование» РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ» Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редакция Шеф-редактор Редакторы Выпуск и верстка Художник-иллюстратор Секретарь редакции Макарова С.М. Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Агуреева Т.Н. Герасимова А.В. Зубашенко Е.В. Петрова С.П. Семенова В.В. Лузенинова Н.Н. Цветокоррекция Торопов С.П. Целикова Е.А. Шатуха М.В. Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru, www.profl it.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: vospitatel@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 36905 (полугодовой), 36906 (годовой) «Пресса России» – 88065 (полугодовой), 88141 (годовой) «Почта России» – 99647 (полугодовой), 73485 (годовой) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел продвижения Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство: ПИ № ФС77-27015 от 22.01.2007 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 12.05.2014. Формат 84 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Тираж 24 000 экз. Изд. № 6170 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в типографии UAB «Spaudos Konturai», Литва, 14158, Вильнюс, ул. Вакарине, 1 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 Владимирова А.С. Полтева Н.Ю. Кондрашова Ю.О. Синицина Н.Ю. Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор ТН «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Парамонова Л.А. – заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Федина Н.В. – проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – заведующий ГБОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 733» г. Москвы ISSN 1995-2759 06
Стр.3
Комплектуем методический кабинет 04| Баранова М.А. Муниципальная модель тьюторского сопровождения введения ФГОС дошкольного образования в ДОО Цели и задачи модели тьюторского сопровождения введения ФГОС ДО. Основные направления деятельности пилотных ДОО, рабочей группы, профильных школ и муниципальных базовых площадок. План методической работы по сопровождению введения Стандарта в практику ДОО Работаем с воспитателями 10| Молодчая Т.В. Методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОО Основные характеристики и структурные элементы рабочей программы педагога дошкольной образовательной организации. Описание титульного листа, содержание пояснительной записки и основной части рабочей программы Готовим к обучению в школе 20| Морсакова Е.Н., Цветова Е.Л. Карусель детских вопросов Современная игра на развитие коммуникативных навыков детей Цели, задачи и основные этапы организации сюжетно-ролевой игры. Создание условий для свободного общения детей со сверстниками и взрослыми, развития познавательных и коммуникативных способностей дошкольников в игровой деятельности Формируем предметноразвивающую среду 24| Петрова С.И., Васильева А.А. Архитектурный дизайн-салон «Теремок» приглашает… Моделирование работы офиса архитектурного дизайн-салона в группе и студии детского творчества ДОО. Обеспечение условий для делового и конструктивного сотрудничества всех участников игры. Варианты и этапы организации игровой деятельности в архитектурном дизайн-салоне. Правила взаимодействия детей в ходе игры
Стр.4
Электронная система «Образование» 28| Консультативная помощь родителям по актуальным вопросам развития детей Рекомендации по поиску материалов в экспертно-правовой системе «Образование» Делимся опытом 30| Морозова О.Н., Лычагина О.В. Проект «Азбуку дорожную знать каждому положено» Цели, задачи и основные этапы реализации проекта. Планы воспитательнообразовательной работы с детьми и взаимодействия с родителями в рамках проекта. Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации и сценарий экскурсии с воспитанниками по улицам города 42| Пархачева О.В. Приобщение детей к ценностям народной культуры посредством работы с берестой Актуальность проблемы сохранения и возрождения народного творчества, приобщения детей к национальной культуре, промыслам и традициям. Цели, задачи и программа обучения детей работе с берестой в рамках деятельности кружка. Содержание взаимодействия с родителями. Комплекс заданий на определение уровня сформированности новых умений и навыков воспитанников 54| Петрова А.А., Белоокая И.Е. Организация и проведение Пушкинского бала в ДОО Цели, задачи и алгоритм организации мероприятия. Содержание основных этапов подготовки Пушкинского бала. Сценарий бала «О, вы, поэзии прелестной благословенные мечты!», посвященного творчеству А.С. Пушкина 20 10 42 Организуем праздники 72| Горбунова Е.К., Амирова М.Д. Как Буратино и Красная Шапочка спасали природу Сценарий музыкальноэкологической сказки для детей Готовые тексты выступлений действующих лиц. Задачи мероприятия. Ссылки на музыкальное сопровождение. Перечень необходимого оборудования А также 66| Календарь знаменательных событий и памятных дат 68| Молоко коровье кушай на здоровье! Отмечаем Всемирный день молока
Стр.5
