Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву и особенности почитания святого в конце XVI в. <...> На северной стене размещена композиция «Источник Премудрости Иоанна Златоуста», в основу которой положен эпизод из жития святого. <...> Характерно, что обе композиции построены абсолютно симметрично, включая присутствие инспиратора Григория Богослова — апостола Иоанна и фигуру слуги, выглядывающего из-за занаПрорись сопроводительной надписи на композиции «Источник Премудрости св. <...> Григория Богослова» 9 Прорись сопроводительной надписи на композиции «Источник Премудрости св. <...> 42–120 МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ С ЦЕЛЬЮ СОСТАВЛЕНИЯ КОКИЗНИКА ЗНАМЕННОГО РОСПЕВА НА ПРИМЕРЕ ПОПЕВКИ «КОЛЕСО» 1 В. Ю. ГРИГОРЬЕВА (ПЕРЕЛЕШИНА) В статье устанавливается правильное прочтение попевки «колесо» в 4 м, 3-м и 7-м гласах, а также выявляются особые случаи ее розвода во 2-м, 5-м и 8-м гласах. <...> Определены методы работы с источниками, необходимые для получения достоверной и обоснованной расшифровки тайнозамкненной графики попевок. <...> Материалом для работы послужили крюковые и двознаменные певческие книги XV– XX вв., а также ряд теоретических руководств XVII–XX вв. <...> Также в ходе исследования были впервые установлены факты, показывающие недостаточный уровень знания попевочного словаря писцами двознаменных рукописей. <...> В настоящее время крайне актуальной проблемой русской музыкальной медиевистики является составление полного кокизника знаменного роспева — свода его текстомелодических единиц2 1 Методология составления кокизника выработана совместно с Д. А. Григорьевым. <...> Термином попевка мы обозначаем мелодическое ядро попевки вне связи с конкретным текстом песнопения (т. е. без «привязки» к конкретным словам), но с учетом закономерностей взаимодействия напева и текста. <...> Методы работы с источниками с целью составления кокизника. <...> Применение термина «строка» в 1-м и 2-м значениях зависит в поморских азбуках от того, важен ли подвод для определения <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№1_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. А. Салтыков
свящ. К. Польсков
свящ. А. Постернак
свящ. А. Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
д-р иск. свящ. Стефан Ванеян
д-р иск. А. Л. Баталов
д-р иск. М. В. Богомолова
канд. иск. А. Н. Мясоедов
канд. иск. В. Д. Сарабьянов
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко,
канд. иск. О. Н. Соколова
Ответственный РЕДАКТОР
канд. иск. О. Н. Соколова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0630-8
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства», выпуск 1 (4), 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
САРАБЬЯНОВ В. Д.
Тема передачи Божественной Премудрости в росписях Спасской церкви
Евфросиньева монастыря в Полоцке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ЦАРЕВСКАЯ Т. Ю.
Целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца и его проявление
в новгородском искусстве XIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
ГРИГОРЬЕВА (ПЕРЕЛЕШИНА) В. Ю.
Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного
роспева на примере попевки «колесо» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
БАТАЛОВ А. Л.
Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву и особенности
почитания святого в конце XVI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
ЗОСИМ О. Л.
Западноевропейские богородичные песни в восточнославянском
репертуаре XVII–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
СНАЗИНА В. Б.
Альбомы Теофиля Готье «Художественные сокровища древней
и новой России: Исаакиевский собор» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ПЛОТНИКОВА Н. Ю.
Композитор XVIII века Николай Бовыкин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
ПУБЛИКАЦИИ
БОВЫКИН Н.
«Служба Преждеосвященная». Публ. и коммент. Н. Ю. Плотниковой . . . . . . . . . 199
ХРОНИКА
XXI Ежегодная Международная богословская конференция . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Стр.3