Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера

ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера №7 2014 (1408,00 руб.)

0   0
Страниц152
ID312431
АннотацияВ журнале освещаются актуальные тенденции отрасли ЖКХ, реализация программ ресурсосбережения; предлагаются современные управленческие решения, рассказывается об эффективных приемах привлечения инвестиций, приводится практика модернизации жилищно-коммунального комплекса; судебная практика и отраслевые нормативные документы с комментариями экспертов. Публикуется большое количество материалов, касающихся налогообложения, льгот предприятий сферы ЖКХ. Подписчики знакомятся с практическим опытом решения сложных ситуаций в сфере ЖКХ. Публикуются максимально развернутые комментарии экспертов со ссылками на конкретные нормативные документы. В журнале публикуются только авторские материалы. Издание предоставляет специалисту сферы ЖКХ проверенные алгоритмы действий в рамках действующего правового поля.
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №7 .— 152 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312431 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Разумов 13 Об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов М.Э. Семенов 16 О возможности использования номинальных счетов в целях улучшения платежной дисциплины ОПЫТ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 20 Город Волжский: участие в государственных проектах – залог успешного развития ТАРИФЫ И ИНВЕСТИЦИИ А.В. <...> Моглячев 26 Ценообразование в строительстве как основа тарифного регулирования подключения к системам коммунальной инфраструктуры 3 «Дорожная карта» развития жилищнокоммунального комплекса субъекта РФ А.А. <...> Попов 33 Уведомление собственников помещений в МКД об обжаловании решений собраний КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Е.В. <...> Иванов 48 Прозрачность воды В.В. Дзюбо, Л.И. Алферова 53 Безнапорно-напорная система водоподготовки ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ К.А. <...> Колупаев 58 Диспетчерский комплекс «Обь» СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Ю.Ф. <...> Федоров 61 Котлы наружного (уличного) размещения 66 Концепция FluidFuture – залог рентабельности и высокой эффективности всей системы А.А. Сердюков 68 Котлы наружного размещения КСУВ на службе ЖКХ ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ А.М. <...> Утверждение и реализация регионального плана мероприятий по информированию граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ Мониторинг соблюдения требований постановлений Правительства РФ: от 23.09.2010 № 731, от 28.12.2012 № 1468, от 30.12.2009 № 1140, от 05.07.2013 № 570, от 17.01.2013 № 6 Создание и организация работы в муниципальных образованиях субъекта РФ совместно с Региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ центров поддержки собственников жилья Создание и обеспечение деятельности общественных советов по ЖКХ в муниципальных образованиях Обеспечение информационной открытости и подконтрольности ЖКХ Создание системы мониторинга: дебиторской задолженности управляющих МКД организаций по оплате коммунальных ресурсов; кредиторской задолженности РСО по оплате ТЭР; дебиторской задолженности населения за ЖКУ Рис. <...> Мероприятия «дорожной карты» по направлению «Обеспечение <...>
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№7_2014.pdf
№ 7 июль 2014 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ А.Б. Рыжов Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищнокоммунальной политике Общественной палаты РФ Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Г.П. Хованская, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ Л.А. Потапова, руководитель sk@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru РЕФОРМА М.А. Разумов 13 Об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов М.Э. Семенов 16 О возможности использования номинальных счетов в целях улучшения платежной дисциплины ОПЫТ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 20 Город Волжский: участие в государственных проектах – залог успешного развития ТАРИФЫ И ИНВЕСТИЦИИ А.В. Моглячев 26 Ценообразование в строительстве как основа тарифного регулирования подключения к системам коммунальной инфраструктуры 3 «Дорожная карта» развития жилищнокоммунального комплекса субъекта РФ А.А. Кузьмина 7 Положительная рутина для развития ЖКХ Часть I
Стр.3
