Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Музыкознание и музыкальное образование : современные тенденции: межвузовский сборник статей: Вып.4 (220,00 руб.)

0   0
АвторыДымова Ирина Георгиевна, Наумова Надежда Павловна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц155
ID301015
АннотацияВ четвертый выпуск межвузовского сборника "Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции" вошли статьи аспирантов и преподавателей учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Миасса. Рассматривается широкий круг проблем истории и теории музыки, музыкальной педагогики, методики преподавания музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Издание предназначено для преподавателей, студентов высших и средних музыкальных учебных заведений.
ISBN978-5-94934-048-6
Музыкознание и музыкальное образование : современные тенденции: межвузовский сборник статей: Вып.4 / ред. И.Г. Дымова; Н.П. Наумова .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2014 .— 155 с. — ISBN 978-5-94934-048-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/301015 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> П.И. Чайковского» Кафедра истории, теории музыки и композиции МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Межвузовский сборник статей Выпуск 4 Челябинск 2014 1 УДК 78 ББК Щ310 М89 Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции: межвуз. сб. ст. <...> Рассматривается широкий круг проблем истории и теории музыки, музыкальной педагогики, методики преподавания музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. <...> П. И. Чайковского Главный редактор: И.Г. Дымова, заведующая теоретическим отделением факультета музыкального искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. <...> П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук, доцент (г. Челябинск) Редакционная коллегия: И.В. Безгинова, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного института искусств им. <...> П.И. Чайковского (г. Челябинск) ISBN 978-5-94934-048-6 2 © Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> Неповторимое своеобразие календарной традиции русского населения уральского региона, сложившейся под воздействием климатических, экономических и социально-исторических условий жизни народа, раскрывается в статье О.Ю. Ивановой (г. Челябинск). <...> , основанную на балансировании современного и традиционного, выстраивают И.Г. Дымова и А.Ю. Боровкова (г. Челябинск), опираясь на анализ 3 народных сцен опер «Не только любовь», «Мёртвые души», «Боярыня Морозова». <...> Примером подлинной музыкальной практики является проект «Дети на оперной сцене», освещённый в статье М.Г. Горбенко (г. Москва). <...> И.Г. Дымова 4 Раздел 1 МУЗЫКОЗНАНИЕ 5 О.А. Жукова (г. Москва) РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ВО ВРЕМЕНИ КУЛЬТУРЫ: ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ Вклад русской культуры в мировой тезаурус смыслов огромен и бесспорен. <...> К интеллектуальным и эстетическим <...>
Музыкознание_и_музыкальное_образование__современные_тенденции_межвузовский_сборник_статей_Вып.4.pdf
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» Кафедра истории, теории музыки и композиции МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Межвузовский сборник статей Выпуск 4 Челябинск 2014 1
Стр.1
УДК 78 ББК Щ310 М89 Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции: межвуз. сб. ст. / И.Г. Дымова (гл. ред., предисл.), Н.П. Наумова (сост.). – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2014. – Вып. 4. – 154 с. В четвёртый выпуск межвузовского сборника «Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции» вошли статьи аспирантов и преподавателей учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Миасса. Рассматривается широкий круг проблем истории и теории музыки, музыкальной педагогики, методики преподавания музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Издание предназначено для преподавателей, студентов высших и средних музыкальных учебных заведений. Печатается по решению редакционно-издательского совета ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского Главный редактор: И.Г. Дымова, заведующая теоретическим отделением факультета музыкального искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук, доцент (г. Челябинск) Редакционная коллегия: И.В. Безгинова, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат культурологии, доцент (г. Челябинск) О.А. Жукова, доктор философских наук, профессор, профессор НИУ «Высшей школы экономики» (г. Москва) Составитель: Н.П. Наумова, преподаватель теоретического отделения факультета музыкального искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (г. Челябинск) ISBN 978-5-94934-048-6 2 © Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2014
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Сборник статей «Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции» (четвёртый выпуск) посвящён различным аспектам музыкальной культуры и педагогики. Тематика статей демонстрирует широкий круг научных и практических интересов авторов, их стремление заполнить «белые пятна» в широком спектре научных знаний. В структуре издания выделены два раздела, соответствующие двум векторам исследований, обозначенным в названии сборника. Первый раздел «Музыкознание» открывается работами общеметодологического плана. О. А. Жукова (г. Москва), рассматривая вопрос о встрече отечественной музыки с другими европейскими традициями в «большом времени культуры», подчёркивает духовно-художественную неповторимость и целостность русской культуры в её историческом становлении. В центре внимания А.В. Новосёловой (г. Москва) – изучение древнейшей и развивающейся по сей день богатой и разнообразной китайской музыки, требующей понимания особенностей отношения китайского народа к звуку, специфике устройства национальной музыки, процесса её создания, исполнения и бытования на современном этапе. В следующем блоке статей разворачивается круг искусствоведческих проблем, связанных с художественной практикой постмодернизма. Сущность понятия «паттерн», характеризующее разнообразные жанровые и стилевые модели, используемые мастерами в условиях джазовой культуры, анализирует Н.А. Широкова (г. Санкт-Петербург). Л.А. Секретова (г. Челябинск) исследует особенности современной российской оперы, прочно вписавшейся в постмодернистский контекст, послуживший основой для появления новых жанровых типов, имеющих большой творческий потенциал и перспективу развития. Неповторимое своеобразие календарной традиции русского населения уральского региона, сложившейся под воздействием климатических, экономических и социально-исторических условий жизни народа, раскрывается в статье О.Ю. Ивановой (г. Челябинск). Оригинальную художественную позицию Р. Щедрина, основанную на балансировании современного и традиционного, выстраивают И.Г. Дымова и А.Ю. Боровкова (г. Челябинск), опираясь на анализ 3
