ББК 86.372я5 В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьёв
свящ. Александр Мазырин, д-р церковной истории, канд. ист. наук, доцент
свящ. Андрей Постернак, канд. ист. наук, доцент
А. Д. Шмелев, д-р филол. наук
Н. Ю. Сух К. Ф. Ханник, д-р филологии, проф.
С. П. Карпов, акаРЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
ова, д-р ист. наук, д-р церковной истории, доцент
прот. Константин Польсков, канд. филос. наук, доцент
Д. В. Фролов, член-кор. РАН, д-р филол. наук, проф.
В. А. Попков, д-р пед. наук, проф.
В. Г. Безрогов, д-р пед. наук, проф.
Н. Л. Селиванова, д-р пед. наук, проф.
А. Л. Баталов, д-р иск., проф.
С. Ю. Дивногорцева, д-р пед. наук, доцент
И. В. Егоров, канд. психол. наук, доцент
Н. И. Лифинцева, д-р пед. наук
И. В. Метлик, д-р пед. наук
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
С. И. Абрамов, канд. пед. наук
Т. В. Склярова, д-р пед. наук, доцент (научный редактор)
С. В. Феликсов, канд. филол. наук
Т. И. Петракова, д-р пед. наук, проф.
Л. С. Подымова, д-р пед. наук
Л. Ф. Шеховцова, д-р психол. наук, проф.
Т. Т. Щелина, д-р пед. наук, проф.
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISSN 2409-5001 (Online)
ISSN 1991-6493 (Print)
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2015
демик РАН, д-р ист. наук, проф.
Стр.3
Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 3 (38). 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СКВОРЦОВ П. М.
Формирование познавательных универсальных учебных действий
з в ходе проведения учащимися начальной школы наблюдений
ТАГУНОВА И. А., СЕЛИВАНОВА Н. Л., ИСАЕВА М. А.
в ангТеоретико-методологические ориентиры моделей воспитания
а сезонными изменениями в природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
лоязычных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
ГАНИНА Н. А.
Труды Ноткера Немецкого как учебные тексты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
БЕЛЕНЧУК Л. Н.
Средние века — сердце европейского просвещения:
История и методология изучения средневековой педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
КРИВЦОВА С. В.
Духовность в школе: феноменологический взгляд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
ФЕНОМЕН «ЗАБОТЫ О СЕБЕ» В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
ЭТИКА ПРЕБЫВАНИЯ С СОБОЮ:
Предисловие к рубрике. Забота о себе как этическая, педагогическая
и психологическая реальность (В. Г. Безрогов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3
Стр.4
Содержание
ПОЛЯКОВА М. А.
Место cura sui в западных концепциях образования
(παιδεĩα, humanitas, Bildung) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
КОЗЛОВА М. А., КОШЕЛЕВА Н. В.
Забота о себе и о Другом как моральная установка:
междисциплинарный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
КАЗАКОВА А. Ю.
Благотворительные и потребительские установки калужан . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
ПИЧУГИНА В. К., БЕЗРОГОВ В. Г.
Образование и забота о себе в эпоху метамодерна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Стр.5
CONTENTS
RESEARCH: PEDAGOGICAL SCIENCE
PROBLEMS OF EDUCATION
SKVORTSOV P.
The formation of a cognitive universal educational actions in the process
of observing seasonal changes in the nature of primary school students . . . . . . . . . . . . . . . 9
PROBLEMS OF UPBRINGING
TAGUNOVA I., SELIVANOVA N., ISAEVA M.
Theoretical and Methodological Base for Social Education Models
in English Speaking Countries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
HISTORY OF PEDAGOGICS
GANINA N.
Works by Notker as educational texts . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
BELENCHUK L.
The Middle Ages — heart of European education. History and the methodology
of the study of medieval pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
STUDYING RELIGION AT SCHOOL
KRIVTSOVA S.
Spirituality in the school: a phenomenological view . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
RESEARCH: PSYCHOLOGY
CARE OF THE SELF IN PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY:
ETHICS AND BEEING WITH THE SELF
PA short introduction to the section. Care of the Self as a Reality in Ethics,
5
edagogics, and Psychology (V. Bezrogov) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Стр.6
Contents
POLYAKOVA M.
The ‘cura sui’ idea in the Western educational concepts
(παιδεĩα, humanitas, Bildung) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
KOZLOVA M. , KOSHELEVA N.
Care of the Self and of the Another as a moral attitude:
an interdisciplinary approach . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
KAZAKOVA A.
Charities and consumer attitudes of Kaluga residents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
PICHUGINA V., BEZROGOV V.
Education and Care of the Self in Metamodern and Metamodernism . . . . . . . . . . . . . . .116
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Стр.7