Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Просвещение и русская драма

0   0
Первый авторСербул Марина Николаевна
ИздательствоИздательство Шуйского филиала ИвГУ
Страниц208
ID294598
АннотацияУчебное пособие подготовлено в рамках проекта «Имя в русской логоцентрической культуре: изучение процесса интенсификации кризиса логоцентризма», поддержанного Советом Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Цель данного учебного пособия - сформировать у студентов знание ис¬тории русской драмы и театра в словесном и сценическом воплощении от истоков формирования (последняя треть XVII в.) до первой четверти XIX в. включительно с учетом просвещенческого дискурса ведущих культурных и литературных тенденций эпохи. В книге рассматриваются общие закономерности исторического развития русской драмы и русского театра эпохи Просвещения, характеризуются основные направления в искусстве и литературе, в рамках которых формировалась жанровая система русской драматургии, выявляется характер влияния и заимствования западноевропейской модели просветительского театра, учитываются национальные особенности русской и европейской театральных систем. Книга также включает программу учебной дисциплины «Просвещение и русская драма», предназначенную для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль подготовки Культурологическое образование и реальный комментарий к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Учебное пособие предназначено для преподавателей высшей и средней школ, аспирантов и студентов. Книга входит в учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин «Просвещение и русская драма», «История русской драматургии и театра» и «История европейской драматургии и театра».
УДК82-12(091)
ББК83.3Р1-446
Сербул, М.Н. Просвещение и русская драма / М.Н. Сербул .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2013 .— 208 с. — URL: https://rucont.ru/efd/294598 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Книга также включает программу учебной дисциплины «Просвещение и русская драма», предназначенную для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль подготовки Культурологическое образование и реальный комментарий к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». <...> ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС РУССКОГО БАРОККО И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ТЕАТРА ………………………………. <...> ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА …………………………………………. <...> ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС РУССКОГО ТЕАТРА РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ …………………………………………… 65 III. <...> Судьбы трагедии в контексте позднего русского Просвещения . <...> Судьбы комедии в контексте позднего русского Просвещения . <...> ГРИБОЕДОВА«ГОРЕ ОТ УМА» КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФИНАЛ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ…. <...> Комедия Фонвизина и литература XVIII века ………………. <...> Разнообразие и своеобычность просветительских концептов и теорий, наличие спектра самых различных мнений просветителей о переустройстве общества не отменяет осуществления русского Просвещения как культурно-целостного и исторически-локального явления. <...> И здесь, в России, огромную роль сыграл театр – искусство, в силу своей специфики, обращенное к «толпе народа» (А. С. Грибоедов). <...> Впаянный в культурную систему русского Просвещения, связанный с ней генетически, русский театр активно способствует формированию новой культурной ситуации, предлагая русскому человеку «тактику самосовершенствования», продуцируя образ нового «просвещенного человека» в поток «несовершенной», «неготовой» русской жизни. <...> Стоит вспомнить оценку современниками «Горя от ума» А. С. Грибоедова как «светского евангелия», почти сакральное отношение Н. В. Гоголя к театру, слова А. И. Герцена о русском театре как «общественной трибуне», довольно позднее появление и закрепление в русском театре сугубо развлекательных драматических жанров и довольно неоднозначное отношение к ним со стороны театральной критики <...>
Просвещение_и_русская_драма.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Просвещение_и_русская_драма.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ИВГУ ФЦП «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ НА 2009-2013 ГОДЫ» Сербул М. Н. ПРОСВЕЩЕНИЕ И РУССКАЯ ДРАМА Учебное пособие Шуя 2013
Стр.1
УДК 82-12(091) ББК 83.3Р1-446 С 32 Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ Научный редактор – доктор филол. наук, проф. В. П. Океанский Рецензенты: доктор культурологии, кандидат филол. наук проф. Ж. Л. Океанская, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ивановского института ГПС МЧС России; доктор филол. наук, проф. В. П. Раков, кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Северо-Западной академии государственной службы. Сербул М. Н. Просвещение и русская драма: учебное пособие. – Шуя: Издво Шуйского филиала ИвГУ, 2013. – 207 с. Учебное пособие подготовлено в рамках проекта «Имя в русской логоцентрической культуре: изучение процесса интенсификации кризиса логоцентризма», поддержанного Советом Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Цель данного учебного пособия - сформировать у студентов знание истории русской драмы и театра в словесном и сценическом воплощении от истоков формирования (последняя треть XVII в.) до первой четверти XIX в. включительно с учетом просвещенческого дискурса ведущих культурных и литературных тенденций эпохи. В книге рассматриваются общие закономерности исторического развития русской драмы и русского театра эпохи Просвещения, характеризуются основные направления в искусстве и литературе, в рамках которых формировалась жанровая система русской драматургии, выявляется характер влияния и заимствования западноевропейской модели просветительского театра, учитываются национальные особенности русской и европейской театральных систем. Книга также включает программу учебной дисциплины «Просвещение и русская драма», предназначенную для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль подготовки Культурологическое образование и реальный комментарий к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Учебное пособие предназначено для преподавателей высшей и средней школ, аспирантов и студентов. Книга входит в учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин «Просвещение и русская драма», «История русской драматургии и театра» и «История европейской драматургии и театра». Технический редактор - Б. А. Борзых Работа выполнена при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России в рамках соглашения № 14.В37.21.0034 от 22 июня 2012 г. ISBN 978-5-86229-333-3 © М.Н. Сербул, 2013 © Шуйский филиал ИвГУ, 2013 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 5 I. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС РУССКОГО БАРОККО И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ТЕАТРА ………………………………... 10 I. 1. Возникновение русского театра …………………………………….. 10 I. 2. Театр Петровского времени ……………………………………….... 17 II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА ………………………………………….. 28 II. 1. Этико-политический контекст трагедий А. Н. Сумарокова ……... 28 II. 2. Становление высокой («общественной») комедии XVIII века ….. 42 II. 3. Комическая опера и идеи Просвещения …………………………... 53 III. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС РУССКОГО ТЕАТРА РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ …………………………………………… 65 III. 1. Судьбы трагедии в контексте позднего русского Просвещения .. 65 III. 2. Судьбы комедии в контексте позднего русского Просвещения ... 77 IV. КОМЕДИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА«ГОРЕ ОТ УМА» КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФИНАЛ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ…....……136 IV. 1. Споры вокруг комедии «Горе от ума» в контексте инерции риторического слова …………………………………………………….. 136 IV. 2. Пути преодоления риторического слова в комедии «Горе от ума» ………………………………………………………………………. 147 V. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЫБОРА «ПРОСВЕЩЕНИЕ И РУССКАЯ ДРАМА» …….……………………... 164 3
Стр.3
VI. ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ КОММЕНТАРИЙ К КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» ..………………………………... 180 VI. 1. Жилище и одежда провинциального помещика …………….…. 180 VI. 2. Дворянские привилегии и обязанности ………………………… 184 VI. 3. Нравственная атмосфера в семье помещика ………………….... 188 VI. 4. Образование и воспитание недоросля …………………………... 191 VI. 5. Помещик и его «крещеная собственность» …………………….. 199 VI. 6. Комедия Фонвизина и литература XVIII века ……………….…. 201 4
Стр.4