Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Этнопедагогическое и этнокультурное наследие в творчестве Михаила Хонинова

0   0
Первый авторХанинова Римма Михайловна
АвторыХанинова Эльза Михайловна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц112
ID295952
АннотацияВ монографии впервые изучены и обобщены этнопедагогические идеи в художественном наследии калмыцкого писателя Михаила Ванькаевича Хонинова (1919-1981), с позиций современной педагогики осуществлен их комплексный анализ, в научный оборот введены различные материалы из семейного архива. - Элиста, 2008. - 220 с.
Кому рекомендованоИздание адресовано педагогам, филологам, культурологам, студентам гуманитарных специальностей и учащимся общеобразовательных учреждений.
Ханинова, Р.М. Этнопедагогическое и этнокультурное наследие в творчестве Михаила Хонинова / Э.М. Ханинова; Р.М. Ханинова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2008 .— 112 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/295952 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Х191 Этнопедагогическое и этнокультурное наследие в творчестве Михаила Хонинова [Текст] / Р.М. Ханинова, Э.М. Ханинова; предисловие Г.Н. Волкова. <...> ISBN 978-5-91458-024-4 В монографии впервые изучены и обобщены этнопедагогтеские идеи в художественном наследии калмыцкого писателя Михаила Ванькаевича Хонинова (1919-1981), с позиций современной педагогики осуществлен га комплексный анализ, в научный оборот введены различные материалы из семейного архива. <...> Процессы демократизации выдвинули на первый план множество проблем культуры, среди которых особую важность представляют проблемы этнокультуры, связанные с потребностью воспитания человека, сопричастного к своей культуре - через язык, художественное творчество, традиции и ценности предков, - стремящегося сохранить национальную самобытность, уникальную культуру. <...> Сейчас активно разрабатываются национально-региональные образовательные программы, органической частью которых становится народная педагогика. <...> 4 5 Творчество Михаила Ванысаевича Хонинова (1919 - 1981) является, несомненно, одним из самых значимых в истории литературы и искусства Калмыкии. <...> Художественное наследие М.В. Хонинова содержит ценные этнопедагогические идеи, до сих пор не изученные и, разумеется, не утратившие своего воспитательного потенциала. <...> Кекеевой, Б.К. Секенова, С.А. Даваева, С.Н. Босхамджиевой, рассмотревших аксиологию эпоса «Джангар» и определивших формирование ценностных ориентаций молодежи. <...> В диссертации Г.П. Айдаровой «Этнопедагогические идеи в произведениях классиков калмыцкой литературы» дан этнопедагогический ракурс калмыцкой литературы прошлого столетия. <...> Художественное наследие Михаила Хонинова в этом плане не становилось предметом изучения. <...> Единственная сегодня книга астраханского литературоведа Д.Т. Чирова «Грани любви. <...> Творческий портрет Михаила Хонинова» (Элиста, 2007) представляет собой первую монографическую попытку передать некоторые особенности художественного <...>
Этнопедагогическое_и_этнокультурное_наследие_в_творчестве_Михаила_Хонинова.pdf
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИМЕРА И ЛЮБВИ В ВОСПИТАНИИ Что такое воспитание? Пример и любовь. И больше ничего! Быть может, последнее предложение — восклицательное! — слишком категорично, но, тем не менее, и оно едва ли лишено смысла. Долгая перманентная трудовая жизнь убедила меня в том, что дезавуирование примера социально опасно, может иметь трагические последствия. За примерами не надо далеко ходить. И любовь, и пример требуют структурирования. Любовь к отцу-матери, труду, истине, знаниям, Родине, Отечеству... Родиной малой, на мой взгляд, может быть только деревня или родная улица. Называть, например, Калмыкию малой родиной - большой грех. Любовь бесплодна, если отсутствует пример. В структуре примера особенно значимы слово-мысль (идея, афоризмы, парадоксы), действие, деятельность (труд, поведение), поступок (подвиг), событие, идеал (личность-символ, пассионарий) и др. Воспитание непременно и неизбежно коннотационно, этноориентированно, ибо воспитание людей безродных бессмысленно. Вероятно, самыми надежными нашими современниками оказываются Сократ, Коменский, Ушинский, Толстой, Сухомлинский...