Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник заместителя директора школы

Справочник заместителя директора школы №4 2015 (407,00 руб.)

0   0
Страниц116
ID312913
АннотацияСпециализированное издание об организации образовательного процесса, методической и экспериментальной работы для заместителей директора школы. Вопросы качества образования, педагогической деятельности. Нормативная поддержка.
Справочник заместителя директора школы .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №4 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312913 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4/апрель/2015 www.menobr.ru ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий Междисциплинарный урок, с использованием исторических фактов о Великой Отечественной войне Комментарий к изменениям Порядка проведения ГИА учащихся 11-х классов Открыта подписка на II полугодие 2015 года УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Не успеваете отслеживать все законодательные нововведения? <...> Реклама Fotolia/PhotoXPress.ru № 4/апрель/2015 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно» Нормативная база представлена по состоянию на 11.03.2015 Актуальная тема 5 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Интервью с Л.П. Фальковской, нач. отдела образования детей <...>
Справочник_заместителя_директора_школы_№4_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_заместителя_директора_школы_№4_2015.pdf
№ 4/апрель/2015 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 11.03.2015 Актуальная тема 5 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Интервью с Л.П. Фальковской, нач. отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, о специфике содержания ФГОС обучающихся с ОВЗ в связи с выходом приказов Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Организуем педагогическую деятельность Пототня Е.М. 21 Формирование умения задавать вопросы Вопрос как средство развития критического мышления. Формирование умения задавать вопросы. Вопросы по названию темы; к рассказу учителя; к тексту; к сообщениям учащихся; к самостоятельно изучаемому материалу; для сравнения объектов; обучающихся друг к другу. Возможность задавать вопросы перед контролем и при выполнении сложных заданий 34 ИТ-решения как средство модернизации образовательного процесса Внедрение и использование современных ИТ-решений и оборудования. Сетевое цветное многофункциональное устройство bizhub C224e для высококачественной цветной и монохромной печати. Возможности использования многофункционального устройства bizhub C224e для организации образовательной деятельности учащихся Заславский А.А., Галеева Н.Л. 36 Приемы управления ситуацией учебного успеха учащегося (на примере информатики и ИКТ) Задачи учителя как субъекта, управляющего образовательным процессом. Проектирование матрицы внутренних ресурсов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к образовательным результатам. Особенности личностно ориентированного занятия. Развитие высших психических функций, способов восприятия информации, активизация деятельности ведущего полушария мозга на уроках информатики и ИКТ. Формирование универсальных учебных действий
Стр.4
Работаем с кадрами Мотуренко Н.В. 56 Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (из опыта работы г. Москвы) Задачи и цели аттестации. Региональная модель аттестации педагогических работников с целью установления квалификационных категорий, разработанная в г. Москве. Обобщенные требования к педагогическому работнику. Алгоритм проведения организационно-методических процедур сопровождения аттестации педагогических работников с целью установления квалификационной категории Проводим мастер-класс Медведева Ю.В. 78 Междисциплинарный урок с использованием исторических фактов о Великой Отечественной войне Междисциплинарные учебные программы. Междисциплинарный урок. Планирование темы и целей междисциплинарного урока. Цели междисциплинарного урока «Публицистический стиль речи». Технологическая карта междисциплинарного урока «Публицистический стиль речи» Электронная система «Образование» 87 Положение о портфолио обучающегося Технология портфолио как инструмент учета индивидуальных образовательных достижений учащихся. Нормативно-правовая база для создания локального нормативного акта «Положение о портфолио обучающегося». Шаблон документа «Положение о портфолио обучающегося» 95 Заместитель директора спрашивает Проблема необходимости повторного прохождения обучающимся психолого-медико-педагогической комиссии: с целью получения разрешения на выбор формы государственной итоговой аттестации в 9-м классе; для перевода в 5-й класс после завершения освоения уровня начального общего образования и обучения по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями зрения
Стр.5
Нормативное регулирование образовательного процесса 97 О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 Приказ Минобрнауки России от 16.01.2015 № 9 108 О сохранении системы специализированного коррекционного образования Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 А также 15 Планинг 17 Сроки проведения государственной итоговой аттестации в 2015 г.
