Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание (308,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерниговская Татьяна Владимировна
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц449
ID300475
АннотацияКнига представляет собой серию исследований автора, начавшихся с сенсорной физиологии и постепенно перешедших в область нейронаук, лингвистики, психологии, искусственного интеллекта, семиотики и философии — теперь всё это называется когнитивными исследованиями и представляет собой пример конвергентного и трансдисциплинарого развития науки. Исходная гипотеза совпадает с названием одного из разделов книги — язык как интерфейс между мозгом, сознанием и миром, и это отражает позицию автора и его взгляд на эволюцию и природу вербального языка и других высших функций, их фило- и онтогенез, на генетические и кросс-культурные аспекты развития сознания и языка и их мозговых коррелятов, на возможности межвидовой коммуникации и моделирования человеческих когнитивных процессов.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на интеллектуального читателя, интересующегося природой человека и его местом в мире.
ISBN978-5-9551-0677-9
УДК811:159.9
ББК81
Черниговская, Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание : [сб. статей] / Т.В. Черниговская .— Москва : Языки славянской культуры, 2013 .— 449 с. : ил. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— Библиогр.: с. 369-447 .— ISBN 978-5-9551-0677-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/300475 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

C сердечной благодарностью обращаюсь к памяти о тех, кто в разные периоды моей профессиональной жизни сыграл определяющую роль: это — В. В. Бунак, Л. Р. Зиндер, Ю. С. Маслов, Г. В. Гершуни, Л. В. Бондарко, Л. А. Чистович, Л. Я. Балонов, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский, Н. П. Бехтерева, Л. Г. Герценберг, С. П. Капица. <...> Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв? <...> 19 Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…) 20 Что делает нас людьми: почему непременно рекурсивные правила? <...> . . . . 143 Ментальный лексикон при распаде языковой системы у больных с афазией: экспериментальное исследование глагольной морфологии . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Гетерогенность мышления и эволюция когнитивных предпочтений: кросс-культурные и нейропсихологические аспекты . <...> Зеркала, часы и знаки в мозгу, или Кто читает тексты нейронной сети? <...> Трудно спорить с тем, что интуитивные, метафорические, инологические когнитивные средства не менее мощны, чем классическая логика и ее следствия: При переходе от интуитивного к логическому происходит процесс переливания информации из одной тары в другую, менее емкую и более жесткую. <...> Надежда на то, что когнитивные характеристики искусственных систем приблизятся к уровню человеческих или даже превзойдут их, неоправданно растет. <...> ЭВОЛЮЦИЯ СИГНАЛОВ И УМЕНИЙ ИЛИ ГРАММАТИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ? <...> Но как преодолеть пропасть, которая отделяет наше сознание и все, что ему сопутствует, включая и специфические коды, от иных 21 21 22 Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв? языков, которыми обеспечивается наше бытование в мире? <...> Противоречивые факты о деятельности мозга становятся несколько более понятны, когда мы переходим к нейросемиотическому рассмотрению разных способов обработки информации [Chernigovskaya 1994, 1996, 1999; Черниговская 2008b, 2010a, 2010c; Финн 2009]. <...> Понятно, что язык живого — физико-химический, но это не та информация, которая нам поможет справиться с вышеозначенными 23 23 24 24 Эволюция сигналов <...>
Чеширская_улыбка_кота_Шрёдингера_язык_и_сознание.pdf
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет свободных искусств и наук  . .     : язык и сознание ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2013
Стр.4
ばがと 811-159.9 ゐゐと 81 ぶ 49         () ぢëÜñ¡ö ヽ 13-06-16005            づ с о с Ц £ с Ц ц ▲: がÜ¡öÜë âó¿Ü¿ÜÇóôñï¡óê ÖíÜ¡, í¡íÑñ½ó¡ . .  がÜ¡öÜë ½ñÑóîóÖï¡óê ÖíÜ¡, ô¿.-¡Üëë. づんぞ у づんぜぞ . .  がÜ¡öÜë упцЬлуфсп¡ук ÖíÜ¡, длЬвсппЬл . .  ぶ 49  . .    :   . — ぜ.: é£▲¡ó ï¿íç Öï¡Üú ¡Ü¿áöÜë▲, 2013. — 448 ï. — (づí£Ü½ÖÜñ дЬзсСсЦус у  £▲¡. Language and Reasoning). ISB 978-5-9551-0677-9 N とЦуЗн длсСпцнз¿ сц пЬЯЬъ пслу0 упп¿сСЬзнЦуъ нзцЬлн, Цнфнзьукп  п псЦпЬлЦЬъ ву£уЬ¿ЬЗуу у дЬпцсдсЦЦЬ дслсьсСьук з ЬЯ¿нпцб ЦсълЬЦнЬ¡, ¿уЦЗзупцу¡у, дпукЬ¿ЬЗуу, уп¡ЬппцзсЦЦЬЗЬ уЦцс¿¿с¡цн, пс½уЬцу¡у у ву¿ЬпЬвуу — цсдслб зп、 ~цЬ Цн£▲знсцп  ¡ЬЗЦуцузЦ▲½у упп¿сСЬзнЦу ½у у длсСпцнз¿ сц пЬЯЬъ длу½сл ¡ЬЦзслЗсЦцЦЬЗЬ у цлнЦпСупоуд¿уЦнлЬЗЬ лн£зуцу  ЦнЬ¡у. ごпкЬСЦн  ЗудЬцс£н пЬзднСнсц п Öí£çíÖóñ½ ЬСЦЬЗЬ ó£ ëí£Ññ¿Üç ¡ÖóÇó —  £▲¡ ¡í¡ уЦцслвсъп ½ñ¢ÑÜ ½Ü£Çܽ, ïÜ£ÖíÖóñ½ у ½óëܽ, у ~öÜ Üöëí¢íñö äÜ£óîó0 нзцЬлн у сЗЬ ç£Ç¿ Ñ Цн ~çÜ¿0îó0 у длулЬСЬ зслЯн¿бЦЬЗЬ  £▲¡í у СлЬЗук ç▲ïüóê âÜÖ¡îóú, ук âó¿Ü- у ÜÖöÜÇñÖñ£, Цн ЗсЦсцуфсп¡ус у ¡ëÜïï-¡Ü¿áöÜëÖ▲ñ íïäñ¡ö▲ ëí£çóöó  ïÜ£ÖíÖó  у  £▲¡í у ук ½Ü£ÇÜç▲ê ¡Üëëñ¿ öÜç, Цн çÜ£½Ü¢ÖÜïöó ½ñ¢çóÑÜçÜú ¡Ü½½ÜÖó¡íîóó у ½ÜÑñ¿óëÜçíÖó  фс¿Ьзсфсп¡ук ¡ЬЗЦуцузЦ▲к длЬосппЬз. とЦуЗн лнппфуцнЦн Цн уЦцс¿¿с¡цЬн¿бЦЬЗЬ фуцнцс¿ , уЦцслспЬ0асЗЬп  длулЬСЬъ фс¿Ьзс¡н у сЗЬ ½спцЬ½ з ½улс. This series of author’s research aims to shed more light on the biological foundations