Они воспринимаются как члены одной команды, работающие в едином педагогическом коллективе. Эти великие сыны человечества единодушны в отношении к народной мудрости, которая носит глобальный характер. А интегрирует народная мудрость всемирную педагогику посредством примера и любви. Во-первых, есть социальный заказ на подобного рода исследования, вытекающий из этнопедагогической формулы: ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ? ПРИМЕР И ЛЮБОВЬ. Бережное отношение к примеру, к персоналиям почти покидает современную общественную жизнь. В то же время мы видим и понимаем, что дезавуирование примера приводит не только процесс и содержание воспитания, но и общественные отношения к нравственному - порой и политическому - кризису. Мы это сейчас наблюдаем на каждом шагу. Преданность идеям и идеалам отца, национального героя, и похвальна, и трогательна, не говоря уже о том, что сами авторы исследования в данном случае выступают положительным примером. Во-вторых, исследование отвечает на современные потребности воспитательной и образовательной практики. В-третьих, авторы, специально не задаваясь такой целью, особенным образом актуализируют роль отца в воспитании детей в семье и вне семьи. 3
Стр.2
В-четвертых, проблема, заявленная в книге, до сих пор никем еще в подобном аспекте не ставилась: талантливый артист; тесно связанный со школами, детворой, самобытный поэт, философ, писатель, этнограф, фольклорист, публицист, конечно, давно заслуживал исследовательского внимания. Наконец, тема исследования находит отражение в плане заказа Министерств и образования, и молодежной политики. Если примерить к данной книге критерии новизны, то можно прямо сказать, что она содержит новые теоретические и практические выводы: это прослеживается и в разборе высших духовно-нравственных ценностей этнокультурного наследия Михаила Хоншова, Теоретическая значимость этого труда совершенно бесспорна. Общепедагогический уровень значимости работы состоит в том, что ее результаты, в конечном счете, имеют отношение почти ко всем областям педагогики, в первую очередь, конечно, - к этнопедагогике, истории педагогики, методике преподавания литературы и родного языка, семейному воспитанию, формированию чувства межнациональной солидарности, нравственной культуры и др. Работа концептуальна и перспективна. Как завещал Иммануил Кант: воспитание - тайна. А вот любовь - не тайна. Михаила Хонинова будут помнить и любить и дети, и внуки, а может быть, за вечность гарантировать нельзя, но за девять поколений - от прапрадеда до праправнука - можно (как у древних монголов, калмыков, чувашей, китайцев, быть может, и у других). Этнопедагогика учит, что каждый человек, по меньшей мере, ситуативно, один раз бывает великим педагогом. А так, если принять во внимание этнопедагогику, в реальной жизни великих педагогов гораздо больше, чем принято считать в наших многочисленных педагогических книгах. Итак, Пример и Любовь в этнопедагогике решают самые фундаментальные задачи, неся на себе самые сложные проблемы, выполняя судьбоносную миссию в жизни народов. Раз так - то й всего человечества. Настоящая, подлинная педагогика в многонациональном мире не может не быть этнопедагогикой. Г.Н. Волков, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования, заслуженный деятель науки РФ. ВВЕДЕНИЕ ...Детям я передаю свой путь, как надежного коня степного. Михаил Хонинов («По дороге, расправляя грудь...») Радикальные демократические преобразования рубежа XX - XXI вв., охватившие все сферы многонационального российского общества, обусловлены, прежде всего, коренными изменениями в системе ценностей, а следовательно, иной социальной оценкой места и роли образования. Процессы демократизации выдвинули на первый план множество проблем культуры, среди которых особую важность представляют проблемы этнокультуры, связанные с потребностью воспитания человека, сопричастного к своей культуре - через язык, художественное творчество, традиции и ценности предков, - стремящегося сохранить национальную самобытность, уникальную культуру. В условиях нестабильности, когда извечные ценности нивелируются или вовсе отвергаются, а новые еще не созданы, поиск эффективных путей обучения и воспитания приобретает характер острой необходимости. Сейчас активно разрабатываются национально-региональные образовательные программы, органической частью которых становится народная педагогика. Обращение к историческому опыту, прогрессивным традициям народного воспитания, выдержавшим проверку многолетней практикой, к творческому наследию видных деятелей национального просвещения, литературы и искусства способствует подъему духовно-нравственной культуры каждого этноса, возрождению, сохранению и развитию на этой основе вечных духовно-педагогических ценностей народов. Особо значимы фундаментальные труды академика Г.