№ 4
апрель
2015
Абанкина Т.В. – директор Центра
прикладных экономических исследований
и разработок Института развития
образования ФГАОУ ВПО «Национальный
исследовательский университет “Высшая
школа экономики”»
Башкина Г.В. – начальник
отдела экономики образования
Центра стратегических разработок
ГБОУ ВПО Московской области «Академия
социального управления»
Благинин А.Г. – заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации
Богданова Е.В. – главный редактор
Издательского дома МЦФЭР
Вавилов А.И. – старший научный
сотрудник Центра правовых прикладных
разработок Института развития
образования ФГАОУ ВПО «Национальный
исследовательский университет “Высшая
школа экономики”»
Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР
Образование»
Кирсанов А.И. – директор Института
экстремальной психологии ГОУ ВПО
«Московский городской психологопедагогический
университет»
Бодякина Т.П. – руководитель объединенной
редакции «Образование» Издательского дома
МЦФЭР
Левицкий М.Л. – директор Института
менеджмента ГОУ ВПО «Московский городской
педагогический университет»
Минько Н.Г. – руководитель Центра
образовательной политики Департамента
образования города Москвы
Нефедова З.А. – генеральный директор агентства
«Социальный проект»
Рачевский Е.Л. – директор ГОУ «Центр
образования № 548 “Царицыно”»
Рытов А.И. – директор ГАУ «Московский
центр качества образования»
Тараданова И.И. – заместитель
директора Департамента государственной
политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки
Российской Федерации
Хмельков С.Б. – заведующий правовым
отделом аппарата Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
Чеха В.В. – проректор ФГБОУ ВПО
«Московский педагогический
государственный университет»
Стр.3
С
одержание
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Блицопрос
6 Как вы оцениваете работу
психологической службы в вашей
школе?
Информация к размышлению
Павел Гулидов
9 Социально-психологическое
тестирование обучающихся:
история вопроса
Этапы разработки нормативно-правовой
базы и апробация проведения тестирования
обучающихся в целях раннего выявления
незаконного потребления наркотических средств
и психотропных веществ
Лучший опыт
Светлана Золототрубова, Ирина Архипова
15 Тестирование прошло, вопросы
остались
Опыт социально-психологического тестирования
обучающихся 8–11-х классов в целях раннего
выявления незаконного потребления наркотических
средств и психотропных веществ в СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов № 13
г. Воронежа
НОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Обзор законодательства
22 Утверждены продолжительность
рабочего времени и порядок
определения учебной нагрузки
педагогов
23 Установлены сроки ввода
в эксплуатацию единой
информационной системы в сфере
закупок
24 Принята новая форма федерального
статистического наблюдения
В деталях
Ирина Рапопорт, Владимир Чубаровский
25 Медосмотр не панацея
Разъяснение Порядка проведения профилактических
медицинских осмотров обучающихся в целях раннего
выявления незаконного потребления наркотических
средств и психотропных веществ, подготовленного
Минздравом России
30 Порядок проведения
профилактических медицинских
осмотров обучающихся
в общеобразовательных
организациях и профессиональных
образовательных организациях,
а также образовательных организациях
высшего образования в целях раннего
выявления незаконного потребления
наркотических средств и психотропных
веществ, утв. приказом Минздрава
России от 06.10.2014 № 581н
Читайте
в номере
Стр.4
35 Приказ Минобрнауки России
от 22.12.2014 № 1601
«О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной
платы) педагогических работников
и о порядке определения учебной
нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре»
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
Управление образованием
Галина Лапушинская
47 Налоговые льготы в сфере
образования: анализ текущих
изменений
Понятие налоговой льготы. Виды налоговых льгот.
Льготы, установленные для образовательных
организаций по налогам на имущество, добавленную
стоимость, прибыль. Особенности установления льгот
на уплату региональных налогов: транспортный,
земельный и др.
Письмо в редакцию
55 Должен ли образовательный комплекс,
оказывающий государственные
образовательные услуги, платные
образовательные услуги и услуги
по присмотру и уходу за детьми,
подавать в налоговый орган налоговую
декларацию по НДС?
57 Как бюджетной образовательной
организации значительно
(до 50–70%) снизить стоимость
платных образовательных услуг
социально незащищенным
и многодетным семьям без
финансовых последствий?
Труд и заработная плата
Владимир Батычко
59 Дистанционные работники:
особенности трудовых отношений,
гарантии и компенсации
Правовая основа дистанционной трудовой
деятельности. Требования к приему на работу,
режиму рабочего времени, времени отдыха,
оплате и охране труда лиц, работающих
дистанционно
Организационные решения
Сергей Феклин
66 Работа школьной администрации
с обращениями родителей
Виды обращений в государственные органы,
органы местного самоуправления и организации.
Порядок приема и рассмотрения письменных
и электронных обращений родителей
обучающихся в школе. Ведение личного приема
граждан
Наталья Сапсаенко
73 Обращайтесь, пожалуйста!
Организация работы с жалобами,
предложениями и заявлениями родителей
обучающихся в Мечетинской средней
общеобразовательной школе Зерноградского
р-на Ростовской обл.
Бухучет
Маргарита Смирнова
79 Списание нефинансовых активов
Основные требования к списанию нефинансовых
активов. Особенности списания автотранспортных
средств и основных средств стоимостью
до 3000 руб.
3
Стр.5
СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
В суде
86 О признании недействительным
решения ФСС России о доначислении
страховых взносов
Разъяснение
Юлия Юрьева
91 В каких случаях ждать проверки
ФСС России?
