ФН – 9/2014 Историко-философский экскурс РАЗВИТИе ПРОБЛеМЫ ТеЛеСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССеРЛЯ К МеРЛОПОНТИ А.А. <...> ЧИКИН В феноменологической философии ХХ в. есть одна проблема, развитие которой позволяет не только наглядно показать трансформации исследовательских программ отдельных мыслителей, но и объяснить механизмы развития самой феноменологии в разных национальных традициях. <...> В данной статье будет показано, что мотивировало ее разработку в философии основателя феноменологического движения, Эдмунда Гуссерля, а также какие идеи Гуссерля вдохновляли затем французскую феноменологию. <...> Для Гуссерля проблематика телесного опыта становится необычайно важной с переходом к трансцендентальной феноменологии. <...> Мы с полным правом могли бы сказать, что «телесность» – проблема того же уровня важности, что и «интерсубъективность», «жизненный мир» и др. <...> Качественное различение типов психических фактов в реальном телесном присутствии (leibhaft) и в воображенном вероятном (glaubhaft), конституирование вещи в пространстве, т.е. теоретикопознавательные задачи, например, необходимость очищения теории познания от психологизма, на наш взгляд, – это тот контекст, в котором живое тело создает проблемы для феноменологического метода и в котором последний признает его особый статус. <...> Живое тело субъекта становится для Гуссерля позднего периода, в «Картезианских медитациях», основой конституирования субъективного и интерсубъективного опыта. <...> Субъективная телесность «Картезианских медитаций» 29 Развитие феноменологических идей в герменевтическом повороте, начиная с Хайдеггера, приводит к позиции, отличной от позиции Гуссерля: субъект оказывается изначально вброшенным в свой опыт, находит себя в нем, разбирается в своем опыте, но не конституирует его. <...> Гуссерль же не видел иной возможности, кроме развития картезианского пафоса, хотя во многом выступал антикартезианцем в описании субъектобъектных отношений. <...> Гуссерль <...>