Н. Волкова, открывшего пути возрождения и развития этнопедагогики в поликультурном контексте. Духовно-педагогические ценности каждого народа, являясь неотъемлемым компонентом этнокультуры, в то же время служат фундаментом для межкультурного диалога. Становится очевидным, что только на основе научной концепции возрождения, сохранения и развития всего комплекса традиционного культурно-педагогического наследия народа возможно эффективное функционирование национальных систем воспитания. В многомерном этнопедагогическом пространстве важная роль отводится воспитательным возможностям национальной литературы. Подлинно национальная литература, выросшая из недр фольклора, отражает духовно-педагогические идеи народа: любовь к Родине и защита Отечества, любовь к земле и трудолюбие, нравственно-этические традиции. 4 5
Стр.3
Творчество Михаила Ванысаевича Хонинова (1919 - 1981) является, несомненно, одним из самых значимых в истории литературы и искусства Калмыкии. Человек непростой судьбы, интересной биографии, яркой творческой одаренности, он сразу привлек к себе внимание всесоюзной читательской аудитории и литературной критики. Его поэтические и прозаические книги, переведенные разными мастерами, выходили в центральных издательствах Москвы: «Советский писатель», «Советская Россия», «Современник», «Молодая Гвардия», «Огонек», «Крокодил», Воениздат, «Малыш» и др. Минские издательства выпустили в свет два стихотворных сборника поэта в переводе на белорусский язык («Сосны и тюльпаны», «Журавли над полем»). Стихи и публицистика писателя появлялись на страницах «Литературной газеты», «Литературной России», «Правды», в журналах «Огонек», «Октябрь», «Смена», «Дружба народов», «Дон», «Нева», «Неман» и др. Художественное наследие М.В. Хонинова содержит ценные этнопедагогические идеи, до сих пор не изученные и, разумеется, не утратившие своего воспитательного потенциала. Специальных исследований, посвященных этнопедагогической аксиологии творчества этого автора, не проводилось. Формирование же гармонически развитой личности должно осуществляться на основе национальной литературы, вобравшей духовно-нравственные ценности этноса с его программой развития совершенного человека. Значительный научный интерес представляет обращение к опыту воспитания на примерах литературных героев. Правомерность такого внимания определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, гуманистичность литературы и реализация ее гуманистического потенциала полностью согласуются с целями и принципами современной школы. Во-вторых, герои художественных произведений, воплощающие идеалы добра, любви и справедливости, были и остаются для подрастающего поколения примерами для подражания. В-третьих, воспитательная практика, отраженная в литературных произведениях, дополняет представления о педагогических традициях. Литература как источник воспитательных идей и проблемы выявления и реализации ее воспитательного потенциала изучались В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, позже - И.И. Валеевым, Г.Н. Иониным, Б.Б. Оконовым, О.Д. Мукаевой и др. Идея обращения к педагогическому наследию через фольклор, высказанная Я.А. Коменским в его труде «Мудрость старых чехов», актуальна и в настоящее время. К.Д. Ушинский, считавший, что каждый народ имеет свою «характеристическую» систему воспитания, высоко оценивал воспитательное воздействие фольклора, сам был талантливым детским писателем, более того, специально занимался литературной обработкой произведений устного народного творчества. 6 Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении становятся одним из основных направлений исследовании. Указанная проблематика была в центре внимания диссертаций таких ученых, как Е.В. Болкунова, Т.С. Буторина, А.И. Деревцев, И.К. Матюш, Г.П. Молчанова, Л.А. Перевалова, Е.В. Попова, Д.