Сергей Буданцев
Истинный лик
(В. В. Маяковский. <...> Такой футуризм -- хочется думать -- уже "весь в прошлом". <...> После внимательного,
вдумчивого чтения новой книги Маяковского только заглавием да, пожалуй, нарочитой неряшливостью
издания, напоминающей о прежних днях, приходится сознаться в чрезмерной категоричности, с которой
осуждали футуризм и всех огулом его глашатаев. <...> Маяковский убеждает читателя в настоящей, неоспоримой своей талантливости и прекрасной, правдивой
искренности. <...> Но трудно после пышных, великолепных строф Бальмонта, чеканных стихов Брюсова,
очаровательных снов Блока просто и непредубежденно подойти ко всем этим "облакам в штанах",
"выжиревшим лакеям на засаленной кушетке", "жилистым громадинам", "глупым воблам воображения"
и т.д., ко всем грубым и неизящным образам книги. <...> Но это, к счастью, самый отвратительный в своей неправильности упрек, который только можно
придумать для истинного художника и творца. <...> Каждое произведение
может оцениваться лишь с точки зрения изобразительности и выразительности, ибо в сущности своей
искусство есть не что иное, как "выражение полноты души художника" (В. Брюсов <...> Иначе как
примирить мрамор Фидия и комедии Аристофана? <...> Что делать, если душа художника и поэта -- уродлива, порочна и безобразна. <...> Вот она:
Я - Площадной
Сутенер и карточный шулер {*}. <...> }
И еще:
Я -- златоустейший,
Чье каждое слово
Душу новородит
Имениннить тело. <...> И после этого следует светлое утверждение:
-- Говорю вам:
Мельчайшая пылинка живого
Ценнее всего, что я сделаю и сделал. <...> Этот "сегодняшнего дня крикогубый Заратустра" находит в себе силы сказать:
Но мне люди,
И те, что обидели
Вы мне всего дороже, ближе
Видели,
Как собака бьющую руку лижет. <...> Искреннею выстраданностью веет от каждой строки книжки, словно смотришь чье-то
окровавленное, изъязвленное сердце. <...> Он признался уже:
Хорошо, когда в желтую кофту <...>
Истинный_лик.pdf
Сергей Буданцев
Истинный лик
(В. В. Маяковский. Облако в штанах. Петроград. 1915 г. стр. 64. Ц. 1 р.)
Текст издания: Млечный путь (Пг.). 1916. No 1. С. 20--22.
Источник: В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.:
РХГА, 2006. (Русский Путь).
OCR Бычков М. Н.
Истинный, подлинный лик чего? "Облака в штанах"? Футуризма -- хулиганства? Желтых кофт,
раскрашенных лиц и непечатной ругани?
Нет. Такой футуризм -- хочется думать -- уже "весь в прошлом". После внимательного,
вдумчивого чтения новой книги Маяковского только заглавием да, пожалуй, нарочитой неряшливостью
издания, напоминающей о прежних днях, приходится сознаться в чрезмерной категоричности, с которой
осуждали футуризм и всех огулом его глашатаев. Очевидно, в последнем осуждении ошиблись.
Маяковский убеждает читателя в настоящей, неоспоримой своей талантливости и прекрасной, правдивой
искренности.
Но трудно после пышных, великолепных строф Бальмонта, чеканных стихов Брюсова,
очаровательных снов Блока просто и непредубежденно подойти ко всем этим "облакам в штанах",
"выжиревшим лакеям на засаленной кушетке", "жилистым громадинам", "глупым воблам воображения"
и т.д., ко всем грубым и неизящным образам книги.
Скажут -- некрасиво.
Но это, к счастью, самый отвратительный в своей неправильности упрек, который только можно
придумать для истинного художника и творца.
Красиво и некрасиво -- нет и не может быть таких понятий в искусстве. Каждое произведение
может оцениваться лишь с точки зрения изобразительности и выразительности, ибо в сущности своей
искусство есть не что иное, как "выражение полноты души художника" (В. Брюсов). Иначе как
примирить мрамор Фидия и комедии Аристофана? Куда отнести Достоевского, три четверти Чехова, Л.
Толстого, Уота Уитмана,Шекспирова Фальстафа? Ведь они некрасивы!
Если бы искусство оценивалось только со стороны "красивости", оно было бы бедно и
бессодержательно, как Ратгауз. К счастью то, что я сейчас говорю, стало почти трюизмом.
Красота в искусстве -- полное соответствие формы и содержания и проистекающая отсюда
единственная убедительность и глубокая непререкаемая правда его. Ибо в противном случае -- искусство
лживо, скудно и жалко. Не искусство это.
Что делать, если душа художника и поэта -- уродлива, порочна и безобразна. Раз он может
выразить ее, он в праве это сделать. Кто захочет, услышит и поймет ее.
Душа В. Маяковского? Вот она:
Я -Площадной
Сутенер
и карточный шулер {*}.
{* Автор намеренно игнорировал знаки препинания. Мне пришлось прибегнуть к собственной
пунктуации. -- С. Б.}
И еще:
Я -- златоустейший,
Чье каждое слово
Душу новородит
Имениннить тело.
И после этого следует светлое утверждение:
Стр.1