Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теория литературы

0   0
Первый авторХанинова Римма Михайловна
АвторыФокин Александр Алексеевич
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц88
ID295917
АннотацияУчебное пособие по «Теории литературы» представляет планы примерных практических занятий по дисциплине, рекомендуемые списки основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов по предложенным темам, методические рекомендации для подготовки студентов к практическим занятиям, выполнения контрольной работы, задания для контроля владения компетенциями, а также вопросы тестирования по пройденному материалу. - Элиста, 2013. - 88 с.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности «Филология», специальности «Русский язык и литература»; «Калмыцкий язык и литература», «Калмыцкий язык и литература. Русский языка и литература», а также по направлению 032700.62 – «Филология» (профиль «Отечественная филология – Русский язык и литература»; «Калмыцкий язык и литература», «Калмыцкий язык и литература. Русский язык и литература») (бакалавриат) очной и заочной форм обучения.
УДК82.0
ББК83.00
Ханинова, Р.М. Теория литературы / А.А. Фокин; Р.М. Ханинова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2013 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/295917 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Учебное пособие по «Теории литературы» представляет планы примерных практических занятий по дисциплине, рекомендуемые списки основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов по предложенным темам, методические рекомендации для подготовки студентов к практическим занятиям, выполнения контрольной работы, задания для контроля владения компетенциями, а также вопросы тестирования по пройденному материалу. <...> Тема: Литературное произведение и принципы его научного рассмотрения . <...> 4 «Теория литературы» – дисциплина комплексного характера, состоящая из нескольких разделов и углубляющая знания студентов в области эстетики, философии художественного творчества, литературной критики, теоретической и практической поэтики, текстового анализа, стилистики и т.д. <...> В отличие от «Введения в литературоведение» курс «Теория литературы» направлен на более подробное изучение истории российского и зарубежного литературоведения, а также современного состояния «высокой» науки. <...> Освоение данной дисциплины дает навыки анализа художественного текста, представление о литературном процессе, художественных системах и категориальном аппарате литературоведения. <...> Курс можно также охарактеризовать как один из базовых для подготовки выпускной квалификационной работы, так как он позволяет сформировать научный подход к осмыслению основных способов и приемов анализа художественного текста. <...> Основные формы работы и контроля Данное учебное пособие состоит из пояснительной записки, планов практических занятий, содержащих, в свою очередь, вопросы для обсуждения, методические рекомендации, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, задания для контроля владения компетенциями. <...> Цель занятия: систематизировать и углубить полученные на 1 курсе знания в области данного вопроса; полноценно <...>
Теория_литературы.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Теория_литературы.pdf
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.....................................................................................................4 Планы практических занятий Практическое занятие № 1. Тема: Сущность искусства ............................7 Практическое занятие № 2. Тема: Художественная литература в ряду искусств. Литература и мифология ....................................................... 11 Практическое занятие № 3. Тема: Автор и его присутствие в произведении ....................................................................................................17 Практическое занятие № 4. Тема: Литература в обращенности к читателю. Функционирование литературы ....................................................20 Практическое занятие № 5. Тема: Теоретические и методологические предпосылки литературоведческого анализа ...................................................25 Практическое занятие № 6. Тема: Теоретическая поэтика: основные понятия и термины ............................................................................28 Практическое занятие № 7. Тема: Структура художественного произведения и ее анализ. Форма и содержание литературного произведения .......................................................................................................30 Практическое занятие № 8. Тема: Литературное произведение и принципы его научного рассмотрения ...........................................................37 Практическое занятие № 9. Тема: Роды и жанры литературы. Литературный процесс и его закономерности .................................................40 Практическое занятие № 10. Тема: Итоговое занятие по курсу..............44 Темы работ для самостоятельного изучения ..............................................57 Тематика рефератов .......................................................................................57 Примерные вопросы к экзамену ..................................................................58 Методические указания для проведения занятий Методические рекомендации преподавателю ............................................61 Методические указания для самостоятельной работы студентов ............63 Методические указания для студентов заочной формы обучения ...........65 Глоссарий .......................................................................................................69 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие по дисциплине «Теория литературы» рассчитано на студентов-филологов, завершающих изучение литературоведческих дисциплин, что, несомненно, предопределяет его обобщающий, а, следовательно, интегративный характер, рассмотрение теории литературы в четкой ориентации на профессиональные компетенции, прежде всего, в области современной филологической сферы в целом. Новизна и практическая значимость данного учебно-методического пособия – в ориентировании на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе инновационной динамики, интерпретации студента и педагога в качестве субъектов образовательной деятельности. 1. Цель освоения дисциплины: формирование компетенций будущего специалиста-филолога, готового к профессиональной деятельности. 2. Задачи 1. Ознакомить студентов с философско-литературоведческим достоянием мировой и отечественной мысли. 2. Предоставить возможность студентам для формирования системной методологической основы филологического понимания осмысления текста разных типов. 