Ф. Тарасов, Ф.Р. Тешева, И.В. Чувашов. Методика преподавания литературы в этнопедагогическом аспекте изучена С.К. Бирюковой, Г.М. Гогиберидзе, Э.К. Нюденовой, В.М. Черкезовой. Особую значимость приобретают этнокультурологические труды А.Б. Панькина, 3.0. Кекеевой, Б.К. Секенова, С.А. Даваева, С.Н. Босхамджиевой, рассмотревших аксиологию эпоса «Джангар» и определивших формирование ценностных ориентаций молодежи. В диссертации Г.П. Айдаровой «Этнопедагогические идеи в произведениях классиков калмыцкой литературы» дан этнопедагогический ракурс калмыцкой литературы прошлого столетия. Художественное наследие Михаила Хонинова в этом плане не становилось предметом изучения. Единственная сегодня книга астраханского литературоведа Д.Т. Чирова «Грани любви. Творческий портрет Михаила Хонинова» (Элиста, 2007) представляет собой первую монографическую попытку передать некоторые особенности художественного мира писателя в его поэзии и прозе. Как учебное пособие включает параллельный калмыцкий текст. Стостраничная русская рукопись в 1978 г. была прочитана М. Хониновым, но так и не была издана, как, видимо, планировалось к его юбилею. Таким образом, имеет место, на наш взгляд, известное противоречие между недостаточной исследованностью многоплановых связей этнопедагогической аксиологии с литературой и потребностью осмысления с современных педагогических позиций произведений классика калмыцкой литературы XX века Михаила Ванысаевича Хонинова. Этнопедагогическое наследие творчества М.В. Хонинова содержит ценные дня обучения и воспитания подрастающего поколения идеи, которые могут содействовать повышению эффективности педагогического процесса в школе, а его личность - талантливого писателя, легендарного героя, партизанского командира - служить примером для молодежи. С этой целью необходимо: - проанализировать жизнедеятельность М. Хонинова и показать условия и процесс формирования его педагогических идей; - раскрыть этнопедагогические идеи фольклора в творческом наследии М. Хонинова; - выявить и исследовать в произведениях М. Хонинова этнокультурные доминанты, составляющие сущность традиционной системы воспитания у калмыцкого этноса; 7
Стр.4
- определить роль, значение и место деятельности М. Хонинова в современном педагогическом процессе, выделяя в его творчестве проблемы, актуальные для современной педагогической науки и практики, в частности идеи гуманизации и этнопедагогизации образования. Хронологически работа охватывает 20-е - начало 80-х гг. XX в., т.е. начальный период формирования мировоззрения писателя, а также наиболее активные и плодотворные этапы его жизни и деятельности. Теоретически значимы для нас труды отечественных философов, культурологов, психологов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, С.К. Болдырева, Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, С.И. Гессен, И.А. Ильин, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.В. Розанов), педагогов (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), фольклористов (В.П. Аникин, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Ю.Г. Круглов, Т.В. Цивьян, Т.Г. Басангова), историков и этнографов (И.А. Житецкий, Д.И. Прозрителев, Г.О. Авляев, М.М. Батмаев, У.Э. Эрдниев); калмыцких литературоведов (А.Ш. Кичиков, А.В. Бадмаев, Р.А. Джамбинова, З.И. Килганова, В.Д. Пюрвеев). Весьма продуктивны сегодня эстетическая концепция М.М. Бахтина, в которой категория «ценность» является стержневой и имеет методологический статус, концепция диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер), современные теории этноса и этнического развития (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Э.С. Маркарян); этнопедагогические исследования (Г.Н. Волков, Н.Г. Краснов, К.Ж. Кожахметова, Т.Н. Петрова), концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) и этнокультурной коннотации образования (А.Б. Панькин). Следует подчеркнуть: 1. Процесс становления личности калмыцкого писателя М.