Характеристика понятия художественного метода Прежде чем приступить к научному анализу эстетической природы художественного метода, дадим характеристику понятию «художественный метод» как эстетической категории. <...> Равно как и само понятие «эстетика» появилось у второстепенного немецкого философа Баумгартена лишь в XVIII веке, – однако нет основания думать, что эстетики не было раньше. <...> Вторая группа определений видит в художественном методе принципы эстетического отношения искусства к действительности. <...> Еще более трудно в рамках этой концепции понять, как наличие двух противоположных систем мировоззрения – философского идеализма и материализма – могло породить в искусстве такое богатство художественных методов: классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, социалистический реализм и т. д. <...> Отправным пунктом может послужить здесь гегелевское определение природы всякого метода. <...> Под методом мы можем понимать способ мышления, то есть совокупность наиболее общих форм мышления и связанных с ними объективных требований, необходимых для того или иного вида освоения действительности, для той или иной сферы познания и практической деятельности. <...> Метафизический и диалектический методы в философии, аналитический и синтетический, дедуктивный и индуктивный методы в науке есть определенные способы научного мышления, а художественный метод – определенный способ образного мышления. <...> О методе как о повторении в мышлении особенностей действительности говорил А. И. Герцен. <...> Художественный метод как аналог предмета искусства Традиционный взгляд на природу метода был продолжен и развит марксизмом. <...> Художественный же метод есть аналог предмета искусства2 . <...> Эстетические качества действительности, становясь в непосредственном процессе художественного творчества существенными моментами содержания искусства, откристаллизовываются в особые формы «образного мышления», которые и являются <...>
Художественный_метод_в_содержании_и_технологиях_педагогического_образования_.pdf
УДК 378.147 (075.8)
ББК 74.58 я73
С 41
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Ситникова О. В.
С 41
Художественный метод в содержании и технологиях педагогического
образования: учебное пособие. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2014. – 137 с.
Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
к подготовке студентов и содержит необходимый теоретический и
методический материал, раскрывающий основы эффективной организации
психолого-педагогической деятельности посредством художественного
метода в условиях современного образовательного
учреждения. В структуру пособия включено: теоретико-методическое
содержание курса, вопросы для дидактической рефлексии, приложения
(текстовое и цифровое) и литературу.
УДК 378.147 (075.8)
ББК 74.58 я73
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор Т. Н. Таранова,
д-р пед. наук, профессор С. В. Бобрышов
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...............................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
МЕТОДА.............................................................................................................5
Тема 1. Философские основы художественного метода.........................5
Тема 2. Система эстетических категорий.................................................13
Тема 3. Художественное мышление как условие создания
художественно-педагогической ситуации...............................................25
Тема 4. Художественная сфера личности.................................................44
Тема 5. Культурологическое содержание личностно-развивающего
гуманитарного образования........................................................................52
Тема 6. Педагогическая деятельность как эстетический феномен
и как вид практического искусства..........................................................57
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА ПО ПРИНЦИПАМ СОЗДАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.............................................65
Тема 1. Корреляция художественного и педагогического методов
(художественный метод как педагогический)........................................65
Тема 2. Закономерности создания художественно-педагогического
произведения...................................................................................................75
Тема 3. Роль художественной детали в педагогическом
взаимодействии..............................................................................................98
Тема 4. Процесс эмиграции личности в художественный образ.....102
Тема 5. Педагогические экскурсии в художественные образы.........106
Тема 6. Педагогические импровизации..................................................109
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ..............................................112
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................115
136
Стр.136