В. Ходасевич
Конец Ренаты
---------------------------------------------------------------------------Брюсов
В. Я. Огненный ангел (Сост., вступ. ст., коммент. С. П. Ильёва)
М.: Высш. шк., 1993. - (Б-ка студента-словесника).
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------В
ночь на 23 февраля 1928 года, в Париже, в нищенском отеле нищенского
квартала, открыв газ, покончила с собой писательница Нина Ивановна
Петровская. Писательницей называли ее по этому поводу в газетных заметках.
Но такое прозвание как-то не вполне к ней подходит. По правде сказать, ею
написанное было незначительно и по количеству, и по качеству. То небольшое
дарование, которое у нее было, она не умела, а главное - вовсе и не хотела
"истратить" на литературу. Однако в
жизни литературной Москвы, между
1903-1909 гг., она сыграла видную роль. Ее личность повлияла на такие
обстоятельства и события, которые с ее именем как будто вовсе не связаны.
Однако, прежде, чем рассказать о ней, надо коснуться того, что зовется духом
эпохи. История Нины Петровской без этого непонятна, а то и не занимательна.
* * *
Символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную
биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой,
литературным течением. Все время он порывался стать жизненно-творческим
методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда, но в
постоянном стремлении к этой правде протекла, в сущности, вся его история.
Это был ряд попыток, порой истинно героических, - найти сплав жизни и
творчества, своего рода философский камень искусства. Символизм упорно искал
в своей среде гения, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино. Мы
знаем теперь, что гений такой не явился, формула не была открыта. Дело
свелось к тому, что история символистов превратилась в историю разбитых
жизней, а их творчество как бы недовоплотилось: часть творческой энергии и
часть внутреннего опыта воплощались в писаниях, а часть недовоплощалась,
утекала в жизнь, как утекает электричество при недостаточной изоляции.
Процент этой "утечки" в разных случаях был различен. Внутри каждой
личности боролись за преобладание "человек" и "писатель". Иногда побеждал
один, иногда другой. Победа чаще всего доставалась той стороне личности,
которая была даровитее, сильнее, жизнеспособнее. Если талант литературный
оказывался сильнее - "писатель"
побеждал
"человека".
Если сильнее
литературного таланта оказывается талант жить - литературное творчество
отступало на задний план, подавлялось творчеством иного, "жизненного"
порядка. На первый взгляд, странно, но в сущности последовательно было то,
что в ту пору и среди тех людей "дар писать" и "дар жить" расценивались
почти одинаково.
Выпуская впервые "Будем как солнце", Бальмонт писал, между прочим, в
посвящении: "Модесту Дурнову, художнику, создавшему поэму из своей
личности". Тогда это были совсем не пустые слова. В них очень запечатлен дух
эпохи. Модест Дурнов, художник и стихотворец, в
_искусстве_
прошел
бесследно. Несколько слабых стихотворений, несколько неважных обложек и
иллюстраций - и кончено. Но о жизни его, о личности, слагались легенды.
Художник, создающий "поэму" не в искусстве своем, а в жизни, был законным
явлением в ту пору. И Модест Дурнов был
не одинок. Таких, как он, было
много, - в том числе Нина Петровская. Литературный дар ее был не велик. Дар
жить - неизмеримо больше.
Из жизни бедной и случайной
Я сделал трепет без конца:
она с полным правом могла бы сказать это о себе. Из жизни своей она воистину
сделала бесконечный трепет, из творчества - ничего. Искуснее и решительнее
других создала она "поэму из своей жизни". Надо прибавить: и о ней самой
создалась поэма. Но об этом речь впереди.
* * *
Нина скрывала свои года. Думаю, что она родилась приблизительно в 1880
Стр.1