В. Хонинова и формирования его гуманистического мировоззрения проходил в окружающем его этнопедагогическом пространстве и под влиянием событий в истории страны и народа, непосредственным участником которых он был; 2. Художественный мир Михаила Хонинова как источник этнопедагогической аксиологии и эпистемии имеет образовательно-воспитательное значение; 3. Основу этнопедагогического наследия М. Хонинова составляют духовно-нравственные ценности калмыцкого этноса, отраженные в устном народном творчестве (совершенный человек - продолжатель духовных традиций предков, защитник Отечества; бережное отношение к родному языку - условие развития национальной культуры; основа воспитания - любовь, труд и познание); 4. Народные представления об идеале совершенного человека (совершенный мужчина - воин, защитник, кормилец, пример д ля подражания; женщина - хранительница домашнего очага, рода, если необходимо - воительница), его 8 роли и значении в воспитании молодежи, получившие развитие в картине мира М. Хонинова, должны реализовываться в системе воспитания школьников. В монографии впервые изучены и обобщены этнопедагогические идеи в наследии М. Хонинова; с позиций современной гуманистической педагогики осуществлен их комплексный анализ; намечены перспективные возможности их использования в современных условиях; в научный оборот введены различные материалы из архива писателя. Материалы данного исследования, обосновывающие этнопедагогические идеи М.В. Хонинова, вносят новые элементы в существующие подходы к рассмотрению этнопедагогического наследия классиков национальной литературы на междисциплинарном уровне. Эти результаты расширяют и углубляют научные представления о художественных достоинствах и воспитательных возможностях произведений национальной литературы, открывают перспективы для прикладных исследований и трансформации их в педагогический процесс. Практическая значимость нашей работы связана с возможностью использования содержащихся в ней материалов в условиях активизации национально-региональных образовательных программ при разработке учебников, учебных пособий, программ по литературе с национально-региональным компонентом и по родной литературе для образовательных учреждений, а также для дальнейших исследований деятельности М.В. Хонинова. Знания о пассионарных личностях (Л.Н. Гумилев), о личностях-символах (Г.Н. Волков) содействуют творческому подходу учителей школ и преподавателей вузов к достижениям прошлого, позволяя учитывать их в своей педагогической деятельности. * # # «Он был замечательный самородок, - вспоминал о Михаиле Хонинове народный поэт Калмыкии, переводчик Семен Липкин в магнитофонной беседе с сыном писателя Айтой Хониновым в октябре 1989 г. (Переделкино). - У него было то, что мы особенно ценим в поэте, - неожиданность. Неожиданность образов, метафор, сравнений. К тем его хорошим качествам надо еще добавить его страстный темперамент. А это очень важно для поэта. Для него поэзия была всей жизнью. Его литературное наследство калмыцкий народ должен сберечь и почитать» (из семейного архива). ** * Авторы: P.M. Ханинова - 2 параграф 2 главы; Э.М. Ханинова - введение, 3 подпараграф 1 главы, 3 параграф 2 главы, 3 глава, заключение; остальные параграфы для книги подготовлены в соавторстве. Краткий список литературы отражает также публикации авторов о жизни и творчестве М.В. Хонинова. 9
Стр.5
НАШИ БАБУШКИ КУРЯТ ТРУБКИ Наши бабушки нашим же детям Незнакомы, как старый рассказ: Знают, видят, но все же неведом День их жизни длиной в долгий сказ. Удивятся и внучки, и внуки, Сколько в книге такой есть страниц, Полистаем их вместе без скуки, Почитаем без глав и границ. Поднимались все бабушки рано, Даже жаворонок досыпал, И спешили к коровам - читана9 Вдоволь надо, чтоб вновь созревал; И взбивали тут масло мутовкой, И лепили кизяк для огня, С таганом обращались так ловко, Между тем свою трубку куря. Внуков нянчили не на ладони, А, как водится встарь, на бедре: Вот достанут их руки поводья Аранзала - и быть им в седле. Были бабушки роду опора, Мудрость предков вошла в плоть и в кровь: «Все плохое — проходит скоро, Если есть почет и любовь». Было стыдно им обижаться На судьбу и несчастья свои, В горе скромно привыкли держаться, В семьях молча старели они. Дочек бабушки с детства учили Ремеслу кочевого житья, Чтобы девочки получили Эстафету земного добра. Если за день они приседали, Из-за пазухи трубку беря, Дым густой голубыми клубами 9 Чигян — кисломолочный напиток, сродни кумысу, айрану. 