Если бы вы вложили $10 000 в акции какой-либо из них в конце 1972 года (с учетом доходности каждой компании на рынке обыкновенных акций, пока они не были выставлены на электронные торги на Нью-Йоркской фондовой бирже, Американской фондовой бирже или NASDAQ), 16 ВЕЛИКИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ВЫБОРУ то к моменту, когда мы начали наши исследования (2002), ваши вложения выросли бы до шести миллионов долларов, что в 32 раза превышает показатели фондового рынка2 Чтобы понять суть нашего исследования, давайте рассмотрим . пример компании Southwest Airlines. <...> И все же, если бы 31 декабря 1972 года вы вложили $10 000 в Southwest Airlines — крошечную компанию, парк которой состоял из трех самолетов, в компанию, которая едва сводила концы с концами, — ваше вложение к концу 2002 года превратилось бы почти в $12 миллионов, что в 63 раза превышает средние показатели роста цены акций на фондовом рынке. <...> Согласно анализу Money Magazine, Southwest Airlines возглавила в рейтинге S&P список из 500 компаний, акции которых в 1972 году находились в свободной продаже и которые продержались полных 30 лет, до 2002 года3 . <...> Почему Southwest справилась при столь неблагоприятном для нее раскладе? <...> И почему в экстремальных обстоятельствах Southwest достигла величия, а ее непосредственный конкурент, Pacific Southwest Airlines (PSA), потерпела крах, хотя у нее была такая же бизнес-модель и она действовала в том же секторе, то есть изначально имела те же шансы на успех? <...> ОТБОР КОМПАНИЙ 10Ч Первый год работы ушел на то, чтобы отобрать примеры для исследования. <...> Окончательный список 10Ч* Название компании Amgen Biomet Intel Microsoft Progressive Insurance Период наблюдения Отдача на $10 000 инвестиций* 1980–2002 $4,5 миллиона 1977–2002 $3,4 миллиона 1968–2002 $3,9 миллиона 1975–2002 $10,6 миллиона 1965–2002 $2,7 миллиона По сравнению с рынком4 в 24 раза больше среднего в 18,1 раза больше среднего в 20,7 <...>
Великие_по_собственному_выбору.pdf
УДК 65.011.8
ББК 65.291.218
К60
Издано с разрешения Curtis Brown, Ltd. и литературного агентства Synopsis
На русском языке публикуется впервые
Коллинз, Д., Хансен, М.
К60 Великие по собственному выбору / Джим Коллинз, Мортен Хансен ;
пер. с англ. Л. Сумм. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 448 с.
ISBN 978-5-91657-675-7
«Великие по собственному выбору» — результат многолетнего исследования,
призванного дать ответ на вопрос, почему одни компании процветают в условиях
экономической нестабильности и даже хаоса, а другие гибнут. В ее основе
лежат строгие научные выводы: автор формирует гипотезы, которые затем подтверждает
или опровергает фактами.
Прочитав эту книгу, вы узнаете об основных принципах создания великого
бизнеса, а также о том, какие качества отличают лидеров, справляющихся с негативными
ситуациями, от тех, кто пасует перед ними.
УДК 65.011.8
ББК 65.291.218
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
ISBN 978-5-91657-675-7
© Jim Collins, Morten Hansen, 2011
© Перевод на русский язык, издание на русском
языке, оформление. ООО «Манн, Иванов
и Фербер», 2013.
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 1. Величие посреди хаоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Глава 2. Группа 10× . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава 3. Двадцатимильный марш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Глава 4. Сначала пули, ядра потом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Глава 5. Лидерство над линией смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Глава 6. СМаК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Глава 7. Отдача от удачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Эпилог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Часто задаваемые вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Принципы исследования
Методология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Отбор компаний в группу 10× . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Отбор компаний для сравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Стр.5
6
ВЕЛИКИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ВЫБОРУ
Двадцатимильный марш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Анализ инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Сначала пули, ядра потом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Анализ рисков по ликвидности и балансу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
Анализ категорий риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Анализ скорости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Анализ рецепта СМаК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Анализ удачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Анализ Зала Славы хоккея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
Стр.6