«Повествование о делах армянских» (VII в.) и «Типик Григория Пакуриана» (XI в.): греческий язык армяно-халкидонитских памятников . <...> Христология Церкви Востока: основные направления развития в V — нач. <...> Личные имена в восточно-сирийской литургической рукописи из Тайбэя . <...> Сказание о благочестивой израильтянке Хасане в арабо-православной агиографической традиции . <...> A forgotten Syrian stylite Timothy of Kakhushta . <...> Diocletian and Apollo in the Cycle of Antioch: sources and methods of the Coptic hagiographers . <...> 9–21 Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна, д-р ист. наук, ИВИ РАН aramfidanyan@yandex.ru «ПОВЕСТВОВАНИЕ О ДЕЛАХ АРМЯНСКИХ» (VII В.) <...> АРУТЮНОВА-ФИДАНЯН Языки соседних стран входили в армянский мир как средство политического и дипломатического общения. <...> Источниковедческий анализ двух армянохалкидонитских источников показывает, что армянский лингвистический субстрат проявляется и в произведении Анонима, жившего в VII в. в Армении, и в Типике Григория Пакуриана для его монастыря на Балканах, построенного в XI в. <...> «Повествование о делах армянских» (VII в.) и «Типик Григория. <...> «Повествование о делах армянских» (VII в.) и «Типик Григория. <...> 17 Типик Пакуриана (согласно свидетельству греческой редакции) был написан на трех языках: греческом, армянском и грузинском18 . <...> Интересно, что в грузинской редакции типика Пакуриана встречается прилагательное «золавари» — производное от «зоравар». <...> Грузинская редакция типика, написанная на принятом в обители языке богослужения30 , осталась в постоянном и активном употреблении, сохраняя прикладной характер, приданный ей еще основателем монастыря, и в этом разгадка разницы между двумя редакциями. <...> К вопросу о существовании халкидонитской Церкви в Армении // Вестник ПСТГУ. <...> В тексте этого уникального источника достаточно подробно освещены отношения царя с различными деятелями Эфиопской Церкви, влиятельными придворными и другими сановниками. <...> Два чиновни, исполняли обязанности один — придворного секретаря, другой — историографа, и находились на четырнадцатом <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_III._Филология._№5_2014.pdf
Серия «Филология», выпуск 5 (40). 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АРУТЮНОВА-ФИДАНЯН В. А.
«Повествование о делах армянских» (VII в.) и «Типик Григория
Пакуриана» (XI в.): греческий язык армяно-халкидонитских памятников . . . . . . . 9
ГУСАРОВА Е. В.
Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ЗАБОЛОТНЫЙ Е. А.
Христология Церкви Востока: основные направления развития
в V — нач. VII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
МИЛАКОВИЧ Ж. В., МОИСЕЕВА С. А.
Забытый сирийский столпник Тимофей из Кахушты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
МУРАВЬЕВ А. В.
Личные имена в восточно-сирийской литургической рукописи из Тайбэя . . . . . . 55
ПАНЧЕНКО К. А.
Мелькитское книгописание в Позднее Средневековье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
РОГОЖИНА А. А.
Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы
коптских агиографов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
ФРАНЦУЗОВ С. А.
Сказание о благочестивой израильтянке Хасане в арабо-православной
агиографической традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
ЧЕНЦОВА В. Г.
Еще раз о дате кончины Павла Алеппского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
ПУБЛИКАЦИИ
Сказание о благочестивой израильтянке Хасане. Перевод
(пер. и коммент. С. А. Французов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
ФРАНГУЛЯН Л. Р.
Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского и коптские циклы . . . . . . . . . . . 124
Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского
(пер. и коммент. Л. Р. Франгулян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
3
Стр.3
Содержание
РЕЦЕНЗИИ
Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (1):
On the Origin of the Term «Melkite» and on the Destruction of the Maryamiyya
Cathedral in Damascus // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université
de Balamand. 2014. № 29. P. 7–37 (К. А. Панченко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Information аbout authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
ARUTYUNOVA-FIDANYAN V. A.
The Narratio de rebus Armeniae (7th
(11th
cent.) and the Typicon by Gregory Pakurian
cent.): the Greek language of the Armeno-Chalcedonian literary works . . . . . . . . . . 9
GUSAROVA E. V.
Church Hierarchy in Late Medieval Ethiopia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ZABOLOTNYI E. A.
The Christology of the Church of the East: the main trends of development
from the fi fth to early seventh centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
MILAKOVICH ZH. V., MOISEEVA S. А.
A forgotten Syrian stylite Timothy of Kakhushta . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
MURAVIEV A. V.
Personal names in the liturgical manuscript from Taiwan . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
PANCHENKO K. A.
Manuscript Production of the Melkite Community in the Late Middle Ages . . . . . . . . . 68
ROGOZHINA A. A.
Diocletian and Apollo in the Cycle of Antioch: sources and methods
of the Coptic hagiographers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
FRANTSOUZOFF S. A.
Story about the Pious Israelite Hasanain the Arab Orthodox
Hagiographic Tradition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
TCHENTSOVA V. G.
The date of Paul of Aleppo’s death, once again . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
EDITIONS
Story about the Pious Israelite Hasanain. Translation
(transl., comment. S. A. Frantsouzoff ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
FRANGULYAN L. R.
Encomium on St. Victor and literature of cycles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Encomium on St. Victor, attributed to Theopempus of Antioch
(transl., comment. L. R. Frangulyan) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
5
Стр.5
Contents
BOOK REVIEWS
Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (1):
On the Origin of the Term «Melkite» and on the Destruction
of the Maryamiyya Cathedral in Damascus // Chronos: Revue d’Histoire
de l’Université de Balamand. 2014. № 29. P. 7–37.
(K. A. Panchenko) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Information аbout authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Стр.6