Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 523169)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Лексическая полисемия в когнитивном аспекте (210,00 руб.)

0   0
Первый авторЛещева Л. М.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц257
ID300080
АннотацияВ монографии предпринята попытка комплексного изучения лексической полисемии как явления, обусловленного свойствами языковой системы, а также нейрофизиологической, психологической и социальной природой человека. Изучен характер регулярной полисемии английских существительных и прилагательных. Рассматриваются проблема овладения полисемией ребенком в процессе его когнитивного развития.
Кому рекомендованоРабота адресуется преподавателям, аспирантам, студентам факультетов иностранных языков университетов, интересующимся проблемами семантики, номинации и когнитологии.
ISBN978-5-9551-0556-7
УДК81:159.9
ББК81
Лещева, Л.М. Лексическая полисемия в когнитивном аспекте [Электронный ресурс] : [монография] / Л.М. Лещева .— М. : Языки славянской культуры, 2014 .— 257 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— На тит. листе указ. изд-ва: Языки славянской культуры, Знак; Библиогр.: с. 236-253 .— ISBN 978-5-9551-0556-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/300080

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Докторская диссертация «Лексическая полисемия в когнитивном аспекте». <...> Более 100 публикаций, среди них несколько книг: Лексическая полисемия в когнитивном аспекте. <...> О нейрофизиологических и нейропсихологических основах полисемии . <...> Общая характеристика предметно-понятийной отнесенности анализируемых существительных . <...> Сингулярные значения и лакуны в семантических структурах существительных . <...> К проблеме создания генеративной теории полисемии . <...> Наиболее интенсивное и последовательное изучение полисемии началось во второй половине ХIХ — начале ХХвека благодаря работам блестящих ученых разных стран, школ и направлений. <...> В рамках этого направления были выдвинуты, обоснованы и доказаны такие положения, как сложность структуры значения, неравноправность и иерархичность значений в семантической структуре слова, выявлены семантические основания и типы связей значений в слове, дискутировалась проблема «общего значения», проводились сопоставительные исследования полисемии в разных группах лексики и в разных языках, устанавливались показатели дифференциации полисемии и омонимии, разрабатывались процедуры разграничения значений полисеманта, имеющие особо важное значение для лексикографии, и т. д. <...> При этом исследуется количество значений в структуре полисемантичных слов, их зависимость от частеречных, частотных, морфологических и других характеристик слова; характер структуры (радиальный, цепочечный, смешанный); типы значений (основные и производные, первичные и вторичные, прямые и переносные, синтаксически свободные и синтаксически связанные значения и др.) и виды связи между ними (метафорическая, метонимическая, гиперо-гипонимическая и др.), описываемые главным образом на основе компонентного анализа, строятся модели регулярной полисемии для слов с близкими исходными значениями и т. д. <...> Семантические связи значений полисеманта при этом трактуются как фреймовые или метафорические <...>
Лексическая_полисемия_в_когнитивном_аспекте.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Л. М. ЛЕЩЁВА ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПОЛИСЕМИЯ В КОГНИТИВНОМ АСПЕКТЕ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗНАК МОСКВА 2014
Стр.4
 80/81-159.9  81  54                  «  (2012—2018 )»          :     . .  ()     . .  ()  54  . .     . — .:   ; , 2014. — 256 . — (   . Language and Reasoning). ISBN 978-5-9551-0556-7          ,    ,   ,     .        .          .   , ,     ,   ,   .  81 ISBN 978-5-9551-0556-7 ©  «  », «», 2014 ©  . ., 2014        ,       .
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к новому изданию .................................................................... Введение ...................................................................................................... 15 7 1. Основные этапы изучения истории полисемии ................................... 16 1.1. Проблемы полисемии в философских работах до XIX века ....... 17 1.2. Лексическая многозначность как предмет исследования лингвистики XIX века ..................... 21 1.3. Многозначность в лексикологических работах XX века............. 24 2. Определение термина «полисемия» ...................................................... 27 3.Методы установления в слове полисемии ............................................ 31 4. Цели и задачи исследования ................................................................. 39 5.Материал исследования ......................................................................... 42 Глава 1. Когнитивные основы полисемии ............................................ 46 1.1. О нейрофизиологических и нейропсихологических основах полисемии ............................................................................. 48 1.2. Концептуализация и полисемия ........................................................ 57 1.3. Категоризация и полисемия ............................................................... 68 1.4. Категоризация, номинация и полисемия........................................... 81 1.5. Номинация и семантические универсалии ....................................... 91 Выводы по главе 1 ...................................................................................... 98 Глава 2. Лексическая полисемия в английском языке ....................... 101 2.1. Определение понятия регулярной полисемии .................................. 102 2.2. Регулярная полисемия в классе существительных............................. 106 2.2.1. Проблемы семантической классификации существительных. 106 2.2.2. Общая характеристика предметно-понятийной отнесенности анализируемых существительных ............................................ 109 2.2.3. Общая характеристика производных значений исследуемых существительных.................................................. 116 2.2.4. Модели тематической вариативности английских существительных.................................................... 129 2.2.5. Внутрисловные связи значений субстантивных полисемантов. 148 2.2.6. Модель полисемии существительного ..................................... 165 2.2.7. Сингулярные значения и лакуны в семантических структурах существительных ........................ 169 2.3. Особенности полисемии в классе прилагательных ........................... 176 Выводы по главе 2 ...................................................................................... 190
Стр.6
Глава 3. Полисемия и ментальный лексикон....................................... 192 3.1. Организация полисемии в ментальном лексиконе............................ 193 3.2. К проблеме создания генеративной теории полисемии .................... 204 3.3. Развитие навыков производства и понимания лексической полисемии................................................ 216 Выводы по главе ......................................................................................... 233 Заключение .................................................................................................. 235 Список использованных источников ............................................................ 236
Стр.7