Н. М. КОЛЫЧЕВ, В. В. СЕМЧЕНКО, Г. Г. ЛЕВКИН, Е.В. СОСНОВСКАЯ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А. <...> СТОЛЫПИНА» ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» БУ ВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Н. М. КОЛЫЧЕВ, В. В. СЕМЧЕНКО, Г. Г. ЛЕВКИН, Е. В. СОСНОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ О ЛЕКЦИИ Учебное пособие 4-е издание, исправленное и дополненное Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для преподавателей высших учебных заведений Омск 2015 1 УДК 37.091.39 ББК 74.58 К 61 Рецензенты: профессор ФГБОУ ВПО «Сибирская автомобильнодорожная академия», доктор педагогических наук В.П. Пустобаев; профессор ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», доктор биологических наук О.З. Мкртчан. <...> При этом необходимо уделять внимание не только формальной стороне образовательного процесса (соответствие учебных программ государственным образовательным стандартам), но и методике работы преподавателей при проведении ими аудиторных занятий (организации и технологии учебного процесса). <...> 7 С точки зрения менеджмента оперативный уровень в образовании – это работа преподавателя в аудитории и организация внеаудиторной работы студентов, планирование и организация деятельности, контроль уровня усвоения учебной информации, формирования умений и навыков. <...> Каждый преподаватель знает, что нет двух одинаковых студенческих групп, поэтому каждый раз в начале семестра или учебной дисциплины необходимо понять возможности и потенциал студентов, и в соответствии с этим определить методику преподавания и контроля знаний, а также возможность прочтения им нетрадиционных видов лекций. <...> Учебное пособие «Лекция о лекции» разработано в соответствии с требованиями высшей школы к проведению лекционных занятий. <...> Основная <...>
Лекция_о_лекции_учебное_пособие._4-е_издание.pdf
УДК 37.091.39
ББК 74.58
К 61
Рецензенты: профессор ФГБОУ ВПО «Сибирская автомобильнодорожная
академия», доктор педагогических наук В.П. Пустобаев;
профессор ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический
университет», доктор биологических наук О.З. Мкртчан.
К 61
Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В.
Лекция о лекции: учебное пособие - 4-е изд., испр. и доп. – Омск: ГП
Омская областная типография, 2015. – 152 с.: ил
Библ. - 96
ISBN 978-5-87367-192-2
Учебное пособие предназначено, прежде всего, для лекторов и
преподавателей высшей школы, а также для аспирантов, докторантов,
соискателей и студентов. Полагаем, что «Лекцию о лекции» с
пользой для себя прочтут и научные сотрудники, а также ассистенты,
самостоятельно не читающие лекции.
Литературный редактор: Н.Н. Храбрунова.
Рисунки А.В. Товкес.
УДК 37.091.39
ББК 74.58
ISBN 978-5-87367-192-2
© Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В., 2015
© ФГБОУ ВПО «ОмГАУ им. П.А. Столыпина», 2015
© ГП «Омская областная типография», 2015
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………..4
Введение …………………………………………………………….…...7
Лекция в учебном процессе вуза …………………………………..….11
Какими качествами должны обладать лектор?................................….13
Формирование умения студентов слушать лекцию.............................37
Сторонники и противники лекции …………..………………………..40
Требования к современной вузовской лекции …………………….... 48
Специфика и особенности вузовской лекции ………………………...51
Отношение студентов к лекции, как форме учебных занятий…….....73
Продуктивные методы обучения……………………………………....76
Нетрадиционные виды лекции, особенности их организации и
проведения…………………………………………………………..…..79
Лекции и дистанционное обучение …………..………………..……..98
Каким должен быть педагог-лектор при дистанционном
обучении..................................................................................................104
Восприятие студентами информационных технологий при
обучении..................................................................................................109
Информационная культура…………………………………………....112
Анализ качества лекционной работы………………………………...115
Использование электронного журнала для текущего и итогового
контроля усвоения .................................................................................117
Экзамены……………………………………………………………….124
Заключение…………………………………………………………….129
Библиографический список………………………….……………….133
Сведения о творческом коллективе ………………………………....145
3
Стр.4