№ 7 июль 2014 ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Р.М. Попов 33 Уведомление собственников помещений в МКД об обжаловании решений собраний КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Е.В. Агитаев 38 Социальное партнерство и защита трудовых прав работников ЖКХ Российской Федерации (по итогам 2013 г.) ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ М.П. Иванов 48 Прозрачность воды В.В. Дзюбо, Л.И. Алферова 53 Безнапорно-напорная система водоподготовки ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ К.А. Колупаев 58 Диспетчерский комплекс «Обь» СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Ю.Ф. Федоров 61 Котлы наружного (уличного) размещения 66 Концепция FluidFuture – залог рентабельности и высокой эффективности всей системы А.А. Сердюков 68 Котлы наружного размещения КСУВ на службе ЖКХ ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ А.М. Лучиц 70 О лицензировании управляющих организаций ДАТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ 74 Актуальные вопросы несостоятельности предприятий энергетики и ЖКХ 77 Как вернуть лидерство российской экономике ISSN 1727-6691 07 Часть I Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 57-80 nk.com@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82 (многоканальный), 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 20.06.2014 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 10,0 + вкл. 0,25. Изд. № 6222. Заказ № 592-ОП. Дата выхода в свет 04.07.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1». 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 15. Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 771727 669146
Стр.4
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ «Дорожная карта» развития жилищно-коммунального комплекса субъекта РФ А.Б. Рыжов, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Нижегородской области Нормативные акты, принятые за несколько последних лет в соответствии с планом действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р, создали предпосылки для системного развития отрасли. Минстроем России разработан Модельный комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта РФ. «Дорожная карта» содержит перечень действий на уровне субъекта РФ по следующим направлениям: 1. Обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства (рис. 1). 2. Содержание жилищного фонда, в т. ч. государственное регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами (рис. 2): • функционирование региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (рис. 3). Утверждение и реализация регионального плана мероприятий по информированию граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ Мониторинг соблюдения требований постановлений Правительства РФ: от 23.09.2010 № 731, от 28.12.2012 № 1468, от 30.12.2009 № 1140, от 05.07.2013 № 570, от 17.01.2013 № 6 Создание и организация работы в муниципальных образованиях субъекта РФ совместно с Региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ центров поддержки собственников жилья Создание и обеспечение деятельности общественных советов по ЖКХ в муниципальных образованиях Обеспечение информационной открытости и подконтрольности ЖКХ Создание системы мониторинга: дебиторской задолженности управляющих МКД организаций по оплате коммунальных ресурсов; кредиторской задолженности РСО по оплате ТЭР; дебиторской задолженности населения за ЖКУ Рис. 1. Мероприятия «дорожной карты» по направлению «Обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства» 3 № 7 • 2014 • Часть I
Стр.5
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Организация лицензионного контроля на территории субъекта РФ Приведение договоров управления МКД, заключенных после 20.04.2013, в соответствие постановлениям Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и от 15.05.2013 № 416 Организация лицензирования лиц, осуществляющих управление МКД, и информационного обмена с ФОИВ при ведении сводного реестра лицензий Создание и организация работы постоянно действующей квалификационной комиссии субъекта РФ по приему квалификационного экзамена Приведение штатной численности органов ГЖИ и МЖК к необходимому объему Формирование и обеспечение функционирования реестра лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД Рис. 2. Мероприятия «дорожной карты» по направлению «Содержание жилищного фонда, в том числе государственное регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами» Создание системы кредитования капитального ремонта МКД Принятие всех предусмотренных НПА субъекта РФ по вопросам региональных систем капитального ремонта МКД Создание и запуск механизмов организации капитального ремонта МКД, не включенных в региональную программу РПКР на основании ст. 168 ЖК РФ Получение и использование средств Фонда ЖКХ для софинанирования капитального ремонта МКД Принятие собственниками помещений в МКД решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта МКД Содержание жилищного фонда, в т. ч. государственное регулирование деятельности по управлению МКД Развитие системы муниципального жилищного контроля на территории субъекта РФ Создание и обеспечение функционирования рейтинга эффективности работы лиц, управляющих МКД, на основе оценки удовлетворенности потребителей • переселение граждан из аварийного жилищного фонда (рис. 4). 3. Обеспечение модернизации коммунальной инфраструктуры: • модернизация коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения (рис. 6); • модернизация инфраструктуры в сфере теплоснабжения (мероприятия в целом аналогичны указанным в направлении по водоснабжению). 4. Реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (рис. 5). 