Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Фонетическая система языка : принципы описания и анализа (220,00 руб.)

0   0
АвторыКольцова Людмила Михайловна, Натарова Наталия Ильинична, Чуриков Сергей Александрович
ИздательствоИздательский дом Воронежского государственного университета
Страниц128
ID295820
АннотацияВ пособии дан материал, позволяющий овладеть основными понятиями фонетики и фонологии, а также навыками фонетического анализа в объеме университетского курса современного русского языка с учетом школьной практики, что обеспечивает преемственность и непрерывность филологического образования. Методическое пособие призвано помочь студентам в освоении раздела «Фонетика и фонология», необходимого не только для педагогической и стажерской практик, но и для глубокого и полного освоения всех остальных разделов курса «Современный русский язык».
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1-го курса всех форм обучения филологического факультета. Для направления 031000 — Филология, специальности 031001 — Филология
Фонетическая система языка : принципы описания и анализа / Л.М. Кольцова, Н.И. Натарова, С.А. Чуриков .— Воронеж : Издательский дом Воронежского государственного университета, 2014 .— 128 с. — 127 с. — URL: https://rucont.ru/efd/295820 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Фонетика и фонология в системе науки о языке дают возможность сформировать ясные и четкие представления о закономерных отношениях языковых единиц, что в свою очередь обусловливает системный подход к языку в целом. пособии дан материал, позволяющий овладеть основными понятиями фонетики и фонологии, а также навыками фонетического анализа в объеме университетского курса современного русского языка с учетом школьной практики, что обеспечивает преемственность и непрерывность филологического образования. <...> Методическое пособие призвано помочь студентам в освоении раздела «Фонетика и фонология», необходимого не только для педагогической и стажерской практик, но и для глубокого и полного освоения всех остальных разделов курса «Современный русский язык». <...> В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. <...> Они создаются с помощью периодических колебаний В отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. <...> Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ. <...> Согласные звуки состоят только из шума или из тона и шума. <...> Эти звуки не имеют пары среди глухих согласных, т.е. являются непарными по глухости — звонкости, и ведут себя по-особому в тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, в частности на конце слова и в окружении глухих согласных. <...> В отличие от звонких сонорные согласные на конце слова и в положении 5 перед глухим согласным не оглушаются. <...> Участие — неучастие тона в производстве согласных звуков определяет их разделение на глухие и звонкие. <...> АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ФОНЕТИКИ Артикуляция включает <...>
Фонетическая_система_языка__принципы_описания_и_анализа_(1).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА: ПРИНЦИПЫ ОПИСАНИЯ И АНАЛИЗА Учебно-методическое пособие для вузов Составители: Л.М. Кольцова, Н.И. Натарова, С.А. Чуриков Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1
Стр.1
Содержание Введение ..................................................................................................... 4 Фонетика .................................................................................................... 5 Фонология ................................................................................................ 22 Ударение. Типы ударений ..................................................................... 27 Слоги и слогоделение ............................................................................ 30 Интонационные типы и их классификация .................................... 32 Материалы для самостоятельной работы ........................................ 34 Хрестоматия ............................................................................................ 64 Глоссарий ................................................................................................ 123 3
Стр.3
перед глухим согласным не оглушаются. Для сравнения: коды — код [к`оды — кот]; колы — кол [кал`ы — кол]; впадина [фп`ад'ьна] — лампа [л`ампа]. Перед сонорными согласными не происходит озвончения шумных глухих согласных: просьба [пр`оз'ба], слово [сл`ова]. Несмотря на свою звучность и практически полное отсутствие шумового компонента, сонорные звуки в русском языке не способны, в отличие от гласных, формировать слог и нести на себе ударение, хотя в других языках, например в чешском, такие согласные обладают этой способностью: prst [p`rst]. По своим свойствам среди сонорных наиболее других приближается к гласным звук [j] «йот». Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но и при некотором участии тона. Участие — неучастие тона в производстве согласных звуков определяет их разделение на глухие и звонкие. Если в образовании согласного не участвуют голосовые связки (т.е. воздушная струя свободно проходит через гортань и тона не возникает), то такой согласный называется глухим. Глухие звуки образуются без участия тона. Звуки [п], [т], [к], [ф], [с], [х] и их мягкие пары — звуки, образованные с дополнительной артикуляцией палатализации, но одинаковые по всем остальным параметрам, — [п'], [т'], [к'], [ф'], [с'], [х'], а также звуки [ш], [ш'], [ц], [ч'] называются глухими согласными, так как произносятся без участия голоса (тона). Если воздух встречает препятствие в виде голосовых связок сначала в гортани (возникает тон), а затем и в полости рта (возникает шум), то образуется звук, который называется звонким согласным. Звуки [б], [д], [г], [в], [з] и их мягкие пары — звуки, образованные с дополнительной артикуляцией палатализации, но одинаковые по всем остальным параметрам, — [б'], [д'], [г'], [в'], [з'], а также звуки [ж], [ж'] являются звонкими, так как при их производстве голосовые связки начинают вибрировать и образуется голос (тон). Не все русские согласные образуют пары по глухости — звонкости. Звуки [х], [х'], [ц] и [ч'] не имеют звонкой пары. 6
Стр.6
Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж], [ ж']. Шумные глухие образуются с помощью шума без участия голоса. При произнесении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся 16 звуков: [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [ ш']. Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости — звонкости: [б] — [п], [б'] — [п'], [в] — [ф], [в'] — [ф'], [д] — [т], [д'] — [т'], [з] — [с], [з'] — [с'], [ж] — [ш], [г] — [к], [г'] — [к']; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш' ], [ц], [х], [х'], [ч']. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ФОНЕТИКИ Артикуляция включает в себя три этапа: экскурсия — это начальный момент, когда органы речи готовятся к произнесению; выдержка — это момент произнесения звука, его звучания; рекурсия — заключительный момент, когда органы речи завершают произнесение. С артикуляционной точки зрения гласные — это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта. При произнесении гласных форма и объем полости рта могут изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия губ и движения языка по вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место подъема спинки языка). По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные огубленные, или лабиализованные (от лат. labium — губа) — [о], [у]; гласные неогубленные, или нелабиализованные, — [и], [э], [ы], [а]. При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не принимают. Звук [о] отличается от [у] меньшей степенью вытягивания и округления губ. Это можно легко заметить по мышечным ощущениям, произнося подряд, например, звуки [а] — [о] — [у]. 7
Стр.7
По степени подъема спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема, к которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени. Образование гласного нижнего подъема, каким в русском языке является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка. Гласные среднего подъема, в состав которых входят звуки [э], [о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение между гласными верхнего и нижнего подъема. Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд, например, звуки [у]— [о] — [а]. По месту подъема спинки языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда, к которым относятся звуки [и], [э], передняя часть спинки языка движется к твердому нёбу. Образование гласных заднего ряда — это звуки [у], [о] — происходит при движении задней части спинки языка к мягкому нёбу. Гласные среднего ряда [ы], [а] по месту подъема языка занимают промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда. Чтобы убедиться в том, что при образовании гласных переднего, среднего и заднего ряда язык артикулирует разными частями, можно произнести подряд, например, звуки [и] — [ы] — [у]. Итак, в зависимости от артикуляции в русском языке отчетливо воспринимаются на слух шесть различных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Согласные — это звуки речи, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования. I. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произнесении, согласные звуки делятся на губные и язычные. 1. Губные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б'], [п'], [м'] и губно-зубные [в], [в'], [ф], [ф']. При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным — или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки). 8
Стр.8