214 Закрывал там орко10 погодя. Чай невестки им подносили - Ароматный калмыцкий с огня - И, йорял11 всем сказав, они пили: Как лекарство им в бодрость джомба12. Шерсть они терпеливо чесали — Пахло потом овечьим вокруг, - Пряли нить они позже часами, И клубок обретал новый круг. Сыновьям своим пищу готовя, Наши бабушки знали в ней толк: Псы шумели, почуяв застолье, За кибиткой, умножив свой долг. Скотоводам в степи был отрадой Материнский вкуснейший привет; Ради этого бабушкам надо Поддержать в очаге пыл и свет: И без устали тесто месили - Сковородке никак не остыть, Чай в пиалы с улыбкою лили - Поварешке в кочевке все быть. Наши бабушки войлок катали, Ширдыки13 будут всем, чтобы сесть, Чтобы спали спокойно и знали: Шерсть овечья, как мать, - оберег. В гости бабушки редко ходили: Далеко за хотоном хотон14. Даже времени их уступили И болезни, и хвори, и стон. Поздним вечером все ж отдыхали Наши бабушки, трубку достав; Трубку ту серебром украшали Мастера в старину на заказ. «Жили-были...», - когда начинали Наши бабушки сказку, тогда Собирались в кибитке и знали, 10 Орко - верхнее отверстие кибитки. 11 Йорял - благопожелание. п Джомба - калмыцкий чай лучшего приготовления. 15 Ширдык - войлок, шитый в два слоя и украшенный орнаментом. 14 Хотон - поселение из нескольких кибиток.
Стр.109
Что потом будут хур15 и домбра. И в руках у них пели так тонко Струны хура, как матери плач, Отказавшейся от верблюжонка И безжалостной, словно палач. Когда бабушки всем для веселья Подбирали домбровый мотив, Руки-ноги плясали донельзя, За «Хадрисом» «Хадрис!»16 подхватив!.. Наши бабушки были такими. За собой они время ведут, Завтра внуки их встанут за ними, Завещанье тогда сберегут: Чтобы помыслам впредь быть большими, Только чистыми, как молоко, Наши бабушки нам сохранили Сокровенную данность легко. Жить по чести не тягость им - благо, Их сокровища — род и страна. Жаль, седеют они очень рано, Их морщины хранят имена... Не шумите же, правнуки!.. Снова Наши бабушки в трубку табак Набивают задумчиво, словно После долгой дороги в запас. 7-9 февраля 2007 г. Теегин герл. - 2008. -М 1 , - С. 44-46. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. Г.Н. Волков. Этнопедагогическое осмысление примера и любви в воспитании..........................................................................3 ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................5 ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ХОНИНОВА 1.1. Общая характеристика основных этапов жизнедеятельности М.В. Хонинова и формирование его этнопедагогических идей......................11 1.2. Народно-педагогические идеи калмыцкого фольклора в творчестве Михаила Хонинова........................................................................... 37 • Литературная сказка в прозе Михаила Хонинова................................. 44 • Фольклорные традиции в аспекте аксиологического воспитания в поэзии Михаила Хонинова......................................................................48 • Буддийский компонент воспитания в поэме Риммы Ханиновой «Солнечный Лев» как аксиологический диалог с Михаилом Хониновым............................................................................. 60 • Этнопедагогический диалог отца и дочери в ракурсе фольклорной афористической традиции (книга «Час речи»).......................................65 ГЛАВА П. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ АКСИОЛОГИЯ В НАСЛЕДИИ МИХАИЛА ХОНИНОВА 2.1 Этнопедагогические константы в творчестве Михаила Хонинова....76 • Эпические традиции «Джангара» в творчестве Михаила Хонинова.......................................................................................76 • Материнская педагогика в поэзии Михаила Хонинова........................85 • Нравственный императив сыновней памяти в лирике Михаила Хонинова.......................................................................................92 • Большой мир маленького человека в поэмах Михаила Хонинова для детей.........................................................................................................97 • «Им снилась по ночам война...»: тема Великой Отечественной войны в поэтическом диалоге Хониновых .........................................................ЮЗ 15Хур — скрипичный инструмент. Хадрис — возглас одобрения во время исполнения танца. 2.2. Мир калмыцкого и русского слова в лирике Михаила Хонинова....114 2.3. Тема родной речи в лирике Риммы Ханиновой..................................125
Стр.110