126 Доктрина первой продажи и цифровые материалы . <...> 143 Влияние на рынок разных видов медиаматериалов . <...> 278 Переход от статических медиаматериалов к потоковым . <...> Указатели под названием «закон, государство и популярные медиаматериалы». <...> Изначально копирайт не рассматривался как Введение 11 ограничение, необходимое для того, чтобы деятели искусства и изобретатели получали плату за свои произведения. <...> Еще до того, как Статут королевы Анны начал защищать английских книгоиздателей от появления нелегальных шотландских копий их собственных печатных материалов, копирайт существовал, но назывался иначе. <...> Я не буду говорить о «вознаграждении авторам» или «компенсации авторам» по отношению к деньгам, которые им приносят монополии на авторские права. <...> В частности, здесь я имею в виду Британскую ассоциацию производителей фонограмм (British Phonographic Industry, BPI), Американскую ассоциацию кинокомпаний (Motion Picture Association of America, MPAA) и Американскую ассоциацию звукозаписывающих компаний (Recording Industry 14 Цифровое пиратство Association of America, RIAA). <...> «Добросовестное использование», четко описанное в разделе 107 Закона об авторском праве США 1976 года (оно же «честное использование» в канадском законе об авторском праве), которое в данный момент рассматривается премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном (Burns, 2010), часто по ошибке называют «защитой добросовестного использования». <...> В этом случае создается впечатление, что добросовестное использование само по себе нелегально, и его законность необходимо отстаивать в суде. <...> Ни британское общество PRS for Music (ранее «Общество по защите прав на исполнение»), ни Американское общество композиторов, авторов и издателей (ASCAP) так не считают. <...> Вопреки статусу бесприбыльной, эта компания ориентирована на материальную * «С днем рожденья тебя!» — знаменитая песня, известная еще и тем, что авторские права на ее музыку в свое время оспаривали друг у друга многие физические и юридические лица в США. <...> Американское <...>
Цифровое_пиратство.pdf
УДК 658.84.011.74
ББК 65.498.53
Т50
Тодд, Д.
Т50 Цифровое пиратство. Как пиратство меняет бизнес, общество и культуру
/ Даррен Тодд ; пер. с англ. Л. Плостак, У. Сапциной. — М. : Альпина
Бизнес Букс, 2013. — 320 с.
ISBN 978-5-91657-509-5
У вас в руках исследование истории современного цифрового пиратства, его
созидательного и деструктивного влияния на общество, бизнес и культуру. Автор
книги утверждает, тем временем «пиратство — это вопрос юриспруденции,
а не этики и морали, что бестолковые и тяжеловесные законы об интеллектуальной
собственности лишь создают общество нарушителей копирайта». При этом,
пиратство может обеспечить бизнесу неплохую поддержку. Для этого надо прекратить
бороться с ним и найти ему достойное применение.
Непростая тема рассмотрена детально, беспристрастно, с учетом всех существующих
точек зрения.
Для 99% пользователей Сети – пиратов «с умыслом» и «несознательных», а также
для всех, кто имеет отношение к производству видео-, аудио- и художественного
контента, игр и программного обеспечения. Для юристов, специализирующихся
на защите авторского права.
УДК 658.84.011.74
ББК 65.498.53
Все права защищены. Никакая часть настоящего издания
ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой
бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами,
будь то электронные или механические, включая фотокопирование
и запись на магнитный носитель, если на
это нет письменного разрешения издателя.
