Основан в 1997 г. БОГОСЛОВИЕ • ФИЛОСОФИЯ I : 1 (51) январь февраль Москва 2014 ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: С. П. Карпов, академик РАН, д-р ист. наук, проф. <...> 2014 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРОБОТ В. Г. Учение о вкушении Тела Христова в евхаристическом богословии Жана Кальвина . <...> Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха . <...> Роль творчества С. С. Глаголева в изменении отношения русского духовно-академического теизма начала ХХ в. к проблеме человека . <...> The Sentences of Sextus and the Origins of Christian Asceticism. <...> Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. <...> Consuming the Body of Christ in John Calvin’s Eucharistic Theology . <...> The Tradition of Lectio Divina: a Re-reading from the Point of View of Cognitive Psychology . <...> The Sentences of Sextus and the Origins of Christian Asceticism. <...> Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. <...> 9–22 УЧЕНИЕ О ВКУШЕНИИ ТЕЛА ХРИСТОВА В ЕВХАРИСТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ ЖАНА КАЛЬВИНА В. Г. ДРОБОТ Статья посвящена проблеме толкования понятия вкушения Тела Христова в учении Ж. <...> Таким образом, Евхаристия в первую очередь представляет собой образное повествование о Христе и Его жертве, а в меньшей степени — самостоятельную реальность. <...> В статье показывается, что Кальвин не признавал участие во вкушении Тела Христова всего духовно-телесного естества причастников. <...> Основываясь на пространственной или смысловой сопряженности евхаристических хлеба и вина с Телом и Кровью Христовыми или Тела Христова со спасительной благодатью, Кальвин считал возможным говорить о вкушении, подразумевая только духовный процесс возрастания в вере. <...> Кальвин в понятие вкушения Тела Христова в таинстве Евхаристии. <...> Однако Кальвин также утверждал, что верующие христиане истинно причащаются именно Плоти Христа и вкушают Его Тело и Кровь. <...> Calvin’s controversies // The Cambridge companion to Calvin / D. <...> The Eucharist in the theology of Martin Luther and John Calvin // Perichoresis. <...> Владимир Шарапов следующим образом описывает характер <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_I._Богословие._Философия._№1_2014.pdf
Серия I: «Богословие. Философия». Выпуск 1 (51). 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ДРОБОТ В. Г.
Учение о вкушении Тела Христова в евхаристическом богословии
Жана Кальвина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ХОНДЗИНСКИЙ П. В.
«Теология счастья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ЕРМИЛОВ П. В.
Происхождение теории о первенстве Константинопольского
патриарха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ФИЛОСОФИЯ
ШОХИН В. К.
Философская теология и основное богословие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
ЕРШОВА М. А.
Роль творчества С. С. Глаголева в изменении отношения русского
духовно-академического теизма начала ХХ в. к проблеме человека . . . . . . . . . . . . 80
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
МУСХЕЛИШВИЛИ Н. Л.
Традиция lectio divina: когнитивно-психологическое прочтение . . . . . . . . . . . . . . . 99
МИХЕЛЬСОН О. К.
От антагонизма к сотрудничеству: популярная культура
в зеркале протестантской теологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
РЕЦЕНЗИИ
Pevarello D. The Sentences of Sextus and the Origins of Christian Asceticism.
Mohr Siebeck, 2013 (А. С. Небольсин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Larchet J.-C. L’Église, Corps du Christ. V. II. Les relations entre les Églises.
Cerf, 2012 (Диакон П. Б. Сержантов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
3
Стр.3
Содержание
Blosser B. P. Become Like The Angels. Origen’s Doctrine of the Soul.
The Catholic University of America Press, 2012 (Иерей Е. В. Шилов) . . . . . . . . . . . . . 140
Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона
до Максима Исповедника. РХГА, 2013 (Иерей Е. В. Шилов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Стамп Э. Аквинат / Г. В. Вдовина, пер., К. В. Карпов, ред. Языки славянской
культуры, 2013 (Иерей Е. В. Шилов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
THEOLOGY
DROBOT V.
Consuming the Body of Christ in John Calvin’s Eucharistic Theology . . . . . . . . . . . . . . . 9
KHONDZINSKY P.
A «Theology of Happiness» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ERMILOV P.
The Universal Primacy of the Patriarch of Constantinople:
The Origin of the Theory . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
PHILOSOPHY
SHOKHIN V.
Philosophical Theology and Fundamental Theology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
ERSHOVA M.
The Innovative Work of S. S. Glagolev: Theism in Russian Theological
Academies of the Beginning of the Twentieth Century and Its Focusing
on the Problem of Man . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
RELIGIOUS STUDIES
MIKHELSON O.
From Antagonism to Cooperation: Pop-Culture as Refl ected
in Protestant Theology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
MUSKHELISHVILI N.
The Tradition of Lectio Divina: a Re-reading from the Point
of View of Cognitive Psychology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
BOOK REVIEWS
Pevarello D. The Sentences of Sextus and the Origins of Christian Asceticism.
Mohr Siebeck, 2013 (A. Niebolszin) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
5
Стр.5
Contents
Larchet J.-C. L’Eglise, Corps du Christ. V. II. Les relations entre les Eglises.
Cerf, 2012 (deacon P. Serzhantov) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Blosser B. P. Become Like The Angels. Origen’s Doctrine of the Soul.
The Catholic University of America Press, 2012 (priest E. Shilov). . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона
до Максима Исповедника. РХГА, 2013 (priest E. Shilov) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Стамп Э. Аквинат / Г. В. Вдовина, пер., К. В. Карпов, ред.
Языки славянской культуры, 2013 (priest E. Shilov) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Information about Authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Стр.6