Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Поэтика русской и зарубежной прозы ХХ века

0   0
Первый авторХанинова Римма Михайловна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц260
ID295950
АннотацияВ данной работе жизнь людей и вещей, представленная в русской и зарубежной прозе ХХ века, показана в аспекте разных художественных методов и направлений: реализм, модернизм, социалистический реализм, в литературе метрополии и русского зарубежья. - Элиста, 2013. - 260 с.
Кому рекомендованоДля специалистов-филологов, культурологов, преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся.
УДК82.01
ББК83.01
Ханинова, Р.М. Поэтика русской и зарубежной прозы ХХ века / Р.М. Ханинова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2013 .— 260 с. — Учебное пособие включает вопросы и задания, мини-тесты, рекомендуемую литературу, глоссарий. — URL: https://rucont.ru/efd/295950 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поэтика русской и зарубежной прозы ХХ века: учеб. пособие / Калм. ун-т. <...> В данной работе жизнь людей и вещей, представленная в русской и зарубежной прозе ХХ века, показана в аспекте разных художественных методов и направлений: реализм, модернизм, социалистический реализм, в литературе метрополии и русского зарубежья. <...> Семантика седельной подушки в сюжете рассказа А. <...> Мотивы тела и щепы в структуре рассказов Е. Замятина <...> Мотив каменной бабы в художественном мире писателей русского Подстепья (А.П. Чехов, И.А. Бунин, Е.И. Замятин)………………65 4.3. <...> Код вещи как регенерация смысла и экзистенция тела в рассказах Ю. <...> Вещь в антропоцентрической парадигме сновидения в «Боковой ветке» и «Сером фетре» С. Кржижановского <...> «Скрипичная тема» в поэтике русского рассказа XIX-XX вв. <...> Мать-жертва и ее дитя на войне в рассказах Б. Пильняка <...> 221 Рекомендуемая литература…………………………………………………225 Глоссарий……………………………………………………………………229 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Поэтика русской и зарубежной прозы ХХ века» посвящено изучению поэтики рассказа и повести на избранных примерах отечественной (И. Бунин <...> В 10 разделах пособия представлены статьи, в которых рассмотрена поэтика текста, поэтика заглавия, поэтика сюжета, поэтика мотива, поэтика телесности, поэтика экфрасиса, поэтика вещи, поэтика архетипа, поэтика стиля, поэтика метафоры. <...> Данный труд продолжает тему предшествующего учебного пособия автора «Поэтика вещи в русской прозе ХХ века» (Элиста, 2012). <...> АУСЛЕНДЕРА «ТУФЕЛЬКА НЕЛИДОВОЙ» Среди возвращенных имен русской литературы первой трети ХХ века имя Сергея Абрамовича Ауслендера, «цельного, оригинального и серьезного писателя» (М. <...> Кузмин, двоюродный брат писателя), привлекает не в последнюю очередь обращением <...>
Поэтика_русской_и_зарубежной_прозы_ХХ_века.pdf
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие…………………………………………………………………..5 1. Поэтика текста 1.1. «Петербургский текст» в рассказе С. Ауслендера «Туфелька Нелидовой»……………………………………………………………..6 1.2. Притча на евангельскую тему: «Тридцать сребреников» С. Кржижановского…………………………………………………….17 2. Поэтика заглавия 2.1. Поэтика заглавия повести А.Н. Толстого «Гадюка»………………..24 2.2. Русская семантика числа в заглавии повести Б. Лавренева «Сорок первый»…………………………………………………………………33 3. Поэтика сюжета 3.1. Семантика седельной подушки в сюжете рассказа А. Серафимовича «Степные люди»………………………………………………………38 3.2. Вещь-ловушка в сюжете рассказов А. Грина 1910 – 1920-х гг………………………………………………………………………48 3.3. Пари в сюжете рассказов А. Чехова «Пари» и А. Грина «Зеленая лампа»…………………………………………………………………55 4.1. Мотивы тела и щепы в структуре рассказов Е. Замятина «Наводнение» и 4. Поэтика мотива Вс. Иванова Смокотинина»…………………………………………………………60 4.2. Мотив каменной бабы в художественном мире писателей русского Подстепья (А.П. Чехов, И.А. Бунин, Е.И. Замятин)………………65 4.3. Мотив Несбывшегося в рассказах А. Грина 1920-х гг……………73 5. Поэтика телесности 5.1. Поэтика телесности в «Проданных слезах» С. Кржижановского…79 5.2. Офтальмологическая топофилия в новелле С. Кржижановского («Грайи», «Четки», «В зрачке»)………………………………………83 5.3. Код вещи как регенерация смысла и экзистенция тела в рассказах Ю. Тынянова «Подпоручик Киже», «Восковая персона», «Малолетний Витушишников»………………………………………90 5.4. Вещь и личность: «Соната “Death’s Door”» С. Кржижановского..94 6. Поэтика экфрасиса 6.1. Статуя в рассказах А. Грина 1910 – 1920-х гг.: семантика, символ, функция……………………………………………………………….99 3 «Жизнь
