НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ДБО Банковская розница и системы самообслуживания Несмотря на обостряющуюся конкуренцию, значительная часть населения все еще не охвачена банковскими услугами. <...> Это связано как с низкой финансовой грамотностью, так и с отсутствием банковских отделений в пределах досягаемости конкретного гражданина. <...> 43 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ • № 2 • 2008 СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА И сторически вся банковская систе ма постсоветских государств нача ла свое развитие с обслуживания корпоративных клиентов. <...> Услуги для физических лиц ограничивались «джентльменским набором» из депози тов, банковских карточек (в основном в рамках зарплатных проектов), денежных переводов и обмена валют. <...> На корпоративном рынке количество потен циальных клиентов значительно меньше, а их обороты, потребность в банковских продуктах и, как результат, потенциаль ный доход — существенно выше. <...> Об щеизвестно, что снизить цены легко, го раздо сложнее потом их снова поднять (это неплохо иллюстрирует эквайринго вый рынок в России, или снижение почти до нуля комиссий за обслуживание зар платных проектов). <...> Речь идет о жителях крупных и сред них городов, которые работают, получа ют стабильный доход и достаточно адап тировались к новой экономике, чтобы быть активными потребителями банков ских услуг. <...> Тем не менее существующие банковские отделения мало подходят для обслуживания этих клиентов. <...> Боль шинство банковских отделений откры ваются в деловых районах городов, и ра ботают они в обычном графике (с 9—10 до 18—19 часов, с перерывом на обед). <...> Розничные торговые сети давно адаптировались к требовани 44 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ • № 2 • 2008 НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ДБО ям клиентов, поэтому повсеместно от крываются круглосуточно работающие торговые центры, в спальных районах появился новый формат магазинов — «магазины шаговой доступности». <...> Сре ди банков таких примеров пока немно го — первыми на круглосуточный ре <...>