Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Философские науки  / №9 2014

РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССЕРЛЯ К МЕРЛО-ПОНТИ (150,00 руб.)

0   0
АвторыА.А. ЧИКИН
Страниц14
ID302218
АннотацияПроблема понимания тела в феноменологической философии ХХ в. позволяет не только наглядно представить трансформации исследовательских программ от- дельных мыслителей, но и объяснить механизмы развития самой феноменологии в разных национальных традициях. Рассмотренная через призму этой проблемы «Структура поведения» МерлоПонти показывает, как философ принимает и из- меняет психологические идеи и в каком направлении он ведет феноменологию. Его исследовательская программа – обращение к конкретному существованию человека и его живому опыту.
РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССЕРЛЯ К МЕРЛО-ПОНТИ / А.А. ЧИКИН // Философские науки .— 2014 .— №9 .— URL: https://rucont.ru/efd/302218 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 9/2014 Историко-философский экскурс РАЗВИТИе ПРОБЛеМЫ ТеЛеСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССеРЛЯ К МеРЛОПОНТИ А.А. <...> ЧИКИН В феноменологической философии ХХ в. есть одна проблема, развитие которой позволяет не только наглядно показать трансформации исследовательских программ отдельных мыслителей, но и объяснить механизмы развития самой феноменологии в разных национальных традициях. <...> В данной статье будет показано, что мотивировало ее разработку в философии основателя феноменологического движения, Эдмунда Гуссерля, а также какие идеи Гуссерля вдохновляли затем французскую феноменологию. <...> Для Гуссерля проблематика телесного опыта становится необычайно важной с переходом к трансцендентальной феноменологии. <...> Мы с полным правом могли бы сказать, что «телесность» – проблема того же уровня важности, что и «интерсубъективность», «жизненный мир» и др. <...> Качественное различение типов психических фактов в реальном телесном присутствии (leibhaft) и в воображенном вероятном (glaubhaft), конституирование вещи в пространстве, т.е. теоретикопознавательные задачи, например, необходимость очищения теории познания от психологизма, на наш взгляд, – это тот контекст, в котором живое тело создает проблемы для феноменологического метода и в котором последний признает его особый статус. <...> Живое тело субъекта становится для Гуссерля позднего периода, в «Картезианских медитациях», основой конституирования субъективного и интерсубъективного опыта. <...> Субъективная телесность «Картезианских медитаций» 29 Развитие феноменологических идей в герменевтическом повороте, начиная с Хайдеггера, приводит к позиции, отличной от позиции Гуссерля: субъект оказывается изначально вброшенным в свой опыт, находит себя в нем, разбирается в своем опыте, но не конституирует его. <...> Гуссерль же не видел иной возможности, кроме развития картезианского пафоса, хотя во многом выступал антикартезианцем в описании субъектобъектных отношений. <...> Гуссерль <...>