Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Социология

0   0
Первый авторНазаров Юрий Николаевич
АвторыИвановский гос. ун-т
ИздательствоИздательство Шуйского филиала ИвГУ
Страниц166
ID295988
АннотацияВ учебном пособии по дисциплине «Социология» кратко представлены основные темы учебного курса, а также ключевые понятия социологической теории. Деятельность человека как общественного существа проанализирована в понятийных рядах: индивидуум – деятельность – отношение; материальное – нематериальное; объективное – субъективное; индивидуум – группа – общество; изменение – развитие; прогресс – регресс; социальная реформа – политическая революция; модернизация – архаизация и т. д.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов университета всех форм обучения, а также для слушателей ФПК и ФДОУ, обучающихся по всем направлениям бакалавриата.
УДК316(075.8)
ББК60.5я73
Назаров, Ю.Н. Социология : учеб. пособие / Ивановский гос. ун-т; Ю.Н. Назаров .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2013 .— 166 с. — URL: https://rucont.ru/efd/295988 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал ИвГУ Ю.Н. <...> Деятельность человека как общественного существа проанализирована в понятийных рядах: индивидуум – деятельность – отношение; материальное – нематериальное; объективное – субъективное; индивидуум – группа – общество; изменение – развитие; прогресс – регресс; социальная реформа – политическая революция; модернизация – архаизация и т. д. <...> Становление и развитие социологического знания на Западе Родоначальником социологии часто называют французского философа-позитивиста Огюста Конта (1798-1857). <...> Однако вопрос о родоначальнике социологического знания является спорным. <...> Сама же «эта общая наука, т. е. философия, должна была быть гадательной, пока гадательными были частные науки; она стала наполовину гадательной и позитивной, когда некоторые из частных наук стали 1 Сен-Симон. <...> Для уточнения специфики социологического знания представим его в качестве системы, которая включает следующие элементы. <...> «Объединяет» все уровни и формы социологического знания такой признак как «социальное», которым и определяется специфика социологии. <...> Становление и развитие социологического знания в Руси-России Становление социологической мысли в Руси-России обусловлены особенностями экономического, политического, духовно-идеологического развития русского народа как создателя Русского государства и творца русской культуры. <...> Наибольшую известность получили следующие идеи и концепции: 1) воззрения П. Я. Чаадаева о предназначении и судьбе России; 2) учение славянофилов о самобытности России, русского народа и русского государства; В развитии отечественной социологии различают два больших периода: «дореволюционный» и «послереволюционный» (рубеж 1917 г.). <...> Наибольшую известность получили следующие идеи и концепции <...>
Социология_(1).pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.165
Социология_(1).pdf
ББК 60.5я7 Печатается по решению редакционно-издательского совета УДК 316(075) Шуйского филиала ИвГУ Н 19 Рецензент: Д.В. Смирнов – кандидат философских наук, доцент; Т.Б. Кудряшова – доктор философских наук, профессор Н 19 Назаров Ю.Н. Социология: учеб. пособие для студентов университетов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2013. – 165 с. В учебном пособии по дисциплине «Социология» кратко представлены основные темы учебного курса, а также ключевые понятия социологической теории. Деятельность человека как общественного существа проанализирована в понятийных рядах: индивидуум – деятельность – отношение; материальное – нематериальное; объективное – субъективное; индивидуум – группа – общество; изменение – развитие; прогресс – регресс; социальная реформа – политическая революция; модернизация – архаизация и т. д. Пособие предназначено для студентов университета всех форм обучения, а также для слушателей ФПК и ФДОУ, обучающихся по всем направлениям бакалавриата. © Назаров Ю.Н., 2013 © Шуйский филиал ИвГУ, 2013 2
Стр.2
1. Социология как наука об обществе, человеке, культуре 1.1. Становление и развитие социологического знания на Западе Родоначальником социологии часто называют французского философа-позитивиста Огюста Конта (1798-1857). Однако вопрос о родоначальнике социологического знания является спорным. Решение его зависит от того, как относиться к непосредственным предшественникам Конта (Ш.-Л. Монтескье, А. Сен-Симону, Ф. Фергюссону), а также к воззрениям на общество Платона, Аристотеля, Дж. Вико, И. Канта, Г. Гегеля и др. Действительно, именно Конт сочинил слово «социология» [лат. soci(etas) общество + < греч. log(os) слово, понятие, учение] и ввел его в научный обиход, именно Конт привел знание об обществе в определенную научную систему. По Конту социология (первоначально он называл ее «социальной физикой») единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы функционирования и развития общества, неотделимые от законов природы. Во взглядах на историю Конт находился под сильным влиянием французского утопического социалиста Клода Анри Сен-Симона (17601825), который первым обосновал идею о том, что «наука о человеке» («Очерк науки о человеке, 1813»), подобно астрономии, физике, химии, «будет изучаться методом, принятом и в других науках, что она будет введена в народное образование, когда станет наукой позитивной»1. В эту науку о человеке, по словам Сен-Симона, входят «системы религии, общей политики, морали, народного образования», ибо все они «суть не что иное как применение системы идей, или, если угодно, это одна система мышления, рассматриваемая с различных сторон»2. В свою очередь, «общая политика (позднее Сен-Симон будет называть ее также «политической наукой», «общественной наукой», «социальной физикой» и т. д. – Ю. Н.), включающая религиозную систему и организацию духовенства, станет позитивной наукой только тогда, когда философия во всех своих частях сделается наукой наблюдения, ибо общая политика есть применение общей науки»3. Сама же «эта общая наука, т. е. философия, должна была быть гадательной, пока гадательными были частные науки; она стала наполовину гадательной и позитивной, когда некоторые из частных наук стали 1 Сен-Симон. Избр. произв. Т. I. М.; Л., 1948. С. 148. 2 Там же. С. 149. 3 Там же. С. 150. 3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Социология как наука о человеке, обществе, культур 1.1. Становление и развитие социологического знания на Западе 1.2. Становление и развитие социологического знания в Руси-России 1.3. Объект и предмет социологии 1.4. Общие, специальные и отраслевые теории 2. Общество как объект социального познания 2.1. Общество как целое. Общество и природа 2.2. Понятие «общество» в социологии 3. Культура как объект социального познания 3.1. Общие и частные определения культуры 3.2. Основные области культуры и законы ее развития 3.3. Понятие «культура» в социологии 4. Личность в системе общества 4.1.Человек, индивид, личность 4.2. Социализация индивида. Модели социализации человека 4.3. Миропонимание, правосознание, нравственность как регулятивы социального поведения личности 5. Социальная стратификация 5.1. Основные формы стратификации. Социальная мобильность 5.2. Социальная стратификация современного общества 6. Социальные учреждения (институты, организации) 6.1. Социальные институты 6.2. Социальные организации 6.3. Государство как социальный институт 7. Социальные изменения 7.1. Понятие «социальное изменение». Эволюция, революция, прогресс 7.2. Интеллигенция как субъект социальных изменений 7.3. Теории реформ и революций 7.4. Теории модернизации общества 8. Социальные изменения в истории Руси-России 8.1. Социальные изменения в Древней и Средневековой Руси 8.2. Социальные изменения в России Нового и Новейшего времени 9. Системный словарь социологических терминов Список литературы Вопросы к зачету 165 3 3 5 11 12 15 15 18 19 19 21 25 26 26 27 29 42 42 43 46 46 48 49 66 66 78 88 90 94 94 101 109 163 164
Стр.165