Министерство образования и науки Росcии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологичеcкий университет» И.Д. Муталапов ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ В УЧЕБНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГРАХ Монография Казань Издательство КНИТУ 2013 УДК 802.0:378.14 ББК 81.2 Англ – 923 Научный редактор: Л.З. Рязапова, кандидат технических наук Рецензенты: доктор педагогических наук Л.Л. Салехова кандидат филологических наук А.Р. Биктимирова Муталапов И.Д. <...> Формирование профессиональных коммуникативных компетенций инженеров-технологов в учебных деловых играх : монография / И.Д. Муталапов; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. <...> Теоретически обоснована и экспериментально проверена дидактическая модель практических занятий по дисциплине «Английский язык» с интегрированными в их структуру модулями учебных деловых игр c профессиональным содержанием. <...> С позиции компетентностного подхода идет переосмысление целей и задач ориентации будущих инженеров-технологов на формирование ключевых компетенций – целостной системы универсальных и профессиональных знаний, умений, навыков решения значимых и практически важных для личности и общества задач. <...> Эти подходы определили основу изучения и анализа системы дидактических технологий вузовского обучения. <...> При личностно-ориентированном подходе обучения иностранному языку особую роль играют темы с текстовыми материалами для обсуждения с содержанием, учитывающим профессиональные интересы и способствующим формированию языковой компетенции будущего специалиста. <...> В то же время изучение состояния процесса формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции будущего инженера актуализирует повышение качества обучения иностранным языкам в вузе. <...> Имеющиеся затруднения в изучении английского языка <...>
Формирование_профессиональных_коммуникативных_компетенций_инженеров-технологов_в_учебных_деловых_играх.pdf
УДК 802.0:378.14
ББК 81.2 Англ – 923
Научный редактор:
Л.З. Рязапова,
кандидат технических наук
Рецензенты:
доктор педагогических наук
Л.Л. Салехова
кандидат филологических наук
А.Р. Биктимирова
Муталапов И.Д.
Формирование
профессиональных
коммуникативных
компетенций инженеров-технологов в учебных деловых играх :
монография / И.Д. Муталапов; М-во образ. и науки России, Казан.
нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. – 176 с.
ISBN 978-5-7882-1537-2
результаты исследования по
приоритетности учебных
профессиональных
В монографии представлены теоретические положения и
выявлению и обоснованию
в формировании
будущих
деловых игр
коммуникативных
компетенций
инженеров-технологов. Теоретически обоснована и экспериментально
проверена дидактическая модель практических занятий по
дисциплине «Английский язык» с интегрированными в их структуру
модулями учебных деловых игр c профессиональным содержанием.
Материалы монографии могут быть использованы в практике
преподавания других иностранных языков в технических вузах,
системе повышения квалификации.
ISBN 978-5-7882-1537-2
© Муталапов И.Д., 2013
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2013 .
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................................................................... 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ АКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ДИДАКТИКЕ ................................................................................ 7
1.1. Историко-теоретический анализ развития технологий активизации
образовательного процесса в ............................................................................................. 7
1.2. Актуализация выбора эффективных технологий
активизации обучения в вузе в компетентностном формате ......................................... 25
Глава II ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРОВ - ТЕХНОЛОГОВ В ПРОЦЕСЕ ИЗУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ................................................................................................. 40
2.1. Обучающий потенциал деловых игр в формировании профессиональных
коммуникативных компетенций будущих инженеров технологов ............................... 40
2.2. Детерминанты реализации дидактического потенциала учебных
деловых игр и формирования профессиональных коммуникативных компетенций
инженеров-технологов ...................................................................................................... 64
Глава III РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
УЧЕБНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ............................................................................................ 78
3.1. Проектирование модели практических занятий с модулями учебных
деловых игр профессионально ориентированного языкового содержания
по учебной дисциплине «Английский язык» .................................................................. 78
3.2. Ход и результаты эксперимента по реализации модели практических
форм организации занятий с модулями учебных деловых игр в формировании
профессиональных коммуникативных компетенций инженеров-технологов
на английском языке ....................................................................................................... 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 140
ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................................... 145
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 161
175
Стр.175