Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе . <...> Азы культурной грамоты на форзацах учебника по чтению 2000-х гг. <...> Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений . <...> Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста . <...> Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учебными заведениями в середине — конце XIX в. <...> 7–12 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ1 Т. В. СКЛЯРОВА В статье рассматриваются теоретические подходы к преподаванию религиозной культуры в современной школе на примере предмета «Основы православной культуры»; охарактеризованы общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры; сформулированы особенные принципы преподавания православной культуры — христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости. <...> Но самый ценный источник информации — это живые сви1 Доклад, прочитанный на Педагогической секции Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ 20 января 2012 г. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. <...> Таким образом, мировоззренческое и этическое разнообразие религиозных культур оказалось сведенным к прикладной этике. <...> Вместе с тем изучение предметов «религия» и «религиозная культура» в школьном образовании Ф. Н. Козырев выносит за рамки совместной деятельности религиозных объединений и школы, полагая, что содержание и методику преподавания этих предметов определят ученые и педагоги, но отнюдь не сами носители конкретной религиозной традиции. <...> Направление, в котором содержание и методику преподавания религиозной традиции и культуры определяют ее носители, представлено в современной педагогике работами Л. П. Гладких, С. Ю. Дивногорцевой, В. М. Меньшикова, И. В. Метлика, Т. И. Петраковой, О. М. Потаповской, Л. М. Харисовой, О. Л. Янушкявичене. <...> Как отмечалось выше, теория преподавания <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_IV._«Педагогика._Психология»_№4_2012.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
д-р психол. наук, акад. РАО И. В. Дубровина
д-р пед. наук, акад. РАО В. А. Попков
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО В. Г. Безрогов
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Н. Л. Селиванова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
канд. ист. наук Л. Н. Беленчук
канд. психол. наук И. В. Егоров
д-р пед. наук Н. И. Лифинцева
д-р пед. наук, проф. В. М. Меньшиков
д-р пед. наук И. В. Метлик
д-р пед. наук Т. И. Петракова
д-р пед. наук Т. В. Склярова (научный редактор)
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISBN 978-5-7429-0810-4
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2012
Стр.2
Серия «Педагогика. Психология», выпуск 4 (27). 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СКЛЯРОВА Т. В.
Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе . . . . . . . . . . . . . . . 7
РОЗИНА О. В., ВЛАДИМИР ЯНГИЧЕР, ПРОТ.
Компьютерные технологии в формировании профессиональных
компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся
на основе ценностей православной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
КОЗЛОВА М. А.
«Что такое хорошо»: анализ моральных оснований, транслируемых
учебниками для начальной школы советского и постсоветского периодов . . . . . . 25
МАКАРЕВИЧ Г. В.
Азы культурной грамоты на форзацах учебника по чтению 2000-х гг. . . . . . . . . . . 51
ЯКУШКИНА М. С., ПШЕНКО К. А.
Международные образовательные связи как фактор формирования
единого социокультурного пространства стран Содружества . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ПОТАПОВСКАЯ О. М.
Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей
в современной практике дошкольных образовательных учреждений . . . . . . . . . . . 64
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
АСТЭР И. В.
Российская молодежь: потенциал православного социального служения . . . . . . . 84
3
Стр.3
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
САПРЫКИНА А. А.
Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста . . . . 94
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОНЧАРОВ М. А.
Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учебными
заведениями в середине — конце XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Стр.4