Стр.6
Актуальная тема В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в декабре 2014 г. приказами Минобрнауки России № 1598 и № 1599 были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. О специфике их содержания нам рассказала Лариса Павловна Фальковская, нач. отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, канд. психол. наук. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Лариса Павловна, чем отличается федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)? В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) или специальные требования к организации образовательного процесса*. Минобрнауки России учитывало, что образовательные возможности и специфические потребности обучающихся с ОВЗ значительно варьируются в зависимости от ведущих нарушений развития и существует множество нюансов интеграции учащихся с ОВЗ в систему общего образования, связанных с необходимостью выравнивания стартовых возможностей получения образования. Поэтому для всех категорий обучающихся с ОВЗ, которые обозначены в ст. 79 Федерального * Пункт 6 ст. 11 гл. 2: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования». № 4 • 2015 5
Стр.7
закона № 273-ФЗ («глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), требуется отдельный ФГОС начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обязателен для реализации как в отдельных образовательных организациях (далее – ОО), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам* (ранее специальные (коррекционные) учреждения), так и в общеобразовательных организациях для разработки адаптированных образовательных программ конкретного учащегося с ОВЗ. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599, охватывает весь период получения образования, потому что для этой категории обучающихся (с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сложными и множественными нарушениями развития) не определены уровни образования, а учитываются их специ фические образовательные потребности. Планируется ли дальнейшая разработка ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ? В настоящее время в текст ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования вносятся специальные требования по организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ. Например, учащийся с нарушением слуха может обучаться на уровне начального общего образования в ОО, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а потом, если есть необходимость, перейти в общеобразовательную организацию. Внесение требований по организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ в текст ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования обеспечивает максимальную вариативность выбора ОО. Разработка отдельных ФГОС основного общего и среднего общего образования для учащихся с ОВЗ не планируется. Какие особенности образовательных программ предусмотрены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)? Структура ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет * Пункт 5 ст. 79 гл. 11 Федерального закона № 273-ФЗ: «Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 6 Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Актуальная тема собой две части: общие положения и таблицы для сопоставления разных вариантов разработки адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП). Законодательной новеллой является вариативность программ. ФГОС начального общего образования для учащихся с ОВЗ предусматривает до четырех вариантов требований к структуре АООП применительно к каждой категории учащихся: глухих; слабослышащих и позднооглохших; слепых; слабовидящих; с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР); нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА); задержкой психического развития (далее – ЗПР); расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для обучающихся слепых, глухих, имеющих НОДА и РАС, предусмотрены четыре варианта требований к структуре АООП. Вариант 1 предполагает, что обучающийся с ОВЗ «получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ОВЗ, в те же сроки обучения (1–4-е классы)» *. Вариант 2 предполагает, что обучающийся с ОВЗ «получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант <…> предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы)». Согласно варианту 3 учащийся с ОВЗ (слепой или глухой, имеющий легкую умственную отсталость), «получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговым достижением <…> сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы)». Вариант 4 предполагает, что учащийся с ОВЗ (например, слепой или глухой и имеющий умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, а также тяжелые и множественные нарушения развития) «получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями <…> сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант <…> предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы)». Для слабовидящих, слабослышащих и позднооглохших учащихся предусмотрены три варианта АООП (соответствуют вариантам АООП 1–3 для слепых, глухих, имеющих НОДА и РАС обучающихся). Учащиеся с ТНР и ЗПР могут обучаться по двум вариантам АООП. Вариант 1 АООП для учащихся с ЗПР предполагает, что они получают образование, «полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1–4-е классы)». Вариант 1 АООП для учащихся с ТНР предполагает получение образования, «полностью соответствующего по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде, в те же сроки обучения. Срок освоения АООП начального общего образования составляет 4 года». Вариант 2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям образованию сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в пролонгированные календарные * Подробнее см.: требования к структуре АООП начального общего образования в приложениях 1–8 к ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. № 4 • 2015 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