Большое внимание уделено деятельности руководителя коллектива по его эффективному функционированию. <...> ISBN 978-5-7882-1334-7 © Хасанова Г.Б., Исхакова Р.Р., 2012 © Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012 2 ВВЕДЕНИЕ Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей глубокого изучения современных методов, форм организации работы и управления производственными коллективами. <...> Таким образом, управленческая деятельность руководителя трудового коллектива является трудно программируемой, связана со значительной степенью ответственности. <...> Изучив данный курс, студент должен знать: основные функции руководителя коллектива; условия, необходимые для организации работы коллектива; основные критерии отбора; основы разрешения и предупреждения конфликтов в трудовых коллективах, иметь навыки делового общения. <...> Содержательная характеристика трудового коллектива Человек нуждается в общении с другими людьми. <...> Человеческая трудовая деятельность осуществляется в трудовой среде. <...> Поэтому под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе. <...> Трудовая среда включает физические факторы – это воздух, температура, влажность, освещение, трудовое оформление, уровень шума и т.д., а также технико-технологические факторы – это средства труда, предметы труда и технологический процесс. <...> Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. <...> Следующим признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления <...>
Психология__управления_трудовым_коллективом.pdf
УДК 572
Печатается по рекомендации Ученого совета
факультета социотехнических систем
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор И.И. Галимзянова;
канд. психол .наук Ф.С. Мусин
Хасанова Г.Б.
Психология управления трудовым коллективом : учебное пособие /
Г.Б. Хасанова, Р.Р. Исхакова; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед.
технол. ун-т. – Казань :Изд-во КНИТУ, 2012. – 260 с.
ISBN 978-5-7882-1334-7
Рассмотрено понятие «трудовой коллектив», дана его характеристика, условия
формирования и развития. Большое внимание уделено деятельности руководителя
коллектива по его эффективному функционированию. Отдельные
разделы посвящены обучению персонала и культуре делового общения.
Представлен практикум, включающий опросники, тесты, деловые игры,
ситуационные задачи.
Предназначено для студентов бакалавриата, магистратуры, слушателей
системы послевузовского образования. Может быть полезно широкому кругу
читателей.
ISBN 978-5-7882-1334-7
© Хасанова Г.Б., Исхакова Р.Р., 2012
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2012
2
Стр.2
75. Чуркина, М. Управленческая эффективность руководителя / М. Чуркина,
Н. Жадько. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 236 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА....................................... 5
1.1. Содержательная характеристика трудового коллектива .................................................. 5
1.2. Социальная характеристика трудового коллектива ........................................................ 17
1.3. Социально-психологическая характеристика коллектива .............................................. 24
1.4. Формирование коллектива ............................................................................................... 39
1.5. Развитие коллектива ......................................................................................................... 46
РАЗДЕЛ 2. РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА 61
2.1. Общая характеристика деятельности руководителя ....................................................... 61
2.2. Стили руководства трудовым коллективом .................................................................... 71
2.3. Руководитель – организатор трудового коллектива ....................................................... 79
2.4. Личность руководителя как фактор эффективности работы коллектива ...................... 99
2.5. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений........................... 114
2.6. Конфликт в трудовом коллективе как объект управления ........................................... 123
2.7. Управление конфликтами в коллективе ........................................................................ 142
РАЗДЕЛ 3. Обучение персонала: принципы, основные требования, методы ........................ 165
РАЗДЕЛ 4. Культура делового общения. Культура и этика деловых отношений ................. 188
ПРАКТИКУМ ........................................................................................................................... 208
1. Социально-психологическая характеристика трудового коллектива ............................. 208
«СПСК» – социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова) ....... 209
Изучение СПК организации (методика А.Н. Лутошкина) ...................................................... 211
Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А.
С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто) .................................................................................................. 214
2. Создание и развитие трудового коллектива ..................................................................... 217
Определение индекса групповой сплоченности (методика Сишора) ..................................... 217
Деловая игра «Формирование коллектива» ............................................................................. 218
3. Стили руководства трудовым коллективом ..................................................................... 220
Методика диагностики стиля руководства трудовым коллективом (А.Л. Журавлев) ........... 220
Игра «Стили лидерства» ........................................................................................................... 229
4. Личность руководителя как фактор эффективности работы коллектива ....................... 230
Деловая игра «Моделирование личностно-деловых качеств современного руководителя» . 230
Тест: «Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?» ........................................................................ 231
Технология разработки индивидуальной программы профессионально-личностного
саморазвития ............................................................................................................................. 232
4. Принятие решений руководителем как процесс и как методика .................................... 235
Тренинг креативности .............................................................................................................. 235
Тест на творческое решение задач ........................................................................................... 237
5. Конфликты в трудовом коллективе .................................................................................. 238
Ситуационные задачи ............................................................................................................... 238
Тест «Конфликтная личность» ................................................................................................. 242
Занятие «Конфликты в организациях» .................................................................................... 244
6. Культура делового общения. Культура и этика деловых отношений ............................. 250
«Качества, важнейшие для межличностного общения: эмпатия, доброжелательность,
аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие
чувства, конфронтация, самопознание» ................................................................................... 250
258
Стр.258
Тест «Умеете ли вы слушать?» ................................................................................................ 251
Тест: «Что значит для вас деловой этикет» ............................................................................. 252
Упражнение «Деловое совещание» .......................................................................................... 253
Упражнение «Испорченный телефон» ..................................................................................... 253
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА....................................................................................... 254
259
Стр.259