5. Создание региональной системы утилизации отходов потребления (рис. 7). Совершенно справедливо, Функционирование региональной системы капитального ремонта МКД Принятие и реализация региональной программы капитального ремонта МКД что «дорожной картой» управление развитием ЖКХ доверяется органам государственной власти субъектов РФ. Вместе с тем жилищно-коммунальный комплекс является подсистемой, обеспечивающей жизнедеятельность поселения. Поэтому результативность соответствующих мероприя тий зависит от качества работы органов местного самоуправления, системности их подхода к управлению развитием поселения. Принятие и реализация краткосрочных планов реализации программы капитального ремонта МКД Рис. 3. Мероприятия «дорожной карты» по направлению «Функционирование региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» 4 На совещаниях в Минрегионе России отмечалась необходимость установления квалификационных требований к разработчикам схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения, принятия других мер, направленных на обеспечение качества указанных документов. Представляется, что для обеспечения качества принимаемых решений необходимо также предусмотреть контроль профессио
Стр.6
www.gkh.ru Принятие Осуществление расселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г. и реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 1 января 2012 г. Получение и использование средств федеральной поддержки Фонда ЖКХ для софинансирования программ переселения Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Создание системы Подготовка механизмов расселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г. контроля деятельности муниципальных образований Формирование реестра аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г., с разбивкой по муниципальным образованиям Рис. 4. Мероприятия «дорожной карты» по направлению «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» Формирование, актуализация и сопровождение «пула» приоритетных инвестиционных проектов субъекта РФ в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности Утверждение и реализация региональной и муниципальных программ развития энергоэффективного уличного освещения Реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Реализация Обеспечение применения установленных в МКД общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в коммерческих расчетах в обязательном порядке на объектах бюджетной сферы субъекта РФ в 2014–2016 гг. минимального перечня работ по капитальному ремонту, обеспечивающего повышение энергоэффективности Предоставление адресных субсидий малоимущим гражданам на установку ИПУ воды, электроэнергии и газа в жилых помещениях МКД и жилых домах Утверждение Разработка и реализация комплекса мер, направленных на внедрение энергетического сервиса в МКД минимального перечня работ, направленных на повышение энергоэффективности МКД, реализация которых осуществляется с использованием средств региональной (муниципальной) поддержки Рис. 5. Мероприятия «дорожной карты» по направлению «Реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» по исполнению взятых на себя обязательств в рамках реализации программ переселения нальных сообществ, общественности, публичное обсуждение как проектов, так и уже утвержденных документов, чтобы и заказчик документа, и потенциальный инвестор знали, как соответствующие проекты и утвержденные документы выглядят «со стороны», и могли это учесть при принятии решений. В модельной карте в связи с отсутствием соответствующих указаний в законодательстве не хватает корректирующих действий в случае если на подлежащий передаче в концессию объект коммунальной инфраструктуры не удается заключить соответствующий договор в разумный срок, например 1 год. Эти действия должны быть достаточно решительными: перепроверка качества документов территориального планирования поселения, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, комплексных схем коммунальной инфраструктуры, долгосрочных параметров тарифного регулирования. И отмена решений, не позволяющих привлечь инвестора. Важно также рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых льгот для организаций коммунального комплекса в небольших городских и сельских поселениях с учетом тарифных ограничений и потолка экономической эффективности, определяемого по «наилучшей альтернативе». Требуется обеспечить контроль за наличием у органов местного самоуправления необходимых ресурсов для качественного проведения предусмотренных и подразумеваемых «дорожной картой» мероприятий. Механизмами такого контроля могут выступать 5 № 7 • 2014 • Часть I
Стр.7
