Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Современные тенденции развития школьного курса "Основы безопасности жизнедеятельности"

0   0
Первый авторБорликов Герман Манджиевич
АвторыТурдуматов Болот Мусаевич
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц7
ID300348
АннотацияЦелью подготовки студентов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности является: формирование знаний о человеке как целостной биологической системе, знаний о гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности человека, защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях, знаний в области подготовки к военной службе, выработка практических навыков в организации учебного процесса // Безопасность в образовательных и социоприродных системах: материалы Международной научно-практической конференции 16-17 мая 2014 г. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2014. - С. 149-153.
УДК37:614.8
ББК74.04н6
Борликов, Г.М. Современные тенденции развития школьного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" / Б.М. Турдуматов; Г.М. Борликов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2014 .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/300348 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.М.Борликов, Б.М.Турдуматое, Калмыцкий государственный университет, г. Элиста, Россия СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), введенный в систему школьного образования с 1994 года, занимает все более прочные позиции, что свидетельствует об острой потребности общества решать проблемы выживания населения, качественного улучшения здоровья людей. <...> Новый этап в становлении ОБЖ начался с 16 марта 1993 года, когда приказом № 66/85 Министра образования и Председателя государственного комитета по ГО и ЧС было предписано до 1 декабря 1993 года организовать подготовку программы курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений и разработать примерные учебные планы и программы для подготовки педагогов по курсу ОБЖ в высших педагогических учебных заведениях. <...> И уже в мае 1993 года Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ издает Приказ «Об открытии специальности 32.01. по безопасности жизнедеятельности, но уже через год Приказом Госкомвуза России № 180 от 5 марта 1994 года определился новый классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, в котором определена группа специальностей 330000 - «Безопасность жизнедеятельности», среди которых четко обозначена специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности». <...> Целью подготовки студентов — будущих учителей безопасности жизнедеятельности является: формирование знаний о человеке как целостной биологической системе, знаний о гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности человека, защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях, знаний в области подготовки к военной службе, выработка практических навыков в организации учебного процесса. <...> В этой <...>
Современные_тенденции_развития_школьного_курса_Основы_безопасности_жизнедеятельности.pdf
Г.М.Борликов, Б.М.Турдуматое, Калмыцкий государственный университет, г. Элиста, Россия СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), введенный в систему школьного образования с 1994 года, занимает все более прочные позиции, что свидетельствует об острой потребности общества решать проблемы выживания населения, качественного улучшения здоровья людей. Новый этап в становлении ОБЖ начался с 16 марта 1993 года, когда приказом № 66/85 Министра образования и Председателя государственного комитета по ГО и ЧС было предписано до 1 декабря 1993 года организовать подготовку программы курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений и разработать примерные учебные планы и программы для подготовки педагогов по курсу ОБЖ в высших педагогических учебных заведениях. И уже в мае 1993 года Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ издает Приказ «Об открытии специальности 32.01. по безопасности жизнедеятельности, но уже через год Приказом Госкомвуза России № 180 от 5 марта 1994 года определился новый классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, в котором определена группа специальностей 330000 - «Безопасность жизнедеятельности», среди которых четко обозначена специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности». Целью подготовки студентов — будущих учителей безопасности жизнедеятельности является: формирование знаний о человеке как целостной биологической системе, знаний о гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности человека, защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях, знаний в области подготовки к военной службе, выработка практических навыков в организации учебного процесса. В условиях непрекращающихся аварий на производстве, транспорте, в жилом секторе, многочисленных угроз взрывов и непростой криминогенной обстановки подготовка населения, прежде всего детей и подростков, к действиям в условиях различных чрезвычайный ситациях становится приоритетной задачей для обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья каждого человека нашего общества. В этой связи постоянно возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности. Курс ОБЖ как раз и направлен, в первую очередь, на обеспечение безопасности человека. Именно в процессе воспитания, обучения и роста личности должны закладываться основы осознания важности и необходимости оптимального обеспечения условий сохранения жизни и здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. По целевым социально-образовательным и теоретическим аспектам «Основы безопасности жизнедеятельности» — новая, формирующаяся на стыке многих наук, самостоятельная область социальноэкономических и естественнонаучных знаний, изучающая условия обеспечения гармонии системы «природа-человек-общество». Она признает решающую роль человека в обеспечении гармонии системы, перманентность опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии их жизнедеятельности. Эта новая область знаний ставит своей задачей изучение причин возникновения опасностей, способов и средств предвидения и предупреждения этих опасностей, характеристик обусловленных этими опасностями чрезвычайных и экстремальных ситуаций и обучение учащихся способам сохранения здоровья, безопасному образу жизни в обычных и сложных социальных и прочих условиях. Она предусматривает также выработку способностей и умений сохранить жизнь и здоровье при крайне выраженном социальном, техногенном, природном и экологическом неблагополучии в условиях разного рода ЧС. В части, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, правоведения и социологии, физиологии, гигиены и физической культуры, медицины, экологии, знаний окружающего мира и природоведения, охраны груда, техники безопасности и других соответствующих областей фундаментальных и прикладных наук. Главным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности является формирование личности безопасного типа, иными словами, воспитание человека, который будет способствовать сохранению гармонии в системе «природа-человек-общество» и снижать риск возникновения опасностей, неизбежных в каждом обществе. 149
Стр.1
Безопасность - это не только защищенность человека и общества в целом от военной угрозы, техногенных катастроф, стихийных бедствий природного происхождения. Безопасность связана с чувствами, понятиями и представлениями человека об угрозах и опасностях, которые могут происходить из разных источников, в том числе из духовной сферы. Следовательно, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван не только учить действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, но и воспитывать человека с новым мировоззрением, присущим личности безопасного типа. «Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя и высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой и окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества. Он уважает историю и традиции своей Родины» [ I ]. В основе решения широкого круга задач по сохранению жизни и здоровья и обеспечению безопасности личности и общества лежат вопросы духовного и морально-нравственного характера, что в глубинном восприятии находит выражение в личностном отношении к родной земле, природе, государству, его историческим истокам, традициям и культуре. В связи с этим одной из основополагающих задач предмета является воспитание патриотизма. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сейчас получила новое, качественно более высокое звучание. Это обусловлено сложной общественно-политической обстановкой в стране, обострением локальных конфликтов на Украине, в Кавказском регионе и ряде регионов ближнего и дальнего зарубежья. Всем становится ясно, что в условиях идеологического вакуума умами и сердцами молодых людей пытаются овладеть различного рода экстремистские и националистические организации; используя внешне привлекательную для детей и подростков атрибутику и громкую фразеологию, они активно работают в молодежной среде. В основу гражданско-патриотического воспитания должно быть заложено: формирование высоких морально-нравственных качеств, преданности, любви и готовности защитить свой народ и свое Отечество; пропаганда исторического прошлого России, героического наследия и боевых традиций Вооруженных Сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защиты; воспитание юношей на опыте передовых воинских коллективов, военнослужащих, проходящих службу в Российской Армии и уволенных в запас; целенаправленная работа по формированию у допризывной и призывной молодежи навыков здорового образа жизни, содействие активному участию молодых людей в спортивно-массовых мероприятиях и в военно-прикладных видах спорта. Таким образом, в настоящее время одна из главных проблем - формирование моральной, физической и психологической готовности молодежи к защите Отечества, воспитание их как граждан и патриотов. В школе ответственность за решение этой задачи несет, главным образом, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки. В связи с этим данная область образования представляется основным базовым компонентом воспитательного процесса, становления личности, способной всей своей деятельностью не только активно содействовать прогрессивному развитию системы «природа-человек-общество», но и быть готовой и способной при необходимости защитить себя, интересы общества и государства. Это положение нашло отражение в Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), в соответствии с которой курс «Основы безопасности жизнедеятельности» должен стать частью инвариантного содержания образования в основной и средней школе. Становится очевидным, что приоритетная роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности личности отводится образованию. Успешность профессиональной деятельности современного специалиста во многом зависит от его способности и психологической готовности к поиску, видению и решению новых, выдвинутых жизнью, общественной практикой задач. Такой специалист становится конкурентоспособным в современных условиях, обладает необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда. Общей проблемой профессиональной подготовки современных специалистов выступает их подготовленность в вопросах безопасности жизнедеятельности в современной среде. Необходимость усиления такой подготовленности человека обусловлена рядом обстоятельств, среди которых в первую очередь следует отметить следующие: - возрастание агрессивности среды обитания человека (природной, социальной, технической); - нарастание урбанизации и ее негативных последствий (повышение скученности населения, нарастание опасности быстрого распространения инфекционных и других заболеваний, возникновение серьезных транспортных проблем и др.); - истощение энергетических и других ресурсов планеты, усиление ресурсного кризиса; - настоятельная необходимость повышения адаптационного потенциала человека, его жизнестойкости. 150
Стр.2