ISBN 978-5-91657-509-5
© Darren Todd, 2012
© Иллюстрации CC-BY-SA Nina Paley, 2012
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Стр.4
Оглавление
Введение.................................................................................................................10
Глава 1. Основные участники дискуссии об авторском праве ....................16
«Копирайт-невежды» .............................................................................................17
Компания PRS for Music ....................................................................................18
Американское общество композиторов, авторов и издателей (ASCAP) ......20
Авторское право и преступники .....................................................................21
Жертвы пиратства ............................................................................................23
«Копирайт-богатые» ..............................................................................................26
Пираты или клиенты? ......................................................................................28
Использование риторических приемов .........................................................28
Джек Валенти ....................................................................................................31
«Копирайт-бедные» ................................................................................................34
Моральные ориентиры пиратства ..................................................................36
Законы об интеллектуальной собственности (ИС) .......................................38
Опасности пиратства .......................................................................................42
Глава 2. Сроки и сфера действия авторского права ..................................... 44
Сроки действия авторского права в литературе .................................................45
Марк Твен ..........................................................................................................46
Твен и абсолютный копирайт .........................................................................48
Чарльз Диккенс .................................................................................................49
Вечное авторское право ...................................................................................50
Альтернативы подходу «все права защищены»
для программного обеспечения ...........................................................................52
Универсальная общедоступная лицензия (GPL) ............................................53
Лицензия Creative Commons ............................................................................54
«Все права защищены» .....................................................................................56
Взгляды на срок действия копирайта в кинематографе ....................................57
Наследники авторов .........................................................................................58
Срок действия авторского права и гонорары .................................................59
Авторское право и материалы-однодневки .........................................................61
Рыночный спрос ...............................................................................................63
Новые модели копирайта для игр ...................................................................64
Увеличение сроков и сферы действия копирайта в музыке ...............................65
Сэмплирование музыки ..................................................................................67
Стр.5
6
Оглавление
Глава 3. Пиратство в цифровую эпоху ..............................................................72
Переход к цифровым носителям...........................................................................74
Пиратство в недавней истории........................................................................77
Пиратство и цифровые фильмы ......................................................................78
Пиринговые сети ....................................................................................................79
Современные модели распространения музыки ...........................................81
Обмен цифровыми фильмами .........................................................................83
Обмен файлами и общественное мнение ............................................................85
Что движет пиратами .......................................................................................86
Влияние пиратства на экономику ...................................................................88
Рост популярности Пиратской партии ................................................................90
Укрепление позиций ........................................................................................92
Глава 4. Реакция на проблему пиратства ........................................................95
Реакция правообладателей ...................................................................................97
Тактика RIAA ....................................................................................................98
Экономическая сторона исков ........................................................................99
Государственные меры по борьбе с пиратством ...............................................102
Закон «О цифровой экономике» ....................................................................103
ACTA .................................................................................................................105
DMCA ...............................................................................................................106
Копирайт и интернет-бизнес ..............................................................................109
eBay ..................................................................................................................110
Craigslist и YouTube ..........................................................................................113
Интернет-провайдеры .........................................................................................114
Прогрессивные санкции ................................................................................116
Защита абсолютного копирайта в литературе .................................................119
Эндрю Кин.......................................................................................................120
Марк Хелприн .................................................................................................122
Глава 5. Экономика пиратства .........................................................................126
Доктрина первой продажи и цифровые материалы ....................................127
История доктрины первой продажи .............................................................128
Перепродажа видеоигр ..................................................................................129
Лицензирование программного обеспечения .............................................131
iTunes и перепродажа .....................................................................................132
Владение электронными книгами ................................................................135
А при чем тут пиратство? ...............................................................................136
Закат эпохи музыкальных компакт-дисков .......................................................138
Исследования продаж CD ..............................................................................139
В чем же причина спада? ................................................................................140
Схемы потребления разных медиаматериалов.................................................142
Быстрый интернет ..........................................................................................143
Влияние на рынок разных видов медиаматериалов ....................................145
Экономические последствия пиратства ............................................................148
Отчет BSA ........................................................................................................149
Данные MPAA и BASCAP.................................................................................151
Стр.6
Оглавление
7
Предполагаемые потери рабочих мест .........................................................153
Дополнительные преимущества ...................................................................155
Наемные работники корпораций .......................................................................157
