C сердечной благодарностью обращаюсь к памяти о тех, кто в разные периоды моей профессиональной жизни сыграл определяющую роль: это — В. В. Бунак, Л. Р. Зиндер, Ю. С. Маслов, Г. В. Гершуни, Л. В. Бондарко, Л. А. Чистович, Л. Я. Балонов, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский, Н. П. Бехтерева, Л. Г. Герценберг, С. П. Капица. <...> Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв? <...> 19 Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…) 20 Что делает нас людьми: почему непременно рекурсивные правила? <...> . . . . 143 Ментальный лексикон при распаде языковой системы у больных с афазией: экспериментальное исследование глагольной морфологии . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Гетерогенность мышления и эволюция когнитивных предпочтений: кросс-культурные и нейропсихологические аспекты . <...> Зеркала, часы и знаки в мозгу, или Кто читает тексты нейронной сети? <...> Трудно спорить с тем, что интуитивные, метафорические, инологические когнитивные средства не менее мощны, чем классическая логика и ее следствия: При переходе от интуитивного к логическому происходит процесс переливания информации из одной тары в другую, менее емкую и более жесткую. <...> Надежда на то, что когнитивные характеристики искусственных систем приблизятся к уровню человеческих или даже превзойдут их, неоправданно растет. <...> ЭВОЛЮЦИЯ СИГНАЛОВ И УМЕНИЙ ИЛИ ГРАММАТИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ? <...> Но как преодолеть пропасть, которая отделяет наше сознание и все, что ему сопутствует, включая и специфические коды, от иных 21 21 22 Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв? языков, которыми обеспечивается наше бытование в мире? <...> Противоречивые факты о деятельности мозга становятся несколько более понятны, когда мы переходим к нейросемиотическому рассмотрению разных способов обработки информации [Chernigovskaya 1994, 1996, 1999; Черниговская 2008b, 2010a, 2010c; Финн 2009]. <...> Понятно, что язык живого — физико-химический, но это не та информация, которая нам поможет справиться с вышеозначенными 23 23 24 24 Эволюция сигналов <...>
Чеширская_улыбка_кота_Шрёдингера_язык_и_сознание.pdf
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет свободных искусств и наук
. .
:
язык и сознание
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА
2013
Стр.4
ばがと 811-159.9
ゐゐと 81
ぶ 49
()
ぢëÜñ¡ö ヽ 13-06-16005
づ с о с Ц £ с Ц ц ▲:
がÜ¡öÜë âó¿Ü¿ÜÇóôñï¡óê ÖíÜ¡, í¡íÑñ½ó¡ . .
がÜ¡öÜë ½ñÑóîóÖï¡óê ÖíÜ¡, ô¿.-¡Üëë. づんぞ у づんぜぞ . .
がÜ¡öÜë упцЬлуфсп¡ук ÖíÜ¡, длЬвсппЬл . .
ぶ 49
. .
: . —
ぜ.: é£▲¡ó ï¿íç Öï¡Üú ¡Ü¿áöÜë▲, 2013. — 448 ï. — (づí£Ü½ÖÜñ дЬзсСсЦус у
£▲¡. Language and Reasoning).
ISB 978-5-9551-0677-9
N
とЦуЗн длсСпцнз¿ сц пЬЯЬъ пслу0 упп¿сСЬзнЦуъ нзцЬлн, Цнфнзьукп п псЦпЬлЦЬъ
ву£уЬ¿ЬЗуу у дЬпцсдсЦЦЬ дслсьсСьук з ЬЯ¿нпцб ЦсълЬЦнЬ¡, ¿уЦЗзупцу¡у,
дпукЬ¿ЬЗуу, уп¡ЬппцзсЦЦЬЗЬ уЦцс¿¿с¡цн, пс½уЬцу¡у у ву¿ЬпЬвуу — цсдслб зп、
~цЬ Цн£▲знсцп ¡ЬЗЦуцузЦ▲½у упп¿сСЬзнЦу ½у у длсСпцнз¿ сц пЬЯЬъ длу½сл ¡ЬЦзслЗсЦцЦЬЗЬ
у цлнЦпСупоуд¿уЦнлЬЗЬ лн£зуцу ЦнЬ¡у. ごпкЬСЦн ЗудЬцс£н пЬзднСнсц
п Öí£çíÖóñ½ ЬСЦЬЗЬ ó£ ëí£Ññ¿Üç ¡ÖóÇó — £▲¡ ¡í¡ уЦцслвсъп ½ñ¢ÑÜ ½Ü£Çܽ,
ïÜ£ÖíÖóñ½ у ½óëܽ, у ~öÜ Üöëí¢íñö äÜ£óîó0 нзцЬлн у сЗЬ ç£Ç¿ Ñ Цн ~çÜ¿0îó0 у
длулЬСЬ зслЯн¿бЦЬЗЬ £▲¡í у СлЬЗук ç▲ïüóê âÜÖ¡îóú, ук âó¿Ü- у ÜÖöÜÇñÖñ£, Цн
ЗсЦсцуфсп¡ус у ¡ëÜïï-¡Ü¿áöÜëÖ▲ñ íïäñ¡ö▲ ëí£çóöó ïÜ£ÖíÖó у £▲¡í у ук ½Ü£ÇÜç▲ê
¡Üëëñ¿ öÜç, Цн çÜ£½Ü¢ÖÜïöó ½ñ¢çóÑÜçÜú ¡Ü½½ÜÖó¡íîóó у ½ÜÑñ¿óëÜçíÖó
фс¿Ьзсфсп¡ук ¡ЬЗЦуцузЦ▲к длЬосппЬз. とЦуЗн лнппфуцнЦн Цн уЦцс¿¿с¡цЬн¿бЦЬЗЬ
фуцнцс¿ , уЦцслспЬ0асЗЬп длулЬСЬъ фс¿Ьзс¡н у сЗЬ ½спцЬ½ з ½улс.