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Формирование и обеспечение Установление долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории субъекта РФ Формирование, актуализация и сопровождение «пула» приоритетных инвестиционных проектов субъекта РФ в сфере водоснабжения, водоотведения актуализации реестра регулируемых организаций, осуществляющих на территории субъекта РФ деятельность в водоснабжении и водоотведении Установление показателей деятельности РСО (доля проб, соответствующих показателям качества, аварийность, уровень потерь и другие), достижение которых должно быть обеспечено Организация проведения оценки финансового состояния РСО с целью дальнейшего определения механизма привлечения инвестиций для развития (модернизации) коммунальной инфраструктуры Заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории субъекта РФ Заключение концессионных соглашений на централизованные системы ГВС, ХВС и (или) водоотведения, отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности Проведение Разработка, утверждение, реализация производственных программ РСО на территории субъекта РФ Разработка, утверждение, реализация инвестиционных программ РСО на территории субъекта РФ Разработка и утверждение программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры на территории субъекта РФ Разработка и утверждение схем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях инвентаризации объектов водоснабжения и водоотведения, регистрация в установленном порядке прав собственности, проведение межевания Проведение проверки соответствия ГУП и МУП в сфере водоснабжения, водоотведения критериям эффективности Модернизация коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения Проведение технологического аудита коммунальной инфраструктуры РСО, в т. ч. ГУП и МУП Рис. 6. Мероприятия «дорожной карты» по направлению «Модернизация коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения» Утверждение и реализация региональной программы переработки и утилизации отходов потребления нормативы финансирования предусмотренных «дорожной картой» работ, субсидии из федерального и регионального бюджетов, помощь из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Создание региональной системы утилизации отходов потребления Формирование, актуализация и сопровождение «пула» приоритетных инвестиционных проектов субъекта РФ в сфере переработки и утилизации отходов потребления Организация разработки и реализация на территории субъекта РФ схемы размещения отходов Рис. 7. Мероприятия «дорожной карты» по направлению «Создание региональной системы утилизации отходов потребления» 6 «Благодаря “дорожной карте” наше ведомство, инвестор и просто любой потребитель жилищно-коммунальных услуг сможет увидеть, что происходит в ЖКХ субъекта сейчас, к каким показателям качества мы стремимся и в какие сроки хотим этого достигнуть». А.В. Чибис
Стр.8
www.gkh.ru Положительная рутина для развития ЖКХ Современная реформа ЖКХ, которая значительно расширяет самостоятельность граждан в сфере принятия решений по ремонту и содержанию коммунального хозяйства и предполагает значительное увеличение доли финансирования за счет частных инвестиций, пока не дала каких-то прорывных результатов. А.А. Кузьмина, ведущий аналитик НИЦ Олега Григорьева «Неокономика» Проблемы в работе предприятий российского жилищнокоммунального хозяйства уже стали привычными. Сегодня трудно кого-то удивить прорвавшейся трубой, отвалившейся штукатуркой на стене дома или вечно пьяным сантехником, который приходит на вызов, когда будет удобно ему, а не когда требуется. Эти явления вошли в норму, и все мы знаем ответ на вопрос «почему население городов вынуждено жить в таких условиях?» – «у предприятий ЖКХ не хватает денег на предоставление качественных услуг». Хотя нужно отдать должное – за последние несколько лет состояние объектов ЖКХ немного улучшилось. Но это не носит массового характера и свойственно тем территориям, где появились организации (управляющие организации, ТСЖ), сумевшие отстроить качественную систему управления жилищным фондом. То есть не просто наладили схему получения денег от населения, но смогли преодолеть хаос в обслуживании жильцов, построили четкие механизмы оказания населению качественных коммунальных услуг, выстроили цепочки реагирования на запросы жителей подконтрольных им территорий и полностью отладили систему взаимодействия поставщиков услуг с их конечными потребителями. Говоря в терминах неокономики, они смогли создать работающие рутины. К сожалению, таких примеров мало. В основном предприятия ЖКХ, особенно непосредственные поставщики услуг (различные МУПы), работают по совершенно другой схеме, основанной на аврально-опытной деятельности (АОД). Это, по-нашему мнению, является одной из существенных причин «топтания предприятий ЖКХ на месте» и закрывает любую возможность для их развития. О том, что же мешает этим предприятиям развиваться и может ли у них быть светлое будущее хотя бы теоретически, и поговорим в данной статье. Особенности работы предприятий сферы ЖКХ в России Для большинства компаний в сфере ЖКХ свойственна работа в режиме реагирования на постоянно возникающие проблемы: начиная прорвавшейся трубой и заканчивая 7 № 7 • 2014 • Часть I
Стр.9
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№7_2014_(1).pdf