«Аналоговые» примеры ..................................................................................159
Тревожные тенденции в музыкальной индустрии .....................................160
Глава 6. Цифровое пиратство в Азии ..............................................................162
Причины возникновения фальсификата ...........................................................163
Зачем нужен фальсификат? ...........................................................................165
Культурные различия ....................................................................................166
Благоприятные условия для пиратства ........................................................169
Истоки пиратства .................................................................................................170
Польза промо-DVD ..........................................................................................172
Кто виноват? ...................................................................................................175
Поддельные медикаменты ..................................................................................177
Точка зрения СМИ ..........................................................................................179
Индийские дженерики...................................................................................180
Воровство бренда и потребительская цена .......................................................183
Альтернативный способ воровства брендов ................................................185
Бренд или цена? ..............................................................................................188
«Список наблюдения» USTR ................................................................................189
Ближайший сосед ...........................................................................................190
Глава 7. Дихотомия «идея — выражение» .....................................................193
Подражание и устрашение в литературе ...........................................................195
Дань «Сумеркам» ............................................................................................197
Вдохновение или ущемление? .......................................................................199
Дань уважения и споры в кино ...........................................................................201
Рыночные силы ...............................................................................................205
Имитации за границей ..................................................................................207
Самокритика...................................................................................................209
Источники вдохновения и заимствования в музыке .......................................211
Элвис и Hound Dog ..........................................................................................212
Боб Дилан ........................................................................................................213
Защита компьютерного кода путем патентования ..........................................215
Патентный захват ...........................................................................................217
Патентование игр ...........................................................................................219
Патенты в перспективе ..................................................................................221
Глава 8. Креативное пиратство .......................................................................224
Фанфики размывают границы пиратства .........................................................226
Что такое фанфики? .......................................................................................227
Реакция правообладателей ...........................................................................229
Кому принадлежат фанфики? .......................................................................231
Несоответствие в современном образе хакера ..................................................232
Операция «Расплата» ......................................................................................233
Крэкеры ...........................................................................................................235
Участь хакеров ................................................................................................237
Стр.7
8
Оглавление
Пользовательский фильм ....................................................................................239
Фан-редакции .................................................................................................239
Перемонтированные трейлеры.....................................................................241
Реакция ...........................................................................................................243
Ремикширование в музыкальной индустрии .................................................. 244
Звукозаписывающие компании ................................................................... 246
Табулатура ......................................................................................................247
Пользовательские модификации на рынке видеоигр ......................................249
Нулевой результат Square Enix ......................................................................251
Реакция ...........................................................................................................252
Изобретение кинематографа заново — посредством видеоигр ......................254
Развитие машинимы ......................................................................................255
Машинима в рекламе .....................................................................................256
Реакция ...........................................................................................................257
Глава 9. Новые способы обойти пиратство ...................................................261
Использование пиратства для развития бизнеса..............................................263
Пиратство и литература ................................................................................ 264
Музыка ............................................................................................................266
Игры.................................................................................................................267
Смешанный успех дерзкого маркетинга............................................................269
Идеи, которые работают ................................................................................271
Цифровая разница ..........................................................................................273
Порнографическая индустрия превращает пиратство
в источник прибыли ............................................................................................275
Реакция отрасли .............................................................................................277
Видео ...............................................................................................................278
Переход от статических медиаматериалов к потоковым .................................280
Hulu ..................................................................................................................281
Литература ......................................................................................................282
Мегапроигрыватель ...................................................................................... 284
Опыт покупателя ............................................................................................285
Патенты на продукты питания: мрачная картина контроля за
интеллектуальной собственностью ...................................................................287
RoundUp наготове ...........................................................................................289
Терминаторная технология ...........................................................................291
Заключение .........................................................................................................294
Благодарности ....................................................................................................298
Глоссарий ............................................................................................................ 300
Библиография .....................................................................................................305
Дополнительная литература ...........................................................................316
Стр.8