Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Открытые многоканальные системы дифференцированного обслуживания поликомпонентных потоков (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТитовцев Антон Сергеевич
ИздательствоКНИТУ
Страниц19
ID302510
АннотацияЦель работы заключается в разработке методов и алгоритмов организации обслуживания в системах массового обслуживания нового типа – открытых системах дифференцированного обслуживания поликомпонентных потоков, применимых для различных областей: телекоммуникаций, сферы обслуживания и др.
УДК519.872
ББК22.18
Титовцев, А.С. Открытые многоканальные системы дифференцированного обслуживания поликомпонентных потоков : автореф. дис. ... канд. техн. наук / А.С. Титовцев .— Казань : КНИТУ, 2011 .— 19 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302510 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ТИТОВЦЕВ Антон Сергеевич ОТКРЫТЫЕ МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛИКОМПОНЕНТНЫХ ПОТОКОВ 05.13.18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Казань – 2011 Работа выполнена на кафедре Интеллектуальных систем и управления информационными ресурсами Казанского государственного технологического университета. <...> Научный руководитель: доктор физико-математических наук, профессор Кирпичников Александр Петрович Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Крылов Владимир Владимирович доктор технических наук, профессор Ахмадиев Фаил Габдулбарович Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Защита состоится «27» мая 2011 г. в 14 час. <...> В настоящее время всё чаще возникают задачи, связанные с обслуживанием потоков требований случайного характера. <...> Научный подход к задачам массового обслуживания стал применяться тогда, когда подобные проблемы стали возникать в технических системах, так как в этом случае требовалась высокая точность и экономическая эффективность решения. <...> Возникнув в связи с проблемами телефонии, теория массового обслуживания нашла применение в других областях человеческой деятельности. <...> За время существования теории массового обслуживания проделано немало трудов в различных её направлениях. <...> Особый практический интерес представляют модели массового обслуживания, являющиеся комбинациями ранее изученных моделей, поскольку подобные модели наиболее полно описывают реальные объекты. <...> В этой связи в настоящей работе были изучены комбинированные системы 3 обслуживания, в которых имеют место отказы, ожидания, а также ограничения на длину очереди. <...> Цель работы заключается в разработке методов и алгоритмов организации обслуживания в системах массового <...>
Открытые_многоканальные_системы_дифференцированного_обслуживания_поликомпонентных_потоков.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. В настоящее время всё чаще возникают задачи, связанные с обслуживанием потоков требований случайного характера. Подобные задачи возникали всегда, однако в простейших случаях они решались без применения методов математического моделирования. Научный подход к задачам массового обслуживания стал применяться тогда, когда подобные проблемы стали возникать в технических системах, так как в этом случае требовалась высокая точность и экономическая эффективность решения. Возникнув в связи с проблемами телефонии, теория массового обслуживания нашла применение в других областях человеческой деятельности. За время существования теории массового обслуживания проделано немало трудов в различных её направлениях. Примечательно, что большинство исследований в этой области было связано с решением конкретных прикладных задач. По мере роста технического прогресса появляются новые области приложений этой теории, такие как телекоммуникации, транспорт, сфера обслуживания населения и др. Обзор научных статей в данной области за последние годы показывает, что работы ученых этого времени были ориентированы на решение задач в области телекоммуникации. Однако в последнее время в связи с развитием рынка в России появляется все большее количество различного рода товаров и услуг, и возникают проблемы, связанные с организацией пунктов торговли и обслуживания населения, таких как супермаркеты, торговые базы, оптовые рынки. Для решения подобных задач целесообразно использовать методы теории массового обслуживания, основанные на математическом аппарате теории случайных процессов и цепей Маркова. Несмотря на появление программных средств имитационного моделирования случайных процессов на ЭВМ, аналитическое моделирование систем массового обслуживания остается актуальным, поскольку только аналитическое решение обладает общностью результата и позволяет предсказать характер поведения системы при любых изменениях параметров модели. Сложность аналитических методов не позволяет решать с их помощью любые задачи массового обслуживания, однако, круг задач, решаемых аналитически, весьма широк. Для решения практических задач достаточно рассмотреть системы весьма общей структуры в стационарном режиме функционирования. Особый практический интерес представляют модели массового обслуживания, являющиеся комбинациями ранее изученных моделей, поскольку подобные модели наиболее полно описывают реальные объекты. Однако в литературе комбинированные модели массового обслуживания почти не изучены, а близкие к ним модели обслуживания с различными ограничениями рассмотрены весьма поверхностно. В частности, в трудах Коэна (Cohen, J.W.: Certain Delay Problems for a Full Availability Trunk Group Loaded by Two Sources, Commun. News, vol. 16, pp. 105– 113, 1956.) приводятся лишь вероятностные характеристики для многоканальной модели обслуживания – комбинации классической модели и модели Эрланга. В этой связи в настоящей работе были изучены комбинированные системы 3
Стр.3
обслуживания, в которых имеют место отказы, ожидания, а также ограничения на длину очереди. Цель работы заключается в разработке методов и алгоритмов организации обслуживания в системах массового обслуживания нового типа – открытых системах дифференцированного обслуживания поликомпонентных потоков, применимых для различных областей: телекоммуникаций, сферы обслуживания и др. Методом исследования является математическое моделирование с применением математического аппарата теории вероятностей, теории случайных процессов, включая аппарат непрерывных цепей Маркова. Имитационное моделирование систем массового обслуживания данного типа осуществлялось с использованием инструментального средства GPSS World, основанного на методе Монте-Карло. Достоверность научных результатов обеспечивается математической строгостью и корректностью постановок задач, выполнения выкладок, а также хорошим совпадением полученных решений с результатами имитационного моделирования и с известными частными решениями других авторов. В работе применены строгие математические методы, в том числе методы теории вероятностей, теории случайных процессов и непрерывных цепей Маркова, методы имитационного моделирования, а также методы численного решения систем алгебраических уравнений. Научная новизна. Впервые изучены открытые многоканальные системы массового обслуживания (СМО) с входным потоком, содержащим требования разных типов: для одних имеет место ожидание до наступления обслуживания, для других действуют ограничения на длину очереди, третьи получают отказ в обслуживании в случае отсутствия свободного обслуживающего устройства. Потоки такого рода предложено называть поликомпонентными потоками заявок. Введены новые вероятностные характеристики, использование которых значительно упрощает процедуру математического моделирования таких СМО. Разработана программа имитационного моделирования и численный алгоритм организации обслуживания в СМО данного типа. Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты применимы в телекоммуникационных, транспортных системах, в логистике, на производстве, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания населения и других областях, где имеют место проблемы, связанные с обслуживанием потоков различного рода требований случайного характера. Результаты диссертационной работы могут быть полезны при разработке проектов строительства новых и реконструкции существующих объектов, работающих по принципу систем массового обслуживания. Подобные математические модели, во-первых, позволяют оценить производительность проектируемой системы при известной ее структуре, сделать выводы о целесообразности модернизации системы; во-вторых, дают возможность рассчитать необходимое число обслуживающих устройств в системе на этапе проектирования, достаточное для получения требуемой производительности. 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