№ 8 • 2010
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт
открытого образования»
Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование»
Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР
ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой
г. Москвы
Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной
политики Департамента образования г. Москвы
Тараданова И.И. – заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере общего образования
Минобрнауки России
Седова С.В. – руководитель структурного подразделения
школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576
г. Москвы
Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры
развития образования ФГАОУ ДПО
«Академия повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
работников образования»
Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая
Институтом развития образования
Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования
№ 7
2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Разбираем сложные ситуации
Гулидов П.В.
4 Использование туристско-экскурсионной формы
при реализации дополнительных
общеразвивающих программ
Стратегия развития туризма. Туристско-экскурсионная форма дополнительных
общеразвивающих программ. Организация массовых мероприятий. Нормативное
регулирование туристско-экскурсионной деятельности
Седова А.С.
9 Организация медицинского обслуживания
в детских лагерях
Организационно-подготовительная работа. Медицинский допуск несовершеннолетних
к пребыванию в организациях отдыха. Функции медицинского
пункта учреждения в период пребывания детей в лагере
Управляем воспитательным процессом
Водяницкая О.И.
15 Воспитательный потенциал
туристско-краеведческой деятельности
Формы туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности во внеурочной
деятельности. Объединения дополнительного образования. Программы
туристско-краеведческой деятельности. Направления туризма
Константинов Ю.С.
22 Подготовка туристского похода с обучающимися
Требования к организации походов разной сложности. Постановка целей.
Определение состава группы и распределение обязанностей. Разработка
маршрута. Снаряжение для похода. Необходимые документы. Общественно
полезная работа. Смета расходов. Подведение итогов похода
Фокина И.И., Григорян С.А.
35 Музейная педагогика
как средство патриотического воспитания
В статье рассматриваются вопросы создания школьного музея, его функционирования.
Описываются три основных направления краеведческой работы
школьного музея: семья, школа, родной край
2
Стр.4
№ 7 • 2015
Работаем с классом
Ефимов А.В., Медведева О.А.
41 Дополнительная образовательная программа
«Пешеходный туризм»
Описание, цели, задачи, направленность программы. Типы занятий и формы
работы. Примерный учебный план. Содержание учебного курса
Организуем внеурочную деятельность
Анестратенко М.В.
64 Вечер бардовской песни
Материалы и сценарий музыкальной викторины для обучающихся
7–10-х классов
Работаем с документами
68 Порядок награждения знаками отличия
«Готов к труду и обороне»
и присвоения спортивных разрядов
Приказ Минспорта России от 18.02.2015 № 144 «Об утверждении Порядка награждения
граждан Российской Федерации знаками отличия Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) и присвоения
им спортивных разрядов»
73 Мероприятия туристско-краеведческой
и физкультурно-спортивной направленности
Совместный план мероприятий Минобрнауки России и Федерального агентства
по делам молодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых
к реализации в рамках государственной программы «Развитие образования»
в 2015 году, утв. Минобрнауки России 27.02.2015 № ВК-32/09вн (извлечение)
В фокусе
78 Туристские услуги. ГОСТ 32611-2014
3
Стр.5
РАЗБИРАЕМ СЛОЖНЫЕ
СИТУАЦИИ
П.В. Гулидов,
юридический консультант информационного центра
«Ресурсы образования»
Использование
туристско-экскурсионной
формы при реализации
дополнительных
общеразвивающих
программ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 03.05.2012) «туристская
деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность
по организации путешествий». По аналогии под туристско-экскурсионной
деятельностью (далее – ТЭД) следует понимать любую деятельность по организации
путешествий и экскурсий.
В системе образования ТЭД относится к направлению «Гражданско-патриотическое
воспитание», что подтверждается письмом Минобрнауки России от
12.07.2013 № 09-879 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями
по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития
воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»).
Реализуется ТЭД в рамках дополнительного образования. Согласно ст. 75
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Закон № 273-ФЗ) «дополнительное образование детей и взрос4
Стр.6
№ 7 • 2015
Проект государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской
Федерации на 2016–2020 годы» предполагает
«совершенствование нормативной и правовой базы
патриотического воспитания, регламентирующей
взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов муниципального
управления, государственных и негосударственных
организаций, в том числе образовательных
организаций всех типов, учреждений
и организаций культуры, спорта, туризма, средств
массовой информации, организаций, занимающихся
рекламой и издательской деятельностью, отдельных
граждан и групп граждан в сфере патриотического
воспитания».
лых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей
и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию
их свободного времени».
В рамках реализации Концепции развития дополнительного образования
детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, предполагается
модернизация и развитие инфраструктуры физического воспитания в организациях
дополнительного образования в области физической культуры и спорта,
инфраструктуры образования, досуга, отдыха детей и их оздоровления, музеев,
библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных
программ для детей и подростков.
Стратегия
развития
туризма
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года,
утв. распоряжением Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р (далее – Стратегия)
направлена на развитие въездного туризма, а также внутреннего (коммерческого)
туризма. Внимание уделяется и туризму культурно-познавательному, который
может быть одной из эффективных форм воспитания и социализации подрастающего
поколения.
Туризм в рамках Стратегии рассматривается как «основа для развития социокультурной
среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения
и формирования нравственной платформы развития гражданского
общества». Отсюда и одна из его главных задач – реализация стратегической роли
туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении.