Стр.3
народных сцен опер «Не только любовь», «Мёртвые души», «Боярыня Морозова». Сравнительный анализ песнопений М.И. Глинки и Д.С. Бортнянского на канонический текст «Да исправится молитва моя», проведённый Н.П. Наумовой (г. Челябинск) и А.Л. Макаровой (г. Екатеринбург), выявляет принципиальные различия в подходе композиторов к созданию церковной музыки, что объясняется разной стилевой принадлежностью авторов, историческим положением и ролью каждого из них в отечественной духовной музыкальной культуре. Контекстное взаимоотношение миниатюр в цикле «Любовь поэта» Р. Шумана, их драматургическое соподчинение в композиции целого исследуются Д.Г. Мусатовой и А.В. Самойловой (г. Челябинск). Второй раздел «Музыкальное образование» раскрывает актуальные проблемы музыкальной педагогики, формы и методы, направленные на совершенствование обучения. Примером подлинной музыкальной практики является проект «Дети на оперной сцене», освещённый в статье М.Г. Горбенко (г. Москва). По убеждению Д.В. Чиркиной (г. Миасс), ключевой позицией методики интеллектуального постижения произведений музыкального искусства разных эпох является стилевой анализ. В работе с авторскими тетрадями по музыкальной литературе Ю.Н. Ваганова (г. Челябинск) демонстрирует различные формы и методы обучения и воспитания, оптимизирующие процесс изучения программного материала и расширяющие общеэстетический кругозор учащихся. Опытом использования принципов педагогической концепции Карла Орфа в системе начального музыкального образования делится Н.П. Украинцева (г. Челябинск). В завершающей статье данного раздела И.Г. Дымова и Т.С. Борисова (г. Челябинск) ставят перед преподавателями ряд задач, связанных с интеграцией специальных и музыкально-теоретических знаний на уроках музыкальной литературы, приводящей к осмыслению не только вопросов истории музыки, но и исполнительской практики конкретной, избранной учащимися специальности. И.Г. Дымова 4
Стр.4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Борисова Татьяна Сергеевна, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДОД «Детской школы искусств № 5», г. Челябинск. Боровкова Анжелика Юрьевна, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского гос. института искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. Ваганова Юлия Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДОД «Детской школы искусств № 7», г. Челябинск. Горбенко Марина Георгиевна, кандидат педагогических наук, преподаватель теоретического отделения Колледжа имени Гнесиных «Российской академии музыки имени Гнесиных», г. Москва. Дымова Ирина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского гос. института искусств им. П. И. Чайковского, заслуженный работник культуры РФ, г. Челябинск. Жукова Ольга Анатольевна, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор, профессор Национального исследовательского университета (НИУ) «Высшей школы экономики», г. Москва. Иванова Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского гос. института искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. Макарова Антонина Леонидовна, преподаватель кафедры истории музыки Уральской гос. консерватории (академии) им. М.П. Мусоргского, г. Екатеринбург. Мусатова Диана Генриховна, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского гос. института искусств им. П. И. Чайковского, заслуженный работник культуры РФ, г. Челябинск. 150
Стр.150
Наумова Надежда Павловна, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского гос. института искусств им. П. И. Чайковского, заслуженный работник культуры РФ, г. Челябинск. Новосёлова Анастасия Владимировна, научный сотрудник научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории (академии) имени П.И. Чайковского, г. Москва. Cамойлова Анна Валентиновна, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского гос. института искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. Секретова Лариса Адольфовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского гос. института искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. Украинцева Нина Петровна, преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДОД «Детской школы искусств № 1», г. Челябинск. Чиркина Дарья Владимировна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР, преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Детской школы искусств № 2», г. Миасс. Широкова Нина Анатольевна, кандидат культурологи, преподаватель факультета музыкального искусства эстрады, кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства СанктПетербургского государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ), г. Санкт-Петербург. 151
Стр.151
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие………………………………………………….. 3 Раздел 1. Музыкознание Жукова О.А. Русские композиторы во времени культуры: опыт творческой самоидентификации………………................... 6 Новосёлова А.В. О структуре музыкальной культуры современного Китая………………………........ 18 Широкова Н.А. Постмодернистская теория паттерна и джазовая практика: проблема взаимодействия……………….......... 25 Секретова Л.А. Современная отечественная опера: диалоги о постмодернизме………………......... 34 Иванова О.Ю. К вопросу изучения календарной песеннообрядовой традиции на Урале …………........ 46 Дымова И.Г. Боровкова А.Ю. Наумова Н.П. Макарова А.Л. Мусатова Д.Г. Самойлова А.В. Проблема соотношения новаторского и традиционного в драматургии народных сцен опер Р. Щедрина…....…………................. 56 Д.С. Бортнянский – М.И. Глинка «Да исправится молитва моя»: к истории развития русской духовной музыки……………………………………....…. 68 Композиционно-драматургические особенности вокального цикла Р. Шумана «Любовь поэта»……………......…. 85 Раздел 2. Музыкальное образование Горбенко М.Г. Уникальный международный проект: «Дети на оперной сцене»………………......… 97 152
Стр.152
Чиркина Д.В. «Анкета слушателя» как средство активизации слушательской деятельности учащихся ДШИ……………...... 109 Ваганова Ю.Н. «Рабочие тетради по музыкальной литературе» как средство самообразовательной деятельности учащихся ДШИ…………………….................. 117 Украинцева Н.П. Педагогическая концепция Карла Орфа в процессе обучения в ДШИ……………......... 130 Дымова И.Г. Борисова Т.С. Интеграция специальных и музыкально-теоретических знаний в ДШИ…………………………………….......… 139 Сведения об авторах………………………………………....… 150 153
Стр.153