Комплектуем методический кабинет Комплектуем методический кабинет Муниципальная модель тьюторского сопровождения введения ФГОС дошкольного образования в ДОО М.А. Баранова, старший специалист по методическому обеспечению МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» г. Щекино Тульской области, почетный работник общего образования РФ дима организация соответствующих мероприятий, прежде всего на муниципальном уровне. Согласно письму Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10 это должны быть следующие мероприятия:  создание рабочей группы муниципального образования по введению ФГОС дошкольного образования;  определение перечня пилотных площадок в муниципальном образовании по введению ФГОС дошкольного образования, координация и организационное сопровождение их деятельности; Открытие районного конкурса профессионального мастрества «Методический Олимп» (М.А. Баранова, старший специалист по методическому обеспечению) Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт, ФГОС дошкольного образования), предполагает корректировку образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций и приведение в соответствие с требованиями Стандарта основной образовательной программы ДОО1 . Для эффективного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования в практику ДОО необхо1 Об организационно-педагогических мероприятиях по введению ФГОС ДО на уровне дошкольной образовательной организации см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 5. 4  разработка плана-графика повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования;  организация семинаров по подготовке к аттестации педагогических работников;  проведение разъяснительной работы, семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС дошкольного образования и т. д. Так, специалистами МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» была разработана муниципальная модель тьюторского сопровождения дошкольных образовательных организаций, которая хорошо зарекомендовала себя в период введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 6552 . 2 Утратил силу с 1 января 2014 г. – Примеч. ред.
Стр.6
Июнь 2014 Цель данной модели тьюторского сопровождения – создание условий для повсеместного введения Стандарта на территории Щекинского района посредством организации постоянной методической поддержки работников образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования. Основные задачи тьюторского сопровождения:  изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования;  ознакомление с ведущими педагогическими, культурологическими, социологическими теориями и концепциями, положенными в основу ФГОС дошкольного образования как инструмента реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивающими равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России, преемственность всех уровней образования;  разработка эффективных механизмов введения и реализации ФГОС дошкольного образования в практике образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования;  решение профессиональных проблем, трудностей, связанных с введением Стандарта;  выявление, обобщение и распространение успешных образцов образовательной практики по введению и реализации ФГОС дошкольного образования. Данная модель включает три блока: информационный, организационный и аналитический. Информационное обеспечение введения Стандарта (информационный блок) направлено на информационно-технологическую поддержку педагогических коллективов ДОО. При этом организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в единой информационной среде предполагает:  проведение разъяснительной работы с родителями воспитанников, представителями педагогической общественности о целях и задачах ФГОС дошкольного образования, его актуальности для воспитанников и их семей и системы образования в целом;  создание муниципального банка данных о передовом опыте ДОО района;  размещение актуальной информации по вопросам введения Стандарта на официальных сайтах органа управления образованием, образовательных организаций. На базе образовательных организаций, которые являются площадками для работы с общественностью, в первую очередь с родителями воспитанников, проводятся консультации, родительские собрания, дискуссионные столы, практикумы и др. Кроме того, информационный блок предусматривает изучение общественного мнения, а также публичную отчетность ДОО о ходе и результатах работы по введению Стандарта. Организационный блок включает в себя ряд мероприятий, направленных на организационное обеспечение введения и реализации ФГОС дошкольного образования. Так, в рамках деятельности МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» разработан алгоритм введения и реализации Стандарта на муниципальном уровне, который предусматривает: Занятие в рамках деятельности профильной школы на базе МАДОУ «ЦРР – детский сад № 32» г. Щекино 5
Стр.7
Комплектуем методический кабинет Воспитанники с педагогом С.А. Голубевой, победителем регионального конкурса профессионального масерства, МАДОУ «ЦРР – детский сад № 6» г. Щекино  разработку плана методической работы по сопровождению введения ФГОС дошкольного образования в практику ДОО (приложение);  плана взаимодействия с пилотными дошкольными образовательными организациями по введению ФГОС дошкольного образования;  организацию рабочей группы по подготовке к введению и реализации ФГОС дошкольного образования;  формирование пакета нормативных актов, регламентирующих переход ДОО на ФГОС дошкольного образования на уровне муниципального органа управления образованием (приказы комитета по образованию администрации МО Щекинский район, план перехода, положение о рабочей группе, план повышения квалификации);  пакета локальных актов, регламентирующих переход ДОО на ФГОС дошкольного образования на уровне образовательной организации;  методическое обеспечение введения и реализации Стандарта: разработка соответствующих методических рекомендаций, повышение квалификации педагогов, организация деятельности профильных