Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №7 2015 (275,00 руб.)

0   0
Страниц84
ID312892
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №7 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312892 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№7/июль/2015 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru СПЕЦВЫПУСК «Туризм и краеведение как формы обучения и воспитания» N W S E Подготовка туристского похода с обучающимися Дополнительная образовательная программа «Пешеходный туризм» ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности Как сделать свою работу ярче и интереснее? <...> Медицинский допуск несовершеннолетних к пребыванию в организациях отдыха. <...> 15 Воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности Формы туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности во внеурочной деятельности. <...> 22 Подготовка туристского похода с обучающимися Требования к организации походов разной сложности. <...> 64 Вечер бардовской песни Материалы и сценарий музыкальной викторины для обучающихся 7–10-х классов Работаем с документами 68 Порядок награждения знаками отличия «Готов к труду и обороне» и присвоения спортивных разрядов Приказ Минспорта России от 18.02.2015 № 144 «Об утверждении Порядка награждения граждан Российской Федерации знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) и присвоения им спортивных разрядов» 73 Мероприятия туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности Совместный план мероприятий Минобрнауки России и Федерального агентства по делам молодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «Развитие образования» в 2015 году, утв. <...> Основными формами туристско-краеведческой работы сегодня являются: поход, путешествие, экскурсия, прогулка, слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школьный музей, туристский вечер и др. <...> 6 № 7 • 2015 Организация массовых мероприятий Пункт 14 Порядка дает право ОО при реализации ДОП организо вывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха <...>
Справочник_классного_руководителя_№7_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№7_2015.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования № 7 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Разбираем сложные ситуации Гулидов П.В. 4 Использование туристско-экскурсионной формы при реализации дополнительных общеразвивающих программ Стратегия развития туризма. Туристско-экскурсионная форма дополнительных общеразвивающих программ. Организация массовых мероприятий. Нормативное регулирование туристско-экскурсионной деятельности Седова А.С. 9 Организация медицинского обслуживания в детских лагерях Организационно-подготовительная работа. Медицинский допуск несовершеннолетних к пребыванию в организациях отдыха. Функции медицинского пункта учреждения в период пребывания детей в лагере Управляем воспитательным процессом Водяницкая О.И. 15 Воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности Формы туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности во внеурочной деятельности. Объединения дополнительного образования. Программы туристско-краеведческой деятельности. Направления туризма Константинов Ю.С. 22 Подготовка туристского похода с обучающимися Требования к организации походов разной сложности. Постановка целей. Определение состава группы и распределение обязанностей. Разработка маршрута. Снаряжение для похода. Необходимые документы. Общественно полезная работа. Смета расходов. Подведение итогов похода Фокина И.И., Григорян С.А. 35 Музейная педагогика как средство патриотического воспитания В статье рассматриваются вопросы создания школьного музея, его функционирования. Описываются три основных направления краеведческой работы школьного музея: семья, школа, родной край 2
Стр.4
№ 7 • 2015 Работаем с классом Ефимов А.В., Медведева О.А. 41 Дополнительная образовательная программа «Пешеходный туризм» Описание, цели, задачи, направленность программы. Типы занятий и формы работы. Примерный учебный план. Содержание учебного курса Организуем внеурочную деятельность Анестратенко М.В. 64 Вечер бардовской песни Материалы и сценарий музыкальной викторины для обучающихся 7–10-х классов Работаем с документами 68 Порядок награждения знаками отличия «Готов к труду и обороне» и присвоения спортивных разрядов Приказ Минспорта России от 18.02.2015 № 144 «Об утверждении Порядка награждения граждан Российской Федерации знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) и присвоения им спортивных разрядов» 73 Мероприятия туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности Совместный план мероприятий Минобрнауки России и Федерального агентства по делам молодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «Развитие образования» в 2015 году, утв. Минобрнауки России 27.02.2015 № ВК-32/09вн (извлечение) В фокусе 78 Туристские услуги. ГОСТ 32611-2014 3
Стр.5
РАЗБИРАЕМ СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ П.В. Гулидов, юридический консультант информационного центра «Ресурсы образования» Использование туристско-экскурсионной формы при реализации дополнительных общеразвивающих программ Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 03.05.2012) «туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий». По аналогии под туристско-экскурсионной деятельностью (далее – ТЭД) следует понимать любую деятельность по организации путешествий и экскурсий. В системе образования ТЭД относится к направлению «Гражданско-патриотическое воспитание», что подтверждается письмом Минобрнауки России от 12.07.2013 № 09-879 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»). Реализуется ТЭД в рамках дополнительного образования. Согласно ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) «дополнительное образование детей и взрос4
Стр.6