№ 7 июль 2014 ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищнокоммунальной политике Общественной палаты РФ Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Г.П. Хованская, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ Л.А. Потапова, руководитель sk@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru 51 Опросный лист участника конференции по оценке деятельности управляющих организаций и анализу исполнения УО своих обязательств (приложение 4) 49 Информация о деятельности управляющей организации (приложение 2) 50 Частная информация по многоквартирным домам (приложение 3) РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 36 Методические рекомендации по созданию и функционированию Совета многоквартирного дома 46 Определение суммы баллов по каждому направлению деятельности управляющей организации (приложение 1) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА 33 Коротко о важном КОММЕНТАРИЙ К ДОКУМЕНТУ 22 О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги 29 О порядке расчета стоимости технического обслуживания и ремонта ВДГО 3 О результатах деятельности ФСТ России в 2013 г. и задачах на среднесрочную перспективу (окончание) 10 О применении ст. 17.1 Закона о защите конкуренции 20 Перевод всех торгов в электронную форму повысит эффективность общественного контроля Часть II
Стр.3
№ 7 июль 2014 ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 53 О признании недействующим постановления тарифного органа об установлении тарифов на тепловую энергию (извлечения из определения Верховного Суда РФ от 24.04.2014 № 1-АПГ14-2) 58 Коротко о важном НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 59 По вопросу учета расходов на оплату дополнительного отпуска по повышенным нормам при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письмо ФНС России от 08.05.2014 № ГД-4-3/8858@) 61 О нормировании абонентов (письмо Росприроднадзора от 04.02.2014 № ВК-08-02-36/1497) 63 Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади (письмо Росприроднадзора от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469) Часть II Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 57-80 nk.com@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82 (многоканальный), 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 18.06.2014 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Изд. № 6223. Заказ № 593-ОП. Дата выхода в свет 04.07.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1». 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 15. Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 1727-6691 07 www.gkh.ru – Знак-указатель на документы, полный текст которых приводится на портале www.gkh.ru 9 771727 669146
Стр.4
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О результатах деятельности ФСТ России в 2013 г. и задачах на среднесрочную перспективу* Проведение проверок В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе за обоснованностью установления и изменения органами регулирования субъектов РФ предельных индексов, устанавливаемых по муниципальным образованиям, и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса выявлен ряд характерных нарушений. В части соблюдения предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и тепловую энергию органы регулирования субъектов Российской Федерации допускают превышение предельных индексов, установленных ФСТ России. В Положениях об органах регулирования субъектов РФ полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов отражены не в полном объеме. Экспертиза предложений об установлении тарифов обязательна в силу п. 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию. Выявлены признаки нарушения положений Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее – Основы ценообразования в от ношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации), и Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее – Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию). Пример В нарушение п. 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в экспертных заключениях по вопросу установления тарифов на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций отсутствуют: оценка достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; оценка финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по общепринятым показателям; анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за два предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней нормативно-методическим документам. * Окончание. Начало см.: «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера». 2014 № 6. С. 12–24. 3 № 7 • 2014 • Часть II
Стр.5
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В нарушение п. 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию не проводится экспертиза предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. В нарушение п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в делах об установлении тарифов на тепловую энергию органом регулирования приняты расчеты расходов без приложений экономического обоснования исходных данных. В нарушение п. 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии при принятии решений по установлению тарифов на тепловую энергию не выполняются условия Отраслевого тарифного соглашения. В нарушение п. 