Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Конец Ренаты

0   0
Первый авторХодасевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID3057
Аннотация"Об авторе (Брюсов Валерий Яковлевич). Воспоминания о Нине Петровской (Ренате ""Огненного ангела"") из книги ""Некрополь""."
Кому рекомендованоОб авторе
Ходасевич, В. Конец Ренаты : Очерк / В. Ходасевич .— : [Б.и.], 1928 .— 6 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/3057 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История Нины Петровской без этого непонятна, а то и не занимательна. <...> * * * Символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. <...> Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. <...> Все время он порывался стать жизненно-творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда, но в постоянном стремлении к этой правде протекла, в сущности, вся его история. <...> Это был ряд попыток, порой истинно героических, - найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. <...> Символизм упорно искал в своей среде гения, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино. <...> Дело свелось к тому, что история символистов превратилась в историю разбитых жизней, а их творчество как бы недовоплотилось: часть творческой энергии и часть внутреннего опыта воплощались в писаниях, а часть недовоплощалась, утекала в жизнь, как утекает электричество при недостаточной изоляции. <...> На первый взгляд, странно, но в сущности последовательно было то, что в ту пору и среди тех людей "дар писать" и "дар жить" расценивались почти одинаково. <...> Выпуская впервые "Будем как солнце", Бальмонт писал, между прочим, в посвящении: "Модесту Дурнову, художнику, создавшему поэму из своей личности". <...> Несколько слабых стихотворений, несколько неважных обложек и иллюстраций - и кончено. <...> Художник, создающий "поэму" не в искусстве своем, а в жизни, был законным явлением в ту пору. <...> Таких, как он, было много, - в том числе Нина Петровская. <...> Из жизни бедной и случайной Я сделал трепет без конца: она с полным правом могла бы сказать это о себе. <...> Из жизни своей она воистину сделала бесконечный трепет, из творчества - ничего. <...> г. Мы познакомились в 1902 г. Я узнал ее уже начинающей беллетристкой. <...> Она нашла себя лишь после того, как очутилась среди символистов и декадентов, в кругу "Скорпиона" и "Грифа". <...> Здесь пытались претворить искусство в дейсвительность, а действительность в искусство. <...> События <...>
Конец_Ренаты.pdf
В. Ходасевич Конец Ренаты ---------------------------------------------------------------------------Брюсов В. Я. Огненный ангел (Сост., вступ. ст., коммент. С. П. Ильёва) М.: Высш. шк., 1993. - (Б-ка студента-словесника). OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------В ночь на 23 февраля 1928 года, в Париже, в нищенском отеле нищенского квартала, открыв газ, покончила с собой писательница Нина Ивановна Петровская. Писательницей называли ее по этому поводу в газетных заметках. Но такое прозвание как-то не вполне к ней подходит. По правде сказать, ею написанное было незначительно и по количеству, и по качеству. То небольшое дарование, которое у нее было, она не умела, а главное - вовсе и не хотела "истратить" на литературу. Однако в жизни литературной Москвы, между 1903-1909 гг., она сыграла видную роль. Ее личность повлияла на такие обстоятельства и события, которые с ее именем как будто вовсе не связаны. Однако, прежде, чем рассказать о ней, надо коснуться того, что зовется духом эпохи. История Нины Петровской без этого непонятна, а то и не занимательна. * * * Символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно-творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда, но в постоянном стремлении к этой правде протекла, в сущности, вся его история. Это был ряд попыток, порой истинно героических, - найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. Символизм упорно искал в своей среде гения, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино. Мы знаем теперь, что гений такой не явился, формула не была открыта. Дело свелось к тому, что история символистов превратилась в историю разбитых жизней, а их творчество как бы недовоплотилось: часть творческой энергии и часть внутреннего опыта воплощались в писаниях, а часть недовоплощалась, утекала в жизнь, как утекает электричество при недостаточной изоляции. Процент этой "утечки" в разных случаях был различен. Внутри каждой личности боролись за преобладание "человек" и "писатель". Иногда побеждал один, иногда другой. Победа чаще всего доставалась той стороне личности, которая была даровитее, сильнее, жизнеспособнее. Если талант литературный оказывался сильнее - "писатель" побеждал "человека". Если сильнее литературного таланта оказывается талант жить - литературное творчество отступало на задний план, подавлялось творчеством иного, "жизненного" порядка. На первый взгляд, странно, но в сущности последовательно было то, что в ту пору и среди тех людей "дар писать" и "дар жить" расценивались почти одинаково. Выпуская впервые "Будем как солнце", Бальмонт писал, между прочим, в посвящении: "Модесту Дурнову, художнику, создавшему поэму из своей личности". Тогда это были совсем не пустые слова. В них очень запечатлен дух эпохи. Модест Дурнов, художник и стихотворец, в _искусстве_ прошел бесследно. Несколько слабых стихотворений, несколько неважных обложек и иллюстраций - и кончено. Но о жизни его, о личности, слагались легенды. Художник, создающий "поэму" не в искусстве своем, а в жизни, был законным явлением в ту пору. И Модест Дурнов был не одинок. Таких, как он, было много, - в том числе Нина Петровская. Литературный дар ее был не велик. Дар жить - неизмеримо больше. Из жизни бедной и случайной Я сделал трепет без конца: она с полным правом могла бы сказать это о себе. Из жизни своей она воистину сделала бесконечный трепет, из творчества - ничего. Искуснее и решительнее других создала она "поэму из своей жизни". Надо прибавить: и о ней самой создалась поэма. Но об этом речь впереди. * * * Нина скрывала свои года. Думаю, что она родилась приблизительно в 1880
Стр.1