3. Сформировать представление о современной филологической мысли, ее аксиологии и роли в мире и обществе. 4. Сформировать эстетически развитого человека, способного понимать духовное значение произведений искусства и отраженных в нем жизненных явлений. 5. Нацелить студента на постоянное духовное и творческое самосовершенствование. 6. Научить студента воспринимать прекрасное через призму аксиологии. 7. Ориентировать студента на творческую самореализацию через социально приемлемые способы, на созидательную практическую деятельность. Ориентация курса на творческое преподавание, активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала, а также на модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления, позволило структурировать учебное пособие в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы. 3. Место дисциплины в структуре ООП Для изучения дисциплины требуются базовые знания в области литературоведения и языкознания (общепрофессиональный цикл дисциплин), философии и психологии (гуманитарный и социальный цикл дисциплин). 4
Стр.4
«Теория литературы» – дисциплина комплексного характера, состоящая из нескольких разделов и углубляющая знания студентов в области эстетики, философии художественного творчества, литературной критики, теоретической и практической поэтики, текстового анализа, стилистики и т.д. В отличие от «Введения в литературоведение» курс «Теория литературы» направлен на более подробное изучение истории российского и зарубежного литературоведения, а также современного состояния «высокой» науки. Именно поэтому мы считаем необходимым придать курсу дискуссионный характер, «сталкивать» различные мнения и подходы, анализировать несколько определений одного и того же понятия из разных источников, чтобы максимально развить у студентов навыки самостоятельного литературоведческого мышления. Освоение данной дисциплины дает навыки анализа художественного текста, представление о литературном процессе, художественных системах и категориальном аппарате литературоведения. Материал данного курса должен быть активно использован на дальнейших этапах обучения: в ходе освоения некоторых дисциплин магистерской программы, для работы в творческих кружках и проблемных группах, в ходе предусмотренной производственной практики. Курс можно также охарактеризовать как один из базовых для подготовки выпускной квалификационной работы, так как он позволяет сформировать научный подход к осмыслению основных способов и приемов анализа художественного текста. 4. Требования к результатам освоения дисциплины Практические занятия продолжают процесс формирования основных компетенций, закладываемых дисциплиной: Общекультурные компетенции: – владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) (навыки текстового анализа); – способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8); Профессиональные компетенции: – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1) (в процессе изучения всего курса); 5
Стр.5
– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований – (ПК-8). 5. В результате освоения дисциплины студент должен Знать: методологические, историко-культурные аспекты изучения теории литературы, ее основные термины и понятия; принципы научно-исследовательской, проектно-аналитической, экспертной деятельности в области теории литературы. Уметь: применять полученные теоретические знания из области теории литературы на практике и критически использовать методы современной филологической науки в профессиональной деятельности и социальной практике. Владеть: навыками анализа художественного произведения и самостоятельного исследования научных и художественных текстов в аспекте их взаимодействия и взаимообогащения на путях дальнейшей интеграции современного знания; методологией междисциплинарного анализа. 6. Основные формы работы и контроля Данное учебное пособие состоит из пояснительной записки, планов практических занятий, содержащих, в свою очередь, вопросы для обсуждения, методические рекомендации, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, задания для контроля владения компетенциями. На практических занятиях активно используются современные педагогические технологии, демонстрируются возможности разных методов и методических инноваций. Все задания к занятиям предполагают рассмотрение изучаемого материала в историческом аспекте. Широко используются открытые и рефлексивные задания на основе современных технологий. Предлагаются коллективные, групповые и индивидуальные задания. Занятия проходят в разных формах: беседа, круглый стол, читательская конференция, защита авторских проектов. На каждом занятии студенты могут задавать любые интересующие их вопросы. Подготовленные заранее вопросы студенты освещают либо с места, либо у доски. Практические занятия обеспечивают знакомство с основной и дополнительной методической литературой, Интернет-ресурсами. Форма промежуточной аттестации – экзамен. 6
Стр.6
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Сущность искусства. Цель занятия: систематизировать и углубить полученные на 1 курсе знания в области данного вопроса; полноценно развить единый информационно-компетентностный комплекс (ОК-1,8; ПК-1,8). Форма занятия: семинар в диалоговом режиме. Вопросы для обсуждения 1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей. 2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса). 3. Тематика искусства. 4. Автор и его присутствие в произведении. 5. Назначение искусства. Методические рекомендации 1. Подготовку к практическому занятию целесообразно начать с работы над учебной литературой по курсу «Теория литературы». Студентам необходимо также рассмотреть понятие «эстетического» в парадигме философского, культурологического и искусствоведческого контекстов. Кроме того, рекомендуется повторить те разделы учебных пособий по данной дисциплине, в которых освещается эстетическая сущность художественного образа, дается понятие об эстетическом идеале. Отвечая на первый вопрос практического занятия, студенты должны уметь сформулировать определение термина «эстетическое», обратившись к истории его значений; объяснить, в чем специфика эстетики как научной дисциплины. Также необходимо обратить особое внимание на ряд важных вопросов, связанных с данной проблемой: прекрасное как эстетическая категория; прекрасное и эстетически ценное; трактовки возвышенного и дионисийского; эстетическое и картина мира, эстетические эмоции, место и роль эстетического в жизни человека и общества; эстетическое в свете аксиологии; эстетическое и эстетизм; эстетическое и художественное. 2. Второй вопрос предполагает знание сущности античной теории подражания (или мимесиса как первого опыта уяснения познавательных начал искусства) и теории символизации (т.е. восходящее к Платону и средневековой 7
Стр.7