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии органами регулирования при рассмотрении вопросов об установлении тарифов на тепловую энергию расчеты осуществляются на основании договоров на поставку топлива, заключенных теплоснабжающими организациями без соблюдения конкурсных процедур. Сроки открытия дел об установлении тарифов на тепловую (электрическую) энергию должны соответствовать тербованиям Регламента, утв. приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э. Расхо ды на топливо для теплоснабжающих организаций принимаются на уровне, установленном на предыдущий период регулирования, с учетом прогнозных индексов цен производителей на топливо без анализа закупочных цен и факторов, влияющих на отклонение фактических расходов от плановых на период регулирования. Расчеты объемов полезного отпуска тепловой энергии, произведенные органами регулирования в целях установления тарифов на тепловую энергию, не соответствуют методологии расчетов, определенной Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2. 4 Пример В нарушение п. 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Республики Коми в составе необходимой валовой выручки для теплоснабжающих организаций были учтены расходы на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010–2020 годы)», утв. постановле нием Правительства Республики Коми от 30.07.2010 № 241. В нарушение п. 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утв. приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э, дела об установлении тарифов на тепловую энергию открыты с нарушением сроков, установленных указанным Регламентом. В делах об установлении тарифов организаций коммунального комплекса, тарифов на тепловую энергию и протоколах к тарифным решениям отсутствует мотивированная оценка объемов, расходов и необходимой валовой выручки, учитываемой при принятии тарифного решения, а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. Выявлены систематические нарушения требований Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. постановлением Правительства РФ от 12.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса),
Стр.6
ФСТ России держит на контроле устранение нарушений, выявленных по результатам проверок. и Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. постановлением Правительства РФ от 12.07.2008 № 520 (далее – Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса). В нарушение п. 3 ст. 4 гл. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не устанавливались предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО по муниципальным образованиям. Многими органами регулирования не согласовывались в установленном порядке производственные программы организаций коммунального комплекса. При этом согласованные органами регулирования производственные программы организаций коммунального комплекса не отвечают Методическим рекомендациям по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утв. приказом Минрегиона России от 10.10.2007 № 101. Пример В нарушение п. 2 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса расчеты тарифов организаций коммунального комплекса и их утверждение осуществлялись органами регулирования в отсутствие разработанных в установленном порядке производственных программ организаций; в нарушение п. 27 указанных Основ ценообразования не соблюдаются условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищнокоммунальном хозяйстве Российской Федерации. В нарушение п. 2 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не утверждены критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для потребителей. В нарушение ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ производственные программы организаций коммунального комплекса не содержат планов мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры. Отсутствует также план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, формируемый в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями российского законодательства. Выявлены нарушения положений ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ в части сроков введения в действие устанавливаемых тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению. Органами регулирования субъектов РФ не проводятся проверки в отношении органов местного самоуправления, теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в части обоснованности величины и правильности применения цен (тарифов), платы граждан за жилищнокоммунальные услуги. Пример Материалы по результатам проверок в отношении Службы Республики Коми по тарифам и Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» направлены в вышестоящие органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ для рассмотрения. В отношении Службы Республики Коми по тарифам и Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. 5 № 7 • 2014 • Часть II