Стр.3
6.2. Человек-статуя в рассказе А. Труайя «Фальшивый мрамор»……111 7. Поэтика вещи 7.1. Мир вещей в рассказах Ю. Олеши………………………………..117 7.2. Вещь в антропоцентрической парадигме сновидения в «Боковой ветке» и «Сером фетре» С. Кржижановского…………………….120 7.3. «Скрипичная тема» в поэтике русского рассказа XIX-XX вв. (А.П. Чехов, А.С. Грин, А.П. Платонов)…………………………………131 7.4. Вещь в контексте продажи души дьяволу: рассказ А.И. Куприна «Скрипка Паганини»……………………………………………….135 7.5. Символика спички: «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена и «Шесть спичек» А. Грина………………………………………….142 7.6. Быт и инфернальность в повести М. Булгакова «Дьяволиада»………………………………………………………..147 7.7. Концепт «спичка» в повести А. Толстого «Голубые города»…..151 8. Поэтика архетипа 8.1. Архетипы «мать» и «дитя» в прозе Вс. Иванова, М. Шолохова, А. Платонова («Дитё», «Шибалково семя», «Котлован»)……….157 8.3. Архетип 8.2. Мать-жертва и ее дитя на войне в рассказах Б. Пильняка, Вс. Иванова, С. Моэма………………………………………………….167 обуви в рассказе В. Лидина «Роза Шираза»……………………………………………………………..172 9. Поэтика стиля 9.1. Индивидуализация речевого стиля в рассказе Б. Филиппова «Подушка»………………………………………………………….180 9.2. Рецепция речевого поведения юродивого в поэтике рассказов И. А. Бунина 1910-1920-х гг……………………………………………..184 10. Поэтика метафоры 10.1. Метафора «легкое дыхание» в рассказах И.А. Бунина…………193 10.2. Метафора ветра в рассказах Б. Пильняка «Человеческий ветер» и И. Шмелева «Веселый ветер»………………………………………200 10.3. Метафора спички/спичечного коробка в сюжете рассказа С. Кржижановского «Квадратурин»………………………………211 Вопросы и задания………………………………………………………….217 Мини-тесты………………………………………………………………….221 Рекомендуемая литература…………………………………………………225 Глоссарий……………………………………………………………………229 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Поэтика русской и зарубежной прозы ХХ века» посвящено изучению поэтики рассказа и повести на избранных примерах отечественной (И. Бунин, А. Куприн, С. Ауслендер, Е. Замятин, М. Булгаков, А.Н. Толстой, Б. Лавренев, Ю. Тынянов, С. Кржижановский, Ю. Олеша, А. Грин, Б. Пильняк, И. Шмелев, И. Наживин, Вс. Иванов, М. Шолохов, А. Платонов, В. Лидин, А. Серафимович, Б. Филиппов) и зарубежной словесности (Г.Х. Андерсен, П. Мериме, С. Моэм, Х.Л. Борхес, А. Труайя) ХХ века. В 10 разделах пособия представлены статьи, в которых рассмотрена поэтика текста, поэтика заглавия, поэтика сюжета, поэтика мотива, поэтика телесности, поэтика экфрасиса, поэтика вещи, поэтика архетипа, поэтика стиля, поэтика метафоры. Все материалы прошли апробацию на международных, всероссийских и региональных конференциях. Данный труд продолжает тему предшествующего учебного пособия автора «Поэтика вещи в русской прозе ХХ века» (Элиста, 2012). Вопросы и задания ко всем разделам даны в конце пособия. Вопросы нацелены в одном случае как на повторение материала по изученным дисциплинам («Введение в литературоведение», «Теория литературы», «История русской литературы», «История зарубежной литературы»), так и на освоение новых знаний по истории и теории русской и зарубежной литературы в другом случае. Задания предполагают самостоятельную работу студентов по подготовке к лекциям и практическим занятиям по направлению и специальности «Филология», требуют знания художественных текстов и учебно-методических, научно-критических материалов ко всем разделам. Предлагаемый филологический анализ текста художественных произведений способствует формированию необходимых навыков студента-гуманитария для понимания и интерпретации классической и неклассической прозы. Самостоятельная работа студентов рассчитана на привлечение произведений для сравнительнодругих репрезентативных сопоставительного изучения заявленной проблематики и тематики. Это будет способствовать написанию учащимися рефератов, докладов, статей, курсовых и дипломных работ. Мини-тесты направлены на проверку знаний текстов художественных произведений. Избранная рекомендуемая литература дополняет списки литературы ко всем разделам. Глоссарий включает ключевые литературоведческие термины и понятия, необходимые для успешного использования студентами при анализе художественных произведений. 5
Стр.5