of human cognitive abilities — primarily on language and mind. Starting from sensory physiology it gradually moved to neuroscience, linguistics, psychology, artificial intelligence, semiotics and philosophy — all these currently forming cognitive studies and represent convergent trans-disciplinary trend inmodern science. The main idea of the book concurs with one of the chapter’s title — language is an interface between brain, mind and the world. It depicts author’s position and understanding of language evolution and development, it’s phylo- and ontogeny, genetic and cross-cultural basis of mind and language and their brain correlates. Accordingly, is also discusses possible cross-species communication and modeling human cognition. The book will appeal to scholars and students and to intellectual readers interested in specificity of humans and their position in the world.  88.53        ISBN 978-5-9551-0677-9 © ご£Ñíöñ¿áïöçÜ «é£▲¡ó ï¿íç Öï¡Üú ¡Ü¿áöÜë▲», 2013ÇÇ © ぶñëÖóÇÜçï¡í  ど. ゑ., 2013 ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ ЗЗ ЗЗ ЗЗ ЗЗ    ばがと 811-15 ゐゐと 81 ぶ 49       ,       .
Стр.5
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Глядя на кота...лядя на кота... Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв? 19 Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…) 20 Что делает нас людьми: почему непременно рекурсивные правила? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Нить Ариадны, или Пирожные «Мадлен» . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Nature vs. Nurture в усвоении языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? 65 P. S. Сколько лет человеку? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Что рассказал нам кот… то рассказал нам кот… ...об эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Общие черты эволюции функций гомеостатических и информационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Распознавание человеком разных типов звуковых сигналов, издаваемых обезьянами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Изучение восприятия внутри- и межвидовой знаковой информации (обзор и возможные направления сравнительно-физиологических исследований) . . . . . . . . 118 Зависимость восприятия низкочастотной амплитудной модуляции от возраста и тренировки у человека . . . . . . . 123 Об избирательной чувствительности слуха человека к амплитудной модуляции речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 P. S. Возможны ли универсалии в эволюционном процессе? (Сходство принципов функциональной эволюции: физиологические системы и язык) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 …о языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Чтение в контексте когнитивного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Дети со специфическими языковыми расстройствами . . . . . 143 Ментальный лексикон при распаде языковой системы у больных с афазией: экспериментальное исследование глагольной морфологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Формирование глагольной парадигмы в русском языке: правила, вероятности, аналогии как основа организации ментального лексикона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Стр.9
Cодержание Некоторые факты взаимосвязи процессов усвоения и утраты языка: экспериментальное исследование анафорических отношений местоимений в русском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 ПЭТ-исследование мозгового обеспечения восприятия фраз с синтагматическим членением . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 P. S. Картезианство и бэконианство в лингвистике: птицы и лягушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 …о мозге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Проблема внутреннего диалогизма: нейрофизиологическое исследование языковой компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Гетерогенность мышления и эволюция когнитивных предпочтений: кросс-культурные и нейропсихологические аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 Латерализация языков у билингва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 Специализация полушарий мозга в восприятии интонаций русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 Специфика полушарной асимметрии восприятия интонаций в норме и при шизофрении . . . . . . . . . . . . . . . . 272 Участие левого и правого полушарий головного мозга человека в формировании субъективного акустического пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Опознавание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 P. S. Локализация функций в мозгу: король мертв, да здравствует король? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 Улыбка кота...лыбка кота... Зеркала, часы и знаки в мозгу, или Кто читает тексты нейронной сети? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 Когнитивный романтизм в зеркале контекстов . . . . . . . . . . . . 320 Семиотика запахов: вербализация, синестезия, память . . . . 326 Время — дом, где мы живем, или оно создается нашим мозгом? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть . . . . . . 335 Список научных трудов Т. В. Черниговской, материалы которых легли в основу настоящего сборника . . . . . . . . . . 361 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369 9
Стр.10