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части соблюдения требований о принятии программ в области энерго сбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам выявлены следующие характерные нарушения: неисполнение регулируемыми организациями требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части проведения энергетического обследования производственных объектов и составления энергетических паспортов потребителей энергоресурсов в срок до 31 декабря 2012 г.; отсутствие у субъектов естественных монополий разработанных и утвержденных в установленном порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; несоответствие мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в программы, перечню обязательных мероприятий, установленных приказами ФСТ России; необеспечение регули180 160 140 120 100 80 60 40 20 0 164 руемыми организациями в рамках реализации программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности достижения установленных целевых показателей снижения энергоемкости и повышения энергетической эффективности. Вопросы устранения нарушений, выявленных по результатам проверок, в рамках последующего периода регулирования находятся на постоянном контроле ФСТ России. Досудебное рассмотрение споров ФСТ России с 1 января 2013 г. была упол86 5 11 24 02 5 24 5 3 3 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Количество поступивших заявлений о досудебном рассмотрении споров Количество отказов в принятии заявлений о досудебном рассмотрении споров Рис. 3. Динамика количества поступивших на рассмотрение заявлений о досудебном рассмотрении споров в 2008–2013 гг. 6 Годы номочена на рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В 2013 г. ФСТ России рассматривалось три вида споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах: 1) естественных монополий; 2) теплоснабжения; 3) водоснабжения и водоотведения. С учетом начавшегося с 2012 г. резкого повышения количества заявлений о досудебном рассмотрении споров и анализа факторов, являющихся причинами возникновения споров, в 2014 г. ожидается поступление в ФСТ России более 300 заявлений о рассмотрении в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) (рис. 3). Увеличение рассматриваемых заявлений обусловлено тем, что при рассмотрении споров ключевым аспектом является выявление нарушения законодательства, его документальная фиксация с одновременной выработкой мер реагирования и пресечения выявленного нарушения с последующим привлечением виновных в совершении указанного нарушения лиц к ответственности, Количество, шт.
Стр.8
Инновационные разработки для модуля ЕИАС «Досудебное рассмотрение споров» позволили существенно сократить трудозатраты на подготовку типовых документов, автоматизировать направление информации и документов. а также с обеспечением контроля за надлежащим исполнением принятых ФСТ России решений по данным вопросам. Основанием для отказа в приеме к рассмотрению заявлений являлось нарушение заявителями установленных сроков для обращения с заявлением (в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав). В настоящее время неисполненные решения ФСТ России о досудебном рассмотрении споров отсутствуют, а по всем выявленным случаям некорректного исполнения приняты меры реагирования, в т. ч. с привлечением к административной ответственности виновных лиц. Возможность предоставления заявлений и дополнительных материалов в рамках досудебного рассмотрения споров в электронном виде была реализована в ФСТ России в 2012 г., а в 2013 г. было подано четыре заявления в электронном виде, в т. ч. с использованием ФГИС «ЕИАС ФСТ России». Для удобства предоставления сторонами по спорам значительных по объему информации электронных файлов ФСТ России в 2013 г. была реализована возможность предоставления электронных файлов размером до 100 Гбайт по каналам связи со скоростью до 100 Мбит/с. В рамках модуля ЕИАС «Досудебное рассмотрение споров» в 2013 г. были реализованы инновационные разработки, позволившие существенно сократить трудозатраты на подготовку типовых документов, а также автоматизировать направление информации и документов, в т. ч. писем, приказов, запросов и иных документов как в подразделения и (или) отдельным сотрудникам ФСТ России, так и любым иным лицам по электронной почте. При этом необходимо отметить, что в силу спе цифики досудебного рассмотрения споров и установленных законодательством ограничений на оборот отдельных видов информации и документов абсолютный перевод досудебного рассмотрения споров исключительно в электронную форму представляется нецелесообразным. Федеральной службой по тарифам был разработан проект приказа «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по тарифам от 04.01.2012 № 372-д «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях”». Указанный проект приказа подготовлен в целях приведения приказа ФСТ России от 04.01.2013 № 372д в соответствие с положениями Федеральных законов от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 № 669, а также по результатам анализа практики предоставления государственной услуги, вследствие расширения вопросов, составляющих предмет рассмотрения спора, и круга заявителей в целях улучшения предоставления государственной услуги. Основные задачи по реализации контрольных функций В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о естественных монополиях в области государственного регулирования цен (тарифов), в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в целях выявления, предотвращения (пресечения) и устранения нарушений одними из основных задач являются: • повышение эффективности федерального государственного контроля (надзора) в об7 № 7 • 2014 • Часть II
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