Итальянский вопрос в доктрине славянофилов в период Рисорджименто (50—60-е гг. <...> Возможности применения комплексного исследования микродебитажа на верхнепалеолитической стоянке Каменная Балка II . <...> Советская книжная иллюстрация и неофициальное искусство конца 1950-х — 1980-х гг. <...> Представитель знатной мусульманской дворянской фамилии Европейской России, Тевкелев прожил долгую, полную трудных испытаний жизнь. <...> Судя по всему, впервые Тевкелев отличился во время драматических событий Прутского похода 1711 г. Именно тогда Петр смог убедиться в том, что «переводчик ориентальных языков» Тевкелев «человек надежный», который способен поступать решительно и самостоятельно в критической ситуации22. <...> Не смог выполнить тогда своего задания и Тевкелев, однако своей стойкостью и преданностью делу он сумел еще более укрепить царское к себе доверие. <...> № 4 Д.В. Петров (аспирант кафедры истории России XIX — начала XX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ИТАЛЬЯНСКИЙ ВОПРОС В ДОКТРИНЕ СЛАВЯНОФИЛОВ В ПЕРИОД РИСОРДЖИМЕНТО (50—60-е гг. <...> Однако только в двух из них, Штирии и Крайне, словенцы составляли большинство, причем подавляющее большинство (90%) только в Крайне7. <...> Итальянский вопрос как специальная проблема был сформулирован И.С. Аксаковым в конце 40-х гг. под влиянием событий 1848 г. в Австрийской империи как часть решения славянского вопроса: «пока не решен вопрос Итальянский, Австрия не решится на многое»8. <...> ). В 1856 г. А.Ф. Гильфердинг упоминался как «постоянный» сотрудник славянофильского издания «Русская беседа», которое хотя и числилось как журнал в ведомстве Министерства народного просвещения, являлось «периодическим сборником». <...> Внешнеполитическая доктрина славянофилов «шестидесятых годов», направленная на расширение владений Пьемонта в южном направлении, ближе к границам папских владений, стремилась ограничить политическую власть папского престола и предотвратить возможность превращения Рима в политический <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_8._История_№4_2012.pdf
Вестник
Московского
университета
Серия 8
ИСТОРИЯ
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 4 2012 ИЮЛЬ — АВГУСТ
Выходит один раз в два месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Арапов Д.Ю. Ислам в петровской России. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Петров Д.В. Итальянский вопрос в доктрине славянофилов
в период Рисорджименто (50—60-е гг. XIX в.) . . . . . . . . . . . . . .12
Гайда Ф.А. Предпоследний премьер Российской империи
А.Ф. Трепов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Никологорский А.С. Проблема борьбы за права семьи
в творчестве Василия Розанова .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.41
Караханова Р.В. Особенности президентских выборов 2007 г.
в Аргентине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Ларина Е.И. Национальное самосознание и традиционные социальные
институты в Центральной Азии . . . . . . . . . . . . . . . .66
Хамакава М. Возможности применения комплексного исследования
микродебитажа на верхнепалеолитической стоянке
Каменная Балка II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Ескина Е.В. Советская книжная иллюстрация и неофициальное
искусство конца 1950-х — 1980-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
«Десант» американских историков на историческом факультете:
к итогам российско-американского научного форума . . . . . . . . 116
Стр.1
CONTENTS
Arapov D.Yu. Islam in Russia of Peter I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Petrov D.V. Italian issue in the doctrine of the Slavophiles in the
period of Risorgimento of 1850s — 1860s. . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Ga y d a A.F. The last but one Prime Minister of the Russian Empire
A.F. Trepov . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Nikologorskiy A.S. The problem of struggle for the family rights in
the work of Vasilij Rozanov. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Karakhanova R.V. Principle features of Argentina presidential elections
of 2007. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Larina E.I. National self-consciousness and traditional social institutions
in Central Asia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Hamakava M. The possibilities of complex research of the microdebitage
in Kamennaya Balka II Upper Paleolithic site .
.
.
.
.
.
.
.
“Landing” of American historians at the faculty of history: on the outcome
of the Russian-American scientific forum .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.91
Eskina E.V. Soviet book illustration and nonconformist art of late
1950’s — 1980’s . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
.
. 116
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2012
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2012. № 4
Д.Ю. Арапов
(доктор ист. наук, профессор кафедры истории России до начала XIX в.
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ИСЛАМ В ПЕТРОВСКОЙ РОССИИ
Статья посвящена анализу политики Петра I в отношении ислама и
мусульман России. Исследуются законодательные акты, регулирующие
положение отечественного «мусульманства». Рассматривается деятельность
антиисламской публицистики, которая всячески поощрялась основателем
Российской империи. Подчеркивается, что политика Петра I
и его ближайших преемников на русском троне по отношению к исламу
носила достаточно жесткий характер. Ситуация изменилась лишь во второй
половине XVIII в. с началом проведения Екатериной II политики религиозной
толерантности.
Ключевые слова: Петр I, ислам, мусульмане России, Соборное уложение,
антиисламская публицистика, перевод Корана, Д. Кантемир, КутлугМухам
мед Тевкелев, Екатерина II.
The article deals with the policy of Peter I towards Islam and Muslims in Russia.
The author analyzes legislative acts regulating the status of ‘Russian Islam’ and
studies the activity of anti-Islam political publications, which was widely
encouraged by the founder of the Russian empire. The article emphasizes the
fact that the policy towards Islam of Peter I and his successors on the throne was
rather tough. The situation changed only in the second half of the XVIII century
when Catherine II launched the policy of religious tolerance.
Key words: Peter I, Islam, Muslims in Russia, the Sobornoye Ulozheniye,
anti-Islam journalism, Koran’s translation, D. Kantemir, Kutlug-Mohammed
Tevkelev, Catherine II.
* * *
Конфессиональная политика Петра I строилась на основе его
представлений о главной задаче своей деятельности — всемерном
упрочении и укреплении Российского государства. Основатель
империи Романовых оценивал религию как одно из условий «общественного
благополучия», а религиозные учреждения и их служителей
— прежде всего как орудие «нравственного воспитания» и
одновременно поддержания «порядка» среди своих подданных.
Следует подчеркнуть, что воззрения Петра Великого на роль конфессиональных
институтов в жизни страны оказались близки
взглядам его наиболее достойной преемницы на русском троне
Екатерины Великой. Они оба с неодобрением воспринимали «невежество»
и «фанатизм», встречавшиеся в среде духовных лиц всех
вероисповеданий, критически относились к монашеству и отшель*
Арапов Дмитрий Юрьевич, тел. (499) 254-99-62; e-mail: hiztoricbetzy777@yandex.ru
3
Стр.3