Г.М.Борликов, Б.М.Турдуматое,
Калмыцкий государственный университет,
г. Элиста, Россия
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), введенный в систему школьного образования
с 1994 года, занимает все более прочные позиции, что свидетельствует об острой потребности общества
решать проблемы выживания населения, качественного улучшения здоровья людей.
Новый этап в становлении ОБЖ начался с 16 марта 1993 года, когда приказом № 66/85 Министра образования
и Председателя государственного комитета по ГО и ЧС было предписано до 1 декабря 1993
года организовать подготовку программы курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений
и разработать примерные учебные планы и программы для подготовки педагогов по курсу ОБЖ в высших
педагогических учебных заведениях. И уже в мае 1993 года Комитет по высшей школе Министерства
науки, высшей школы и технической политики РФ издает Приказ «Об открытии специальности 32.01.
по безопасности жизнедеятельности, но уже через год Приказом Госкомвуза России № 180 от 5 марта
1994 года определился новый классификатор направлений и специальностей высшего профессионального
образования, в котором определена группа специальностей 330000 - «Безопасность жизнедеятельности»,
среди которых четко обозначена специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация
«Учитель безопасности жизнедеятельности».
Целью подготовки студентов — будущих учителей безопасности жизнедеятельности является: формирование
знаний о человеке как целостной биологической системе, знаний о гигиенических факторах, оказывающих
существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности человека,
защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях, знаний в области подготовки к военной
службе, выработка практических навыков в организации учебного процесса.
В условиях непрекращающихся аварий на производстве, транспорте, в жилом секторе, многочисленных
угроз взрывов и непростой криминогенной обстановки подготовка населения, прежде всего детей и
подростков, к действиям в условиях различных чрезвычайный ситациях становится приоритетной задачей
для обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья каждого человека нашего общества. В этой
связи постоянно возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку подрастающего
поколения к безопасной жизнедеятельности.
Курс ОБЖ как раз и направлен, в первую очередь, на обеспечение безопасности человека. Именно в
процессе воспитания, обучения и роста личности должны закладываться основы осознания важности и
необходимости оптимального обеспечения условий сохранения жизни и здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности.
По целевым социально-образовательным и теоретическим аспектам «Основы безопасности жизнедеятельности»
— новая, формирующаяся на стыке многих наук, самостоятельная область социальноэкономических
и естественнонаучных знаний, изучающая условия обеспечения гармонии системы «природа-человек-общество».
Она признает решающую роль человека в обеспечении гармонии системы, перманентность
опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии их жизнедеятельности.
Эта новая область знаний ставит своей задачей изучение причин возникновения опасностей,
способов и средств предвидения и предупреждения этих опасностей, характеристик обусловленных этими
опасностями чрезвычайных и экстремальных ситуаций и обучение учащихся способам сохранения
здоровья, безопасному образу жизни в обычных и сложных социальных и прочих условиях. Она предусматривает
также выработку способностей и умений сохранить жизнь и здоровье при крайне выраженном
социальном, техногенном, природном и экологическом неблагополучии в условиях разного рода ЧС.
В части, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно
интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, правоведения и социологии, физиологии,
гигиены и физической культуры, медицины, экологии, знаний окружающего мира и природоведения,
охраны груда, техники безопасности и других соответствующих областей фундаментальных и прикладных
наук.
Главным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности является формирование личности
безопасного типа, иными словами, воспитание человека, который будет способствовать сохранению
гармонии в системе «природа-человек-общество» и снижать риск возникновения опасностей, неизбежных
в каждом обществе.
149
Стр.1
Безопасность - это не только защищенность человека и общества в целом от военной угрозы, техногенных
катастроф, стихийных бедствий природного происхождения. Безопасность связана с чувствами,
понятиями и представлениями человека об угрозах и опасностях, которые могут происходить из разных
источников, в том числе из духовной сферы. Следовательно, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
призван не только учить действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, но и воспитывать
человека с новым мировоззрением, присущим личности безопасного типа.
«Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя и высокий смысл своей деятельности,
свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой и окружающей природой, гармонично
сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием
жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования
во имя высоких идеалов защиты Отечества. Он уважает историю и традиции своей Родины» [ I ].
В основе решения широкого круга задач по сохранению жизни и здоровья и обеспечению безопасности
личности и общества лежат вопросы духовного и морально-нравственного характера, что в глубинном
восприятии находит выражение в личностном отношении к родной земле, природе, государству, его
историческим истокам, традициям и культуре. В связи с этим одной из основополагающих задач предмета
является воспитание патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сейчас получила новое, качественно
более высокое звучание. Это обусловлено сложной общественно-политической обстановкой в стране,
обострением локальных конфликтов на Украине, в Кавказском регионе и ряде регионов ближнего и дальнего
зарубежья. Всем становится ясно, что в условиях идеологического вакуума умами и сердцами молодых
людей пытаются овладеть различного рода экстремистские и националистические организации; используя
внешне привлекательную для детей и подростков атрибутику и громкую фразеологию, они активно
работают в молодежной среде.
В основу гражданско-патриотического воспитания должно быть заложено:
формирование высоких морально-нравственных качеств, преданности, любви и готовности защитить
свой народ и свое Отечество;
пропаганда исторического прошлого России, героического наследия и боевых традиций Вооруженных
Сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защиты;
воспитание юношей на опыте передовых воинских коллективов, военнослужащих, проходящих службу
в Российской Армии и уволенных в запас;
целенаправленная работа по формированию у допризывной и призывной молодежи навыков здорового
образа жизни, содействие активному участию молодых людей в спортивно-массовых мероприятиях и в
военно-прикладных видах спорта.
Таким образом, в настоящее время одна из главных проблем - формирование моральной, физической
и психологической готовности молодежи к защите Отечества, воспитание их как граждан и патриотов. В
школе ответственность за решение этой задачи несет, главным образом, преподаватель-организатор основ
безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки.
В связи с этим данная область образования представляется основным базовым компонентом воспитательного
процесса, становления личности, способной всей своей деятельностью не только активно содействовать
прогрессивному развитию системы «природа-человек-общество», но и быть готовой и способной
при необходимости защитить себя, интересы общества и государства. Это положение нашло отражение
в Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), в соответствии
с которой курс «Основы безопасности жизнедеятельности» должен стать частью инвариантного
содержания образования в основной и средней школе.
Становится очевидным, что приоритетная роль в обеспечении национальной безопасности любого государства
и жизнедеятельности личности отводится образованию.
Успешность профессиональной деятельности современного специалиста во многом зависит от его
способности и психологической готовности к поиску, видению и решению новых, выдвинутых жизнью,
общественной практикой задач. Такой специалист становится конкурентоспособным в современных условиях,
обладает необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда.
Общей проблемой профессиональной подготовки современных специалистов выступает их подготовленность
в вопросах безопасности жизнедеятельности в современной среде. Необходимость усиления
такой подготовленности человека обусловлена рядом обстоятельств, среди которых в первую очередь
следует отметить следующие:
- возрастание агрессивности среды обитания человека (природной, социальной, технической);
- нарастание урбанизации и ее негативных последствий (повышение скученности населения, нарастание
опасности быстрого распространения инфекционных и других заболеваний, возникновение серьезных
транспортных проблем и др.);
- истощение энергетических и других ресурсов планеты, усиление ресурсного кризиса;
- настоятельная необходимость повышения адаптационного потенциала человека, его жизнестойкости.
150
Стр.2