школ – районных профессиональных объединений педагогов образовательных организаций;  организацию муниципальных базовых площадок по подготовке к введению и реализации ФГОС дошкольного образования;  внешнюю и внутреннюю экспертизу деятельности ДОО по введению и реализации ФГОС дошкольного образования. Основными целями создания пилотных площадок являются формирование, накопление и распространение передового опыта, а также оказание методической и консультативной помощи педагогическим коллективам ДОО, приступающим к введению Стандарта. Рабочая группа, в состав которой входят заместители заведующих по ВМР дошкольных образовательных организаций и педагоги, создается с целью составления методических рекомендаций по подготовке к введению и реализации ФГОС дошкольного образования. В распоряжение участников рабочей 6 группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание Стандарта и методические материалы по работе с ним. Составляемые рабочей группой методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогическим коллективам в вопросах написания основной образовательной программы ДОО, планирования воспитательнообразовательного процесса, обогащения содержания работы с детьми и взаимодействия с родителями с учетом требований Стандарта. Методическое сопровождение реализации ФГОС дошкольного образования в ДОО обеспечивает гибкая, многоуровневая модель непрерывного повышения профессионального мастерства руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, которая основана на взаимодействии с ГОУДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» (Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области). Профильные школы – районные профессиональные объединения педагогов образовательных организаций формируются с целью популяризации, распространения и внедрения успешных образцов образовательной практики, повышения профессиональной компетентности педагогов по следующим профилям: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие дошкольников, развитие детей раннего возраста, развитие методики и практики дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Стр.8
Июнь 2014 В условиях перехода к деятельности в соответствии со Стандартом профильные школы решают проблемы адаптации педагогов дошкольных образовательных организаций к новым требованиям реализации образовательной программы. При этом отправными точками для введения ФГОС дошкольного образования являются традиции, результаты образовательной деятельности, уровень профессионального мастерства педагогов района. Для руководителей и заместителей заведующих по ВМР организован постоянно действующий семинар по проблеме «Управление процессом внедрения ФГОС дошкольного образования в практику образовательных организаций». Традиционными районными мероприятиями стали Недели профессионального мастерства педагогов детских садов. Так, в рамках Недели «Реализация инновационных принципов организации развития дошкольников в ДОО» рассматривался практический аспект использования принципа развивающего образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования. В рамках еще одной формы повышения квалификации педагогов – педагогических чтений – гармонично синтезируются теория и практика по вопросам, связанным с игровой деятельностью как приоритетным направлением работы ДОО, деятельностным подходом к работе педагога ДОО. Работа методической службы муниципального уровня строится на основе компетентностного подхода, обеспечивающего дифференцированное и адресное методическое сопровождение образовательного процесса. Поэтому основная задача данных методических мероприятий – не только дать педагогам знания о новых технологиях, но и научить их анализировать результативность своей деятельности. Особо следует отметить формы группового и индивидуального консультирования, необходимые в процессе введения и реализации ФГОС дошкольного образования. Очень востребованны консультации по планированию воспитательно-образовательного процесса, организации режима дня, составлению основной образовательной программы ДОО. Конкурсное движение – еще одно условие и стимул к эффективному введению и реализации Стандарта в ДОО. Так, среди успешно прошедших муниципальных профессиональных конкурсов можно отметить «Педагог XXI века», «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе», «Преданья старины глубокой» и др. Муниципальные базовые площадки, целями которых являются распространение опыта инновационной деятельности и повышение квалификации работников образования по одному из направлений реализации ФГОС дошкольного образования, способствуют внедрению концептуальных положений Стандарта в практику ДОО по различным направлениям: «Развитие креативного потенциала на раннем этапе становления личности как фактор социально-личностного развития ребенка – дошкольника», «Управление организационно-педагогической работой в ДОО в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования» и др. Право на статус базовой площадки устанавливается с учетом наличия в ДОО положительного опыта разработки и реализации инновационных проектов. Аналитический блок предусматривает мониторинг готовности к внедрению Стандарта в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Деятельность МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» направлена на достижение оптимального качества дошкольного образования на территории муниципалитета. При этом инновационный потенциал ДОО как важнейший показатель качества становится эффек7
Стр.9