Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Личностно-развивающий потенциал художественно-творческой деятельности в вузе: традиции и современность

0   0
Первый авторБорликов Герман Манджиевич
АвторыДаржинова Светлана Владимировна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц171
ID300330
АннотацияВ монографии изложены результаты исследования проблемы гуманитарного вузовского образования и возможности художественно-творческой деятельности в этом направлении. Авторами рассмотрены следующие аспекты проблемы: гуманизация и гуманитаризация высшего образования; образовательные технологии, направленные на гуманитарное образование личности; тенденции и современные реалии художественно-творческой деятельности в вузе. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2011. - 170 с.
УДК378:37.013
ББК74.458р30-2
Борликов, Г.М. Личностно-развивающий потенциал художественно-творческой деятельности в вузе: традиции и современность / С.В. Даржинова; Г.М. Борликов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2011 .— 171 с. — Библиогр.: с. 96-103 .— URL: https://rucont.ru/efd/300330 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _________ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Г.М. Борликов, С.В. Даржинова ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Элиста 2011 УДК 378:37.013(470.47) ББК Ч458(2Рос. <...> В монографии изложены результаты исследования проблемы гуманитарного вузовского образования и возможности художественнотворческой деятельности в этом направлении. <...> Авторами рассмотрены следующие аспекты проблемы: гуманизация и гуманитаризация высшего образования; образовательные технологии, направленные на гуманитарное образование личности; тенденции обновления содержания и форм обучения в вузе; традиции и современные реалии художественно-творческой деятельности в вузе. <...> Издание подготовлено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-06-36601 а/Ю) © Калмыцкий государственный университет, 2001 г. © Авторы, 2011 г. 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . <...> Театральные приёмы К.С. Станиславского – активные методы обучения в художественно-творческой деятельности. <...> Студенческий театр как ситуационная модель (континуум) художественно-творческой деятельности в вузе. <...> На волне кардинальных изменений, переживаемых Россией на рубеже XX-XXI в.в. отечественная педагогическая наука приходит к «Концепции личностно ориентированного гуманистического образования» (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) <...> Теоретическое обсуждение данной проблемы, на наш взгляд, затрагивает следующие аспекты: гуманизация и гуманитаризация высшего образования; поиск образовательных технологий, направленных на гуманитарное образование личности; тенденции обновления содержания и форм обучения в вузе; традиции и современные реалии художественно-творческой деятельности в вузе. <...> Как только заходит речь о соотношении объемов гуманитарного и профессионального <...>
Личностно-развивающий_потенциал_художественно-творческой_деятельности_в_вузе_традиции_и_современность.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации _________ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Г.М. Борликов, С.В. Даржинова ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Элиста 2011
Стр.1
УДК 378:37.013(470.47) ББК Ч458(2Рос.Калм)р30-2+Ч458р30-2 Б 827 Б 827 Борликов, Г.М. Личностно-развивающий потенциал художественно-творческой деятельности в вузе: традиции и современность [Текст] / Г.М. Борликов, С.В. Даржинова. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2011. – 171 с. В монографии изложены результаты исследования проблемы гуманитарного вузовского образования и возможности художественнотворческой деятельности в этом направлении. Авторами рассмотрены следующие аспекты проблемы: гуманизация и гуманитаризация высшего образования; образовательные технологии, направленные на гуманитарное образование личности; тенденции обновления содержания и форм обучения в вузе; традиции и современные реалии художественно-творческой деятельности в вузе. Авторы исходят из того, что используя художественно-творческую деятельность, как средство и механизм воспитания, можно влиять на систему отношений каждой личности, формирование ее творческого потенциала и предлагают осуществлять её в условиях свободного обмена мнениями, идеями, личностной включенности студентов в образовательный процесс. В качестве средств рассматриваются педагогически сконструированные личностно развивающие ситуации, способствующие обретению индивидом нового опыта, опыта личностной самоорганизации и поиска. Работа адресована студентам, аспирантам и преподавателям вузов и всем тем, кто интересуется проблемами художественно-творческого воспитания личности. Рекомендуется для лекторов, читающих курсы по дисциплинам психолого-педагогического и общекультурного циклов, а также для работников систем управления образовательными учреждениями. Издание подготовлено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-06-36601 а/Ю) © Калмыцкий государственный университет, 2001 г. © Авторы, 2011 г. 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .......................................................................................................4 Глава 1. Современное высшее образование....................................................7 1.1. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования ........................7 1.2. Образовательные технологии, направленные на гуманитарное образование личности ...........................................................................................18 1.3. Художественное воспитание и образование: традиции и современность........................................................................................................................31 Глава 2. Личностно-развивающий потенциал художественно-творческой деятельности в современном вузе........................................................................38 2.1. Организации процесса художественно-творческой деятельности в вузе (подходы, принципы, условия, методы) .....................................................38 2.2. Театральные приёмы К.