№ 7 • 2015 Проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» предполагает «совершенствование нормативной и правовой базы патриотического воспитания, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов муниципального управления, государственных и негосударственных организаций, в том числе образовательных организаций всех типов, учреждений и организаций культуры, спорта, туризма, средств массовой информации, организаций, занимающихся рекламой и издательской деятельностью, отдельных граждан и групп граждан в сфере патриотического воспитания». лых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». В рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, предполагается модернизация и развитие инфраструктуры физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта, инфраструктуры образования, досуга, отдыха детей и их оздоровления, музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков. Стратегия развития туризма Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р (далее – Стратегия) направлена на развитие въездного туризма, а также внутреннего (коммерческого) туризма. Внимание уделяется и туризму культурно-познавательному, который может быть одной из эффективных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Туризм в рамках Стратегии рассматривается как «основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества». Отсюда и одна из его главных задач – реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении. Важной составляющей развития культурно-познавательного туризма стала организация краеведческих клубов и музеев, которые уже созданы на базе ряда образовательных организаций (далее – ОО). Еще одним важным направлением является развитие детского, юношеского и молодежного туризма. Для его реализации необходима более глубокая интеграция туристских программ в систему образования, позволяющая сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора обучающихся. Сегодня ОО регулярно проводят экскурсии и другие виды выездных мероприятий. Повышение качества туристских программ для обучающихся может быть достигнуто путем объединения усилий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и пред5
Стр.7
Разбираем сложные ситуации ставителей туристского бизнеса по разработке туристскими организациями туристско-экскурсионных программ, соответствующих содержанию образовательных программ и специфике туристских ресурсов региона, а также по выработке механизма планирования содержания внеурочной работы ОО. Согласно Стратегии следует уделить внимание туристской инфраструктуре в сфере детского, юношеского и молодежного туризма, в частности созданию туристских кластеров. А также провести работу по подготовке и реализации конкретных инвестиционных проектов по развитию в регионах РФ детского, юношеского и молодежного туризма в рамках таких кластеров. Туристскоэкскурсионная форма ДОП Одним из направлений развития детского, юношеского и молодежного туризма является более глубокая интеграция туристских программ в систему образования, позволяющая сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора обучающихся. Стратегия предусматривает, что туристско-экскурсионная форма может быть использована в дополнительных общеразвивающих программах (далее – ДОП) дополнительного образования детей и взрослых. Согласно п. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ ДОП относятся к дополнительным общеобразовательным программам, а те, в свою очередь, к одному из направлений дополнительных образовательных программ. Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок), которым следует руководствоваться тем ОО, которые приняли решение реализовывать ДОП, в т. ч. с использованием туристско-экскурсионной формы. Согласно п. 5 Порядка содержание ДОП и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной ОО самостоятельно. Пункт 7 Порядка разрешает осуществление образовательного процесса по ДОП в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры). В рамках этого направления создание, например, туристического клуба или краеведческого кружка в ОО, одним из направлений деятельности которых будет проведение экскурсий и путешествий, как раз отвечает тем целям и задачам, которые поставлены в Стратегии. Пункт 9 Порядка говорит о том, что занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, в т. ч. туристско-краеведческой. Основными формами туристско-краеведческой работы сегодня являются: поход, путешествие, экскурсия, прогулка, слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школьный музей, туристский вечер и др. Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия), без сомнения, являются важной формой воспитания, способствуют расширению знаний, оздоровлению и физическому развитию детей. В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания ОО, научных и других учреждений и организаций. 6
Стр.8
№ 7 • 2015 Организация массовых мероприятий Пункт 14 Порядка дает право ОО при реализации ДОП организо вывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей). В работ е объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. Это служит хорошим подспорьем руководителю объединения при проведении, например, туристического похода или загородной экскурсии. Во-первых, при наличии других взрослых людей гораздо легче осуществлять присмотр за детьми, во-вторых, как показывает практика, присутствие даже чужих родителей хорошо дисциплинирует детей, удерживая их от необдуманных поступков. Закон № 273-ФЗ в качестве одной из основных обязанностей ОО предусматривает охрану жизни и здоровья обучающихся. А поскольку любые путешествия и экскурсии, проводимые в рамках реализации ДОП, относятся к образовательной деятельности (пусть и дополнительной), ответственность за жизнь и здоровье детей во время их проведения целиком ложится на ОО. Что же касается работников – руководителей объединений, то они в данном случае могут понести не только дисциплинарную, но и куда более серьезную ответственность (вплоть до уголовной). А потому организационной стороне ТЭД любая ОО (в первую очередь, обучающая детей) должна уделять самое пристальное внимание. Нормативное регулирование ТЭД При организации и проведении походов и экскурсий ОО следует руководствоваться приказом Минобразования России от 13.07.1992 № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» и приказом Минобразования России от 23.03.1998 № 769 «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма». В походе или на экскурсии также необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство. В частности, при организации туристического похода с ночевкой, когда планируется отдых детей в палатках, следует учитывать требования, изложенные в СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.05.2013 № 25. Среди наиболее важных документов в сфере ТЭД, помимо упомянутых выше, можно назвать: • Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях (приложение к письму Минобразования России от 11.01.1993 № 9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях»); • • письмо Минобразования России от 09.06.1994 № 59-М «Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися»; Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России (приложение № 2 к приказу Минобразования России от 28.04.1995 № 223 «Об активизации туристско7
Стр.9