This series of author’s research aims to shed more light on the biological foundations
of human cognitive abilities — primarily on language and mind. Starting from
sensory physiology it gradually moved to neuroscience, linguistics, psychology, artificial
intelligence, semiotics and philosophy — all these currently forming cognitive
studies and represent convergent trans-disciplinary trend inmodern science. The main
idea of the book concurs with one of the chapter’s title — language is an interface between
brain, mind and the world. It depicts author’s position and understanding of language
evolution and development, it’s phylo- and ontogeny, genetic and cross-cultural
basis of mind and language and their brain correlates. Accordingly, is also discusses
possible cross-species communication and modeling human cognition. The book will
appeal to scholars and students and to intellectual readers interested in specificity of
humans and their position in the world.
88.53
ISBN 978-5-9551-0677-9
© ご£Ñíöñ¿áïöçÜ «é£▲¡ó ï¿íç Öï¡Üú ¡Ü¿áöÜë▲», 2013ÇÇ
© ぶñëÖóÇÜçï¡í ど. ゑ., 2013 ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
ЗЗ ЗЗ ЗЗ ЗЗ
ばがと 811-15
ゐゐと 81
ぶ 49
,
.
Стр.5
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глядя на кота...лядя на кота...
Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв? 19
Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…) 20
Что делает нас людьми: почему непременно
рекурсивные правила? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Нить Ариадны, или Пирожные «Мадлен» . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Nature vs. Nurture в усвоении языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? 65
P. S. Сколько лет человеку? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Что рассказал нам кот…
то рассказал нам кот…
...об эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Общие черты эволюции функций гомеостатических
и информационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Распознавание человеком разных типов звуковых сигналов,
издаваемых обезьянами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Изучение восприятия внутри- и межвидовой знаковой
информации (обзор и возможные направления
сравнительно-физиологических исследований) . . . . . . . . 118
Зависимость восприятия низкочастотной амплитудной
модуляции от возраста и тренировки у человека . . . . . . . 123
Об избирательной чувствительности слуха человека
к амплитудной модуляции речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
P. S. Возможны ли универсалии в эволюционном процессе?
(Сходство принципов функциональной эволюции:
физиологические системы и язык) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
…о языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Чтение в контексте когнитивного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Дети со специфическими языковыми расстройствами . . . . . 143
Ментальный лексикон при распаде языковой системы
у больных с афазией: экспериментальное исследование
глагольной морфологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Формирование глагольной парадигмы в русском языке:
правила, вероятности, аналогии как основа организации
ментального лексикона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Стр.9
Cодержание
Некоторые факты взаимосвязи процессов усвоения
и утраты языка: экспериментальное исследование
анафорических отношений местоимений
в русском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
ПЭТ-исследование мозгового обеспечения восприятия
фраз с синтагматическим членением . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
P. S. Картезианство и бэконианство в лингвистике:
птицы и лягушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
…о мозге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Проблема внутреннего диалогизма: нейрофизиологическое
исследование языковой компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Гетерогенность мышления и эволюция когнитивных
предпочтений: кросс-культурные
и нейропсихологические аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Латерализация языков у билингва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Специализация полушарий мозга в восприятии
интонаций русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Специфика полушарной асимметрии восприятия
интонаций в норме и при шизофрении . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Участие левого и правого полушарий головного
мозга человека в формировании субъективного
акустического пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Опознавание сложных цветовых образов
и функциональная асимметрия мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
P. S. Локализация функций в мозгу: король мертв,
да здравствует король? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Улыбка кота...лыбка кота...
Зеркала, часы и знаки в мозгу, или Кто читает тексты
нейронной сети? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Когнитивный романтизм в зеркале контекстов . . . . . . . . . . . . 320
Семиотика запахов: вербализация, синестезия, память . . . . 326
Время — дом, где мы живем, или оно создается
нашим мозгом? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть . . . . . . 335
Список научных трудов Т. В. Черниговской, материалы
которых легли в основу настоящего сборника . . . . . . . . . . 361
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
9
Стр.10