С. Станиславского – активные методы обучения в художественно-творческой деятельности......................................53 2.3. Студенческий театр как ситуационная модель (континуум) художественно-творческой деятельности в вузе................................................................63 Заключение .......................................................................................................92 Список литературы..........................................................................................96 Приложение....................................................................................................103 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Одной из самых значимых причин, обусловливающих необходимость обновления высшего образования, является известная односторонность, дисгармоничность образования: вместо целостного культурного опыта студенты фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь, знаниевый компонент. Безусловно, понимание фундаментальных основ природы и общества необходимы образованному человеку, однако не менее важно, какими ценностями и смыслами будет руководствоваться носитель этих знаний. Усиление роли самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует «укрепления» общекультурного фундамента образования, развития его умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и др. проблем и разумного нравственноцелесообразного изменения действительности [В.В. Сериков]. Попытки выйти за рамки знаниевой парадигмы, расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении предпринимаются уже давно. Появление разных дополняющих друг друга педагогических концепций тому подтверждение. Например, «Культурологическая модель содержания образования» (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слобдчиков, Л.В. Школяр и др.), согласно этой концепции основу содержания образования должна составлять совокупность основных видов опыта, освоение которых обеспечивает преемственность поколений в социокультурном прогрессе. Ее авторы выделяют четыре разнородных компонента культурного опыта (знания о различных областях действительности, опыт выполнения известных способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения к миру человека), которые в целом репрезентативны для культурной сферы и создают необходимые предпосылки для последующей социализации воспитанника. Таким образом, содержание образования не сводится к набору сведений, подлежащих заучиванию и воспроизведению, а включает более целостный блок культурного опыта. На волне кардинальных изменений, переживаемых Россией на рубеже XX-XXI в.в. отечественная педагогическая наука приходит к «Концепции личностно ориентированного гуманистического образования» (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Его ценностные ориентиры связаны с пониманием, что обучаемый является субъектом педагогической деятельности, в которой процессы учения, воспитания и обучения основаны на свободном саморазвитии личности. Личностный подход, разрабатываемый на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях, представляет собой парадигмальный принцип новой гуманистической педагогики. Изначально он возник как методологический принцип исследования явлений психологии, психолингвистики, феноменов педагогической практики. Суть его применительно к явлениям педагогики состояла в том, чтобы проектировать педагогические явления, видя их «двудоминантность» - направлен4
Стр.4
ность на развитие «индивидной» и «личностной» природы человека. Сущность личностного подхода в образовании состоит в создании условий для целостного проявления, развития и саморазвития субъектов образовательного процесса. Были ли эти модели реализованы на практике? И да, и нет. С одной стороны, высокоэффективный педагогический процесс не может не обеспечивать присвоение целостного культурного опыта или не быть направленным на личность, что и наблюдается в спонтанно возникающей новаторской практике, с другой, - программно-методическая и нормативная база обучения, соответствующая таким моделям образования, так и не была создана в полном объёме. Проблема «персонификации» знания, превращения объективно-значимых ценностей в личностные смыслы обучаемого остаются в педагогике высшей школы пока еще без должного внимания. В этой связи необходимы образовательные технологии, направленные на гуманитарное образование человека. По сути, это проблема целостного образования человека - такого образования, которое позволяет человеку становиться субъектом своей жизнедеятельности, своего целостного, «человеческого» (духовнонравственного) развития; брать ответственность за себя и за мир; накапливать опыт осознания субъективной реальности и совершенствования самосознания. Актуализация вопроса гуманитаризации вузовского образования также связана и с рядом объективных социокультурных условий и насущных потребностей региональных вузов. В их образовательно-воспитательной практике обращение к гуманитарному знанию рассматривается как один из важных методологических источников обоснования целей образовательного процесса, ориентированного на формирование здорового национального самосознания и сохранение этнического языка и культуры. Сегодня необходимость гуманитаризации никем не оспаривается. Однако острые столкновения наблюдаются в вопросе гармонизации гуманитаризации и профессионализации, в их сбалансированном соотношении в рамках учебного процесса в вузе. Министерство образования рекомендует решать этот вопрос с учетом возможностей и потребностей вуза. Формирование гуманитарной матрицы должно строиться на разумном компромиссе, где мнения противостоящих сторон должны быть услышаны и учтены при формировании учебного плана. С нашей точки зрения, основу гуманитарной матрицы в вузе должна составить деятельность, предлагающая освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения личности в эту деятельность и способствующая становлению целостного образа мира и человека в нем, и таким образом, существенно повышающая интенсивность и качество освоения учебной программы. Такой деятельностью может стать художественно-творческая деятельность вуза, осуществляемая в особой педагогической среде, в условиях свободного обмена мнениями, идеями, личностной включённости студентов в образовательный процесс. В таком виде она отвечает нашему представлению о гуманитарной матрице в вузе. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.