Основные причины назначения выездных проверок
юридических лиц представителями ФСС России
с целью проверки правильности уплаты страховых
взносов и обоснованности расходования средств
на выплату страхового обеспечения за счет средств
фонда
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Правовая поддержка
98 Оказание платных образовательных
услуг в школе
Консультация специалиста
Вадим Чеха
101 Типичные нарушения, допускаемые
образовательными организациями
при оказании платных
образовательных услуг
Юридическая ответственность образовательных
организаций и их руководителей за нарушение
правил оказания платных образовательных услуг.
Типичные нарушения в сфере информирования
граждан о платных образовательных услугах,
в части заключения договора об оказании платных
образовательных услуг и др.
МЕЖДУ ДЕЛОМ
Путешествие
Ирина Штанько
108 Город детства
НА ЗАМЕТКУ
20 ИТ-решения как средство
модернизации образовательного
процесса
Стр.6
Е
сть мнение
Как вы оцениваете работу
психологической службы
в вашей школе?
Алла Курбатова,
директор гимназии «Дмитров»,
г. Дмитров Московской
обл.
Думаю, что психологическая служба должна быть в каждой школе.
Педагоги-психологи отслеживают нормы психического развития детей. Если
что-то не так, они проводят диагностику, определяют факторы, препятствующие
развитию личности, и принимают меры по оказанию психологической
помощи. Такая работа особенно актуальна для учащихся 1, 5 и 10-х классов,
которые переживают процесс адаптации.
Важным направлением деятельности школьной психологической службы
является тестирование учащихся на определение профиля обучения для
формирования предпрофильных и профильных классов. Чем лучше в данном
случае сработает педагог-психолог, тем меньше у детей будет проблем
с выбором профессии.
В нашей гимназии педагоги-психологи традиционно руководят исследовательской
деятельностью учащихся: уже более 17 лет каждый ученик 5–11-х
классов (в начальной школе – по желанию) ежегодно пишет реферативную,
исследовательскую либо проектную работу по интересующей его теме. Работа
защищается публично в гимназии, а в случае признания ее лучшей – на областных
и российских конкурсах исследовательских работ учащихся. В прошлом
году работа по физике ученицы 10-го класса Юли Демидовой была
признана лучшей на Всероссийских юношеских чтениях имени В.И. Вернадского
и выдвинута на премию Президента РФ.
Учащийся вправе выбирать любую тему работы и обращаться за научным
и педагогическим руководством к любому педагогу, в т. ч. к педагогу-психологу.
Замечу, что исследовательские работы учащихся по вопросам
психологии наличествуют всегда. Это значит, что та деятельность, которую
проводят педагоги-психологи в гимназии, интересна и увлекательна.
Традиционными для нас являются и психологические тренинги, за проведение
которых отвечают педагоги-психологи. Участие в них принимают
учителя, учащиеся, родители и гости (известные в нашем городе люди). Для
тренинга пишется сценарий, формулируются педагогические и психологические
задачи, распределяются роли. Например, вы попали на круглый стол
с депутатами и администрацией города для обсуждения проблем досуга
молодежи. Как вы будете себя вести? О чем будете говорить? Сможете ли
отстоять свою точку зрения? Как на самом деле нужно себя вести, чтобы
добиться желаемого? Ответы на эти вопросы вы узнаете во время тренинга
и запомните на всю жизнь.
Стр.8
ЕСТЬ МНЕНИЕ | Блицопрос
В целом работой нашей психологической службы я довольна, но нужно
стремиться к лучшему, так что по пятибалльной шкале я поставлю ей «хорошо».
Ирина
Голикова,
директор СОШ № 17 имени
маршала инженерных
войск А.И. Прошлякова,
г. Рязань
На мой взгляд, психологическая служба – один из важных компонентов
образовательной системы нашей школы. Детей, нуждающихся в психологической
помощи, к сожалению, становится все больше, поэтому мы
относимся к этому вопросу очень серьезно.
Сейчас в нашей школе работают два квалифицированных, опытных специалиста.
Они проводят психологическую диагностику, оказывают помощь
детям с трудностями в обучении и поддержку одаренным учащимся.
Поскольку в школе есть классы компенсирующего обучения, для нас
особое значение имеет коррекционно-развивающая работа педагоговпсихологов.
Без нее учителям просто невозможно справиться с трудностями
в познавательной сфере и поведении детей, которые учатся в этих
классах.
Многие проблемы идут из семьи, причем для их действительно полного
разрешения необходима глубокая проработка внутрисемейных, внутриличностных
отношений. И здесь мы снова не можем обойтись без помощи наших
специалистов.
Не остаются без внимания психологической службы и наши учителя. Педагоги-психологи
участвуют в работе педагогических и методических советов,
осуществляют мониторинг психоэмоционального состояния учителей,
проводят групповые тренинговые занятия по развитию их творческого потенциала
на этапе внедрения ФГОС, оказывают индивидуальную консультативную
помощь.
Елена Карьянова,
директор СОШ № 561 Калининского
р-на г. СанктПетербурга
Работу
психологической службы в нашей школе могу охарактеризовать
только с положительной стороны. У нас обучаются дети с задержкой
психического развития, которые требуют внимания больше, чем обычные
ученики. Педагоги-психологи проводят с ними диагностическую работу
и специальные занятия по развитию внимания, памяти, пространственных
представлений, логического мышления. Кроме того, они оказывают консультативную
помощь учителям и родителям в вопросах обучения и воспитания
таких детей. Для родителей, в частности, проводятся лектории и круглые столы
по адаптации детей к школе, подготовке к экзаменам и другим темам.
На основании диагностических исследований педагоги-психологи помогают
учащимся в подборе дальнейшего образовательного маршрута и в выборе
профессии. Кстати, наши дети успешно усваивают программы ФГОС
второго поколения, что дает им возможность перейти в обычную общеобразовательную
школу на любой ступени обучения.
№ 4 апрель 2015
7
Стр.9