Важной составляющей развития культурно-познавательного туризма стала
организация краеведческих клубов и музеев, которые уже созданы на базе
ряда образовательных организаций (далее – ОО).
Еще одним важным направлением является развитие детского, юношеского
и молодежного туризма. Для его реализации необходима более глубокая интеграция
туристских программ в систему образования, позволяющая сформировать
условия для патриотического воспитания и расширения кругозора обучающихся.
Сегодня ОО регулярно проводят экскурсии и другие виды выездных
мероприятий.
Повышение качества туристских программ для обучающихся может быть достигнуто
путем объединения усилий заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и пред5
Стр.7
Разбираем сложные ситуации
ставителей туристского бизнеса по разработке туристскими организациями туристско-экскурсионных
программ, соответствующих содержанию образовательных
программ и специфике туристских ресурсов региона, а также по выработке
механизма планирования содержания внеурочной работы ОО.
Согласно Стратегии следует уделить внимание туристской инфраструктуре
в сфере детского, юношеского и молодежного туризма, в частности созданию туристских
кластеров. А также провести работу по подготовке и реализации конкретных
инвестиционных проектов по развитию в регионах РФ детского, юношеского
и молодежного туризма в рамках таких кластеров.
Туристскоэкскурсионная
форма
ДОП
Одним из направлений развития детского, юношеского и молодежного туризма
является более глубокая интеграция туристских программ в систему образования,
позволяющая сформировать условия для патриотического воспитания
и расширения кругозора обучающихся.
Стратегия предусматривает, что туристско-экскурсионная форма может быть
использована в дополнительных общеразвивающих программах (далее – ДОП) дополнительного
образования детей и взрослых. Согласно п. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ
ДОП относятся к дополнительным общеобразовательным программам, а те, в свою
очередь, к одному из направлений дополнительных образовательных программ.
Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 утвержден Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (далее – Порядок), которым следует руководствоваться
тем ОО, которые приняли решение реализовывать ДОП, в т. ч. с использованием
туристско-экскурсионной формы.
Согласно п. 5 Порядка содержание ДОП и сроки обучения по ним определяются
образовательной программой, разработанной и утвержденной ОО самостоятельно.
Пункт 7 Порядка разрешает осуществление образовательного процесса
по ДОП в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы),
являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки,
лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры). В рамках
этого направления создание, например, туристического клуба или краеведческого
кружка в ОО, одним из направлений деятельности которых будет проведение
экскурсий и путешествий, как раз отвечает тем целям и задачам, которые
поставлены в Стратегии. Пункт 9 Порядка говорит о том, что занятия в объединениях
могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам
различной направленности, в т. ч. туристско-краеведческой. Основными формами
туристско-краеведческой работы сегодня являются: поход, путешествие, экскурсия,
прогулка, слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых
групп, школьный музей, туристский вечер и др.
Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия), без сомнения,
являются важной формой воспитания, способствуют расширению знаний, оздоровлению
и физическому развитию детей. В путешествиях юные туристы изучают
родной край, страну; ведут работу по охране природы, памятников истории
и культуры; выполняют задания ОО, научных и других учреждений и организаций.
6
Стр.8
№ 7 • 2015
Организация
массовых
мероприятий
Пункт 14 Порядка дает право ОО при реализации ДОП организо вывать
и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного
труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей).
В
работ е объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их
родители (законные представители) без включения в основной состав. Это служит
хорошим подспорьем руководителю объединения при проведении, например,
туристического похода или загородной экскурсии. Во-первых, при наличии других
взрослых людей гораздо легче осуществлять присмотр за детьми, во-вторых, как
показывает практика, присутствие даже чужих родителей хорошо дисциплинирует
детей, удерживая их от необдуманных поступков.
Закон № 273-ФЗ в качестве одной из основных обязанностей ОО предусматривает
охрану жизни и здоровья обучающихся. А поскольку любые путешествия
и экскурсии, проводимые в рамках реализации ДОП, относятся к образовательной
деятельности (пусть и дополнительной), ответственность за жизнь и здоровье
детей во время их проведения целиком ложится на ОО. Что же касается работников
– руководителей объединений, то они в данном случае могут понести не только
дисциплинарную, но и куда более серьезную ответственность (вплоть до уголовной).
А потому организационной стороне ТЭД любая ОО (в первую очередь,
обучающая детей) должна уделять самое пристальное внимание.
Нормативное
регулирование
ТЭД
При организации и проведении походов и экскурсий ОО следует руководствоваться
приказом Минобразования России от 13.07.1992 № 293 «Об утверждении
нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» и приказом
Минобразования России от 23.03.1998 № 769 «О развитии системы подготовки
кадров детско-юношеского туризма».
В походе или на экскурсии также необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологическое
законодательство. В частности, при организации туристического
похода с ночевкой, когда планируется отдых детей в палатках, следует учитывать
требования, изложенные в СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного
типа», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 14.05.2013 № 25.
Среди наиболее важных документов в сфере ТЭД, помимо упомянутых выше,
можно назвать:
•
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении
суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях (приложение
к письму Минобразования России от 11.01.1993 № 9/32-Ф «О нормах
расходов на питание в туристских мероприятиях»);
•
•
письмо Минобразования России от 09.06.1994 № 59-М «Об организации
туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися»;
Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных
учреждений (МКК ОУ) Минобразования России (приложение № 2 к приказу
Минобразования России от 28.04.1995 № 223